Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество14 мая 2012 21:04

В центральном музее ВОВ выставили придуманную технику

Музей был открыт через 50 лет после войны [фото+видео]

Фото: Александр БОЙКО

В майские праздники как жители России, так и иностранные туристы посетили Поклонную гору, которую сегодня занимает комплекс зданий Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Обсуждение культпоходов продолжилось в Интернете.

Одни восторгались музеем, другие указали на просчеты и ошибки музейщиков. На международных исторических форумах в Интернете разразились баталии.

- В вашем музее фантастические танки и небывалые сабли, - написал историк из Германии Томас Андерсон.

Корреспондент "КП" решил осмотреть экспозицию вместе с экспертами Министерства культуры России, чтобы понять: из-за чего ссорятся потомки советских и немецких солдат. На общих основаниях заплатили на входе по 100 рублей (ежегодно музей посещают более 800 тысяч человек). Еще сотню отдали за съемку. И обратили внимание на экспозицию, которая олицетворяет собой государственную границу России в день вторжения фашистов 22 июня 1941 года.

Фото: Александр БОЙКО

- Такого герба на пограничном столбе СССР не могло быть в 1941 году, - показывает несоответствия эксперт по историческому оружию, обмундированию и снаряжению Министерства культуры России Николай Новиков. - На его колосьях больше ленточек (16), олицетворяющих союзные республики. Их число соответствует числу республик послевоенного СССР - 1947 года.

Опытный взгляд эксперта сразу выделил гимнастерку на манекене пограничника, пошитую киностудией "Мосфильм". Также не соответствовали времени послевоенные кирзовые патронные подсумки (тогда были из кожи) для карабина Симонова и пограничная фуражка 60-х годов с непонятной красной звездой на околыше и округлым козырьком. У фуражек времен ВОВ козырек был прямоугольный.

На стенде "Фронтовая кухня" на манекенах послевоенная гимнастерка без знаков различия,  поверх подпоясанной современным болгарским ремнем гимнастерки современная  плащ-палатка, за поясом синтетическая пилотка. У ног манекена - пищевой послевоенный бак для

На стенде "Фронтовая кухня" на манекенах послевоенная гимнастерка без знаков различия, поверх подпоясанной современным болгарским ремнем гимнастерки современная плащ-палатка, за поясом синтетическая пилотка. У ног манекена - пищевой послевоенный бак для

Фото: Александр БОЙКО

- Шинель, подсумки и стальной шлем - послевоенные, хрущёвского времени - указывает эксперт на очередной стенд посвященный советскому пехотинцу образца 1941 года. – У шлема шесть клепок, современный подшлемник , что говорит о том, что эта каска не видела Великой Отечественной войны.

Фото: Александр БОЙКО

Досталось в музее не только победителям, но и оккупантам.

- В описании к экспонату говорится, что перед нами за стеклом мундир гауптмана (капитана) жандармерии фашистской Германии, - удивляется Новиков. - А на самом деле это мундир капитана кавалерийской разведки Вермахта с послевоенным немецким ремнем. Еще больше всего ошибок допустили музейные работники на стенде со знаками отличия Вермахта.

Много удивительного для себя найдут в нашем музее и потомки из других стран участниц Второй мировой войны.

- Вот очередной "шедевр" работников музея, - с грустью говорит Николай Новиков. - Это послевоенная советская каска - с шестью клепками конца сороковых годов, на которой белой краской нарисован непонятный орел, имитирующий орла Войска польского 1939 г. Но и он был совсем другой.

Любопытной оказалась и витрина у которой экскурсоводы рассказывают о капитуляции Германии и самоубийстве Адольфа Гитлера. Рядом с пепельницей из Рейхсканцелярии лежит красивая блестящая сабля. В описании указано, что это немецкая кавалерийская сабля в ножнах 1940 года , принадлежавшая полковнику вермахта Рудольфу Петерсхагену.

