Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Василий Шукшин 8 апреля 2012 22:00

«Печки-лавочки» и Великая русская мечта

40 лет назад на экраны страны вышел один из лучших фильмов Василия Шукшина [видео]
Источник:kp.ru

Со всеми «народными» фильмами Шукшина в двухтысячные годы произошли любопытные события, касающиеся, впрочем, не столько самих фильмов, сколько интереса к ним. Для молодого поколения Шукшин превратился в классика из школьной программы, его картины автоматически перекочевали в разряд «папиного кино», которое родственники старшего поколения с удовольствием смотрят по телевизору, но в котором ничто вроде бы не цепляет юношей или девушек моложе 25.

Про Шукшина написали массу аналитических статей, работавших на то, чтобы его образ окончательно забронзовел. Фактура благо располагала. В итоге в пантеоне массового сознания ему достался вполне почтенный образ «деревенщика», «народного интеллигента», «творца, которого сгубил алкоголь» в конце концов. Все эти определения в кавычки взяты не зря - фигура Шукшина настолько шире всех их вместе взятых, что даже говорить об этом неловко. И его фильм «Печки-лавочки» - первейшее тому доказательство, рушащее все стереотипы о творчестве Шукшина. Конечно, если посмотреть этот фильм внимательно.

Шукшина принято считать режиссером прямолинейным - мол, ничего особенного сверх того, что показано, в его фильмах и нет. И «Печки-лавочки» вполне можно смотреть как мелодраматическую комедию - молодые супруги из деревни засобирались к морю, им устроили в родном селе пышные проводы (причем показано все так, будто они не к морю собрались, а как минимум в мир иной), после чего те погрузились в поезд и встретили там разного рода антагонистичных персонажей. Словом, тут и смех, тут и слезы, тут и любовь.

Почему-то до сих пор почти никто не обращает внимания на манеру съемки этих самых проводов в деревне. Хотя и приглядываться не надо, чтобы понять, что Шукшин был для своего времени новатором - с помощью своего постоянного оператора Анатолия Заболоцкого он использует документальную манеру съемки с субъективной камерой, которая то и дело в хаотичном порядке выхватывает лица и фигуры героев ленты. Напомню, это было 40 лет назад. А теперь, посмотрите, едва ли не каждый второй современный авторский фильм, в котором подобная «псевдодокументалистика», выдается за какое-то свершение.

Нюру и Ивана Расторгуевых (героев Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной) на пути к морю (светлому будущему) не остановил, как ни старался, вор Конструктор (Георгий Бурков, в центре).

Нюру и Ивана Расторгуевых (героев Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной) на пути к морю (светлому будущему) не остановил, как ни старался, вор Конструктор (Георгий Бурков, в центре).

Впрочем, главное даже не это. Понятно, что для Шукшина и поезд - не просто поезд, и море - не просто море. У Шукшина, вроде бы всегда опирающегося на сугубо предметный мир, в «Печках-лавочках» отовсюду вырисовываются метафоры. И кино в конечном счете получилось, с одной стороны, о Великой русской мечте - попасть из надоевшей реальности в сказочную страну, расположенную за тридевять земель, в которой волны бьются о берег и всегда светит солнце. А с другой - о гоголевской птице-тройке, которая куда-то мчится, а в пристегнутой к ней карете все время сменяются пассажиры: счастливые и несчастные, симпатичные и не очень. Шукшин, конечно, показывает себя большим оптимистом, высаживая своих героев из метафорической птицы-тройки в Великой русской мечте.

Ну а то, что сегодня «Печки-лавочки» - кино полузабытое и уступающее по популярности, скажем, фильмам Данелия и Гайдая... Это скорее проблема не фильма, а времени.

5 ФРАЗОЧЕК ИЗ ФИЛЬМА

1 -«Вот вы едете со мной, а деньги спрятали вон аж куда. Деревенские свои замашки надо оставлять дома».

2 -«Я бы на вашем месте все эти ухмылочки здесь не строил. Все равно ведь умнее не сделаетесь».

3 -«Мало ли, что он тебе не нужен. А ты делай вид, что пропадаешь без телефона! Хитрее быть нужно».

4 -«У нас бабка говорит: «Как пинану щас!»

5 -«Кошмар! Забастовки кругом!»