Премия Рунета-2020
Хабаровск
+9°
Boom metrics
Звезды26 марта 2012 5:24

Оленеводы Хабаровского края покормили огонь на берегу Охоты [видео]

«Комсомолка» побывала в эвенском селе Арка на празднике Севера.
Оленеводы Хабаровского края покормили огонь на берегу Охоты

Оленеводы Хабаровского края покормили огонь на берегу Охоты

Фото: Ксения ТУРТЫГИНА

Духи наелись и подобрели

Этот праздник не навязан волевым решением «сверху», а сложился исстари. Кочевники-оленеводы на несколько дней останавливались в заранее оговоренном месте и устраивали своеобразную ярмарку. Меняли оленину и ровдугу (выделанная оленья шкура) на крупу, боеприпасы, посуду. Так и появился у кочевников праздник Севера. Последние годы местом сбора оленеводов всего района становится эвенское село Арка, затерянное на севере Хабаровского края.

На льду замершей реки Охоты (ударение на последний слог) раскинулись эвенские палатки. Оленеводы разложили свежайшее мясо, традиционные изделия – от брелоков «на удачу» до торбасов, сплошь расшитых бисером.

Фото: Ксения ТУРТЫГИНА

Праздник традиционно начался с обряда кормления огня. Для эвенов, как и для большинства кочевников, огонь – живое существо, объект особого почитания. Зашел в палатку – сначала угости огонь, брось в очаг кусочек чего-нибудь съедобного, и лишь потом можешь садиться за стол. Эвенские женщины раньше могли по пламени предсказать погоду, узнать, будет ли мужу удача на охоте, и многое другое.

Зажечь праздничный костер доверили самой пожилой и уважаемой женщине в селе. А затем все гости пошли в хоровод вокруг огня, попутно бросая в пламя кусочки хлеба. Пламя поначалу капризничало, но потом духи наелись, подобрели и позволили огню разгореться.

Эвенские боги вообще были в тот день благосклонны: обычно в Арке еще холоднее, чем в Охотске, но в этот раз было хорошо. Ветер утих. Яркое северное солнце превращало иней в бриллианты, заставляло лед переливаться невероятными сине-зелеными красками. Будто выточенные резцом островерхие горы на фоне синего неба казались еще выше…

Тут так живут веками

Каждая семья (а кочуют эвены именно семьями, и старики, и новорожденные младенцы вместе) поставила свою палатку. Обустройство ее за тысячи лет изменилось мало. Из даров цивилизации – керосинка, печка-буржуйка да брезентовый полог вместо оленьих шкур. Есть своеобразное деление на «прихожую» и «спальную» зоны. Пол возле входа выложен тонкими стволами деревьев, а дальше – ветками. «Постель» забрасывается оленьими шкурами. Спят взрослые и дети рядом, бэбэ (люльку) ставят поближе к печке.

- Мы так живем веками. Вся наша жизнь подчинена заботе об оленях, – угощая меня сырой оленьей печенью, рассказывает хозяйка палатки, руководитель аркинского национального центра «Маранна» Галина Слепцова. – Эвены идут следом за оленем, как только стадо решает перейти на другое место, нужно быстро собрать палатку и отправиться в путь. Ничего слишком тяжелого брать нельзя – олень больше 50 килограммов не поднимет.

Фото: Ксения ТУРТЫГИНА

Олень – действительно душа эвенского народа, центр его мироздания. На оленях эвены ездят, в оленьи шкуры одеваются, оленину едят, оленем лечатся. Не удивляйтесь, олень действительно – живая аптека. Сырая печень – кладезь гемоглобина, почки – повышают иммунитет, в вареных кишках много полезных ферментов и т.д.

- Из всей туши оленя не используется только хвост. Его отрезают и вешают в палатке как украшение и оберег, – продолжает Галина Слепцова. – Даже рогам применение находим, вот, посмотрите, детская погремушка из молодых рогов.

Несмотря на то, что на улице минус 15, в палатке уже жарко. Выхожу на улицу, тем более что вот-вот должны начаться гонки на оленьих упряжках. Эвены – великолепные наездники, учтите, что у национальных седел нет стремян. Седло представляет собой подушку, сшитую из брезента и набитую оленьей шерстью. Для неподготовленного человека даже усидеть на таком седле непросто.

Чей олень быстрее, чей умалан краше?

Чтобы управлять упряжкой, тоже нужно немалое мастерство. К тому же гонки проходили на льду, оленям было тяжело, копыта скользили и разъезжались. Но животные, послушные возницам, упрямо продолжали бежать. Тройка лидеров определилась быстро, все они получили от спонсора праздника компании «Полиметалл» ценные призы и поздравления проигравших.

Время шло, хотелось успеть везде. На берегу вовсю шла торговля олениной, свежей рыбой, изделиями из оленьей кожи, щедро расшитыми бисером. Традиционные торбаса – очень легкая, прочная и теплая обувь – шли на ура. На импровизированных прилавках лежали сумочки, которым позавидует даже столичная модница, шапки из соболя, обереги на удачу, здоровье – всего и не перечислишь.

Меня поразили узоры, которыми эвены украшают и свою одежду, и оленью упряжь, и предметы быта. К примеру, умаланы (коврики) из ровдуги практически полностью покрывает вышивка.

- Это старинная техника. Все сшито оленьими жилками, – объяснила мастерица Ольга Сторожева. – Умаланы можно постелить на пол, повесить на стену, положить на сиденье автомобиля. Мелкую сувенирную продукцию мы тоже шьем из ровдуги.

Выделка оленьей шкуры – очень трудоемкий процесс: чтобы получить ровдугу, мастерице нужно потратить неделю. Шкуру скребут изнутри, снаружи снимают шерсть, замачивают, потом долго мнут, но результат того стоит. Ровдуга получается мягкая на ощупь, прочная, послушная рукам мастерицы.

Праздник приближался к завершению, но уходить не хотелось. Эвены – удивительно гостеприимный народ, они готовы отдать гостю последнее. Нас зазывали в палатки, приглашали к столу, усаживали на самое лучшее место, поближе к хозяйке. Столы еще ломились от угощений, огонь по-прежнему уютно трещал в буржуйках. Но день уже клонился к закату, уставшие олени дремали на снегу, не реагировали даже на предложенную соль. Преодолев опасения, я уселась рядом с белым олешкой, обняла за теплую мохнатую шею. Олень чуть всхрапнул, дернул ушами, но прогонять меня не стал. Так и мы сидели рядышком, пока за мной не пришла машина.

Праздник Севера закончился, но, уверена, никогда не забудется...