Действительно, был такой. Этот немецкий офицер вошел в историю после того, как сдал нашим войскам без боя город Грайфсвальд, где служил после ранения на восточном фронте комендантом. В описании экспоната говорится, что именно эту саблю в знак повиновения он 30 апреля 1945 года Рудольф вручил командиру 90-й стрелковой дивизии генерал-майору Николаю Лященко, который первым вошел в город. И это правда. Но сабля....!

Фото: Александр БОЙКО

- Это ещё один грубый "ляп" работников музея, - говорит Николая Новиков. - Перед нами прекрасно сохранившийся экземпляр эстонской офицерской сабли 1930-х годов. И в этом может убедиться каждый. Достаточно обойти витрину с другой стороны, присесть на корточки, и вы сможете рассмотреть на золоченной гарде сабли крупный герб с тремя львами. Сабля лежит так, чтобы стоящий перед витриной посетитель его не увидел. Ведь даже школьник знает, что герб с тремя львами - современный герб Эстонии.

Даже школьник знает, что герб с тремя львами - современный герб Эстонии."Немецкая сабля" (вид сбоку).

Даже школьник знает, что герб с тремя львами - современный герб Эстонии."Немецкая сабля" (вид сбоку).

Фото: Александр БОЙКО

Непростительная ошибка для специалистов. Истинного арийца Рудольфа Петерсхагена ничего не связывало с Эстонией. Он там даже не был. Воевал в Чехословакии, Югославии, в Сталинграде, на Украине.

- Для офицера вермахта было немыслимо носить с форменным обмундированием холодное оружие с гербом другого государства, - уточнил эксперт.

- Экспозиция музея оставляет желать лучшего: много профессиональных ляпов, неправильной атрибуции военной формы, новоделов и несоответствий, - подводит итог эксперт Николай Новиков. - Сильно режет глаз то, что подавляющее большинство манекенов советских солдат представлены без каких-либо знаков различия – как военнопленные! Все советские каски, представленные в экспозиции - послевоенные. Ни одной подлинной каски советского солдата начала сороковых годов я не увидел, хотя музей называется Центральным музеем Великой Отечественной войны! Поисковики же находят их тысячами в лесах!

Другую часть музейной экспозиции под открытым небом, где выставлены танки и самоходки, осмотрел эксперт военной техники Министерства Культуры России Андрей Шихаев. - Не могли их немцы колесить по России на подобной технике в 40-х годах минувшего столетия, - убежден он. - Некоторые нельзя называть даже копиями.

Выводы эксперта корреспонденту "КП" прокомментировал реставратор боевой техники, коллекционер и российский меценат Дмитрий Бушмаков.

- У средний танка Т-3 нижняя часть принадлежит самоходной установке Штуг-3, а ее верхние элементы немецкому танку с добавлением придуманных элементов у самоходной артиллерийской установки "Артштурм", напротив, ходовая часть от немецкого танка Т-3 с люками, а вот верх его вообще фантазийный, он выполнен с нарушением пропорций, размеров и внешнего вида оригинальной машины с добавлением не существовавших в истории немецкого танкостроения элементов. Там где у него должна быть крыша находятся люки, там где должны быть люки находится крыша. Реально от артиллерийской установки "Артшурм" мы видим лишь пушку и заднее колесо.

Больше всего экспертов позабавил люк на башне "Артшурма". Он находится посередине башни, на одной оси со стволом башенного орудия. Это значит, что в первом же бою, при выстреле орудия, командира бронемашины должно было убить затвором при откате ствола. Своей непропорциональностью форм привлекла Алексея Шихаева еще один экспонат, которую в музее выдают за самоходную артиллерийскую установку "Мардер -3" .

- А ведь это даже не копия, - объяснил Дмитрий Бушмаков. - Эксперту удалось определить, что его ходовая часть экспоната от танка раннего образца, а рубка сварена с нарушением пропорций и внешнего вида оригинального "Мардер-3".

Впрочем есть в Центральном музее Великой Отечественной войны действительно уникальные экспонаты. Недавно в конце экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений музея были выставлена японская военная техника. Ее привезли на Поклонную гору сотрудники музея с курильского острова Шумшу.

- Их реставрацию можно назвать идеальной, - ответил "КП" историк, коллекционер и реконструктор из Токио Ясуши Накамура. - Видно, что ее делали с любовью. Такого танка нет даже в Японии!

Только хотелось похвалить сотрудников музея, когда выяснилось, что реставрировал ее частный московский предприниматель Дмитрий Мартинелли.

Еще одна фантазия - машина, которую в музее выдают  за фашистскую самоходную артиллерийскую установку «Мардер-3». Реставратор военной техники Дмитрий Бушмаков объясняет: такой башни у самоходки никогда не было.

Еще одна фантазия - машина, которую в музее выдают за фашистскую самоходную артиллерийскую установку «Мардер-3». Реставратор военной техники Дмитрий Бушмаков объясняет: такой башни у самоходки никогда не было.

Фото: Александр БОЙКО

Прогулка с экспертами по мемориальному комплексу насторожила. Ведь любой музей, кроме патриотического воспитания должен нести образовательную функцию. Именно на это государством музеям выделяются средства. Можно ли воспитать патриотизм на вольной трактовке самой истории? В последнее время у российских политиков и чиновников от культуры стало модно обвинять зарубежных коллег в фальсификации истории. А сами что творим?

В прямом эфире передачи "Особый случай", которая вышла в минувший понедельник, мы показали наш сюжет заместителю директора Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по композиционно-выставочной работе Виктору Скрябину. За день до передачи мы попросили Дмитрия Бушмакова найти настоящую красноармейскую каску образца 1941 года. Вместе вручили ее представителю музея.

- Спасибо, это весьма ценный экспонат, он уже завтра займет место в нашей экспозиции, - поблагодарил нас Виктор Скрябин. - Музей сравнительно молодой, существует 26 лет. Да, ряд экспонатов копийные, новоделы, есть послевоенного периода. Мы исправим эти ошибки в ближайшее время.

Поймите, музей был открыт через 50 лет после войны. За это время основные артефакты, и наиболее ценные предметы уже осели в других музеях. Они иногда дают нам предметы на временно хранение. Из Государственного исторического музея мы недавно получили подлинный стол с Тегеранской конференции, пальто Сталина в котором он находился 24 июня 1945 года на трибуне Мавзолея во время Парада Победы, обстановку его кабинета с ближней дачи.

Мы стараемся указывать, подлинник экспонат или нет. Когда поступает некий артефакт с легендой, в нем указано, что это. Если была совершена ошибка, а предмет уже попал в экспозицию, легенду трудно исправить. Нужно исправлять учетные данные в государственной части музейного фонда России.

Пользуясь случаем, просим читателей "Комсомолки" передавать в дар нашему музею предметы, которые раскрывают темы предвоенного периода, битв, блокаду Ленинграда, партизанские движения. Таким образом мы можем вместе восполнить дефицит подлинных предметов в музее. ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

Безусловно, музей сравнительно молодой. Так может пока ошибки не исправлены, не стоит брать деньги хотя бы за фотосъемку? Взять, к примеру, вашингтонский мемориальный комплекс World War II Memorial, который был открыт еще позже в 2004 году. Он также посвящен участию США во Второй мировой войне 1939-1945 годов, но там даже за вход деньги не берут. Или тяга ко всему хорошему, что есть на Западе у нас ограничивается тем, что на произвольном гербе Брестской крепости в Зале Славы Центрального музея ВОВ России с легкой руки Зураба Церетели может появиться горельеф здания с рекламой "Hotel Intourist".

Вряд ли эта надпись на английском языке исчезнет с герба к 22 июня. Другие ошибки сотрудникам музея обещали исправить. Мы надеемся на это. Иначе нам больше не придется удивляться тому, что уже наши дети во время реконструкции битвы 1812 года на Бородинском поле будут спрашивают дядю наряженного Кутузовым, а не Наполеон ли он... А ведь это уже не анекдот.