Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество13 июня 2012 22:00

Как я работала на круизном теплоходе. Финал

Корреспондент «КП» устроилась официанткой на круизное судно, чтобы выяснить, усвоили ли речники уроки «Булгарии» [фото+видео]
По запросу корреспондента «КП» на судне идет проверка.

По запросу корреспондента «КП» на судне идет проверка.

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI.

Когда журналист меняет профессию, он на время меняет и всю жизнь. 10 дней я была официанткой на круизном теплоходе, бывшей учительницей начальных классов. 18 часов в сутки без перерывов и выходных таскала тарелки, перетирала тысячи приборов, сервировала, мыла теплоход.

В первом же рейсе на борту заболели 55 туристов. Кишечной заразы мне удалось избежать. Зато я получила серьезное отравление химикатами, когда нас заставили мыть судно. Чудом врач успела сделать укол.

В довесок ко всему на теплоходе постоянно случались поломки: барахлил генератор, отказывала система рулевого управления.

Но приключения закончились. Надо было не только возвращаться к своей обычной жизни, лечить последствия отравления, но и доводить расследование до конца.

Мы не ставили себе задачу разоблачить какую-то определенную компанию. Просто хотелось узнать, что происходит с нашим речным флотом. Узнать до того, как случится следующая трагедия. В нашей истории волею судеб больше всего не повезло конкретной компании и теплоходу, на который я случайно устроилась. Но, как выяснилось, те же самые проблемы почти во всей отрасли. Хотя по нашим рекам ходят и хорошие суда.

ДВЕ ВЕРСИИ

Я снова отправилась в офис компании, где недавно меня приняли работать официанткой. Теперь как журналист.

Гендиректор «Русской пароходной компании на паях» Андрей Басов встретил меня в кабинете.

- Андрей Владимирович, читатели жалуются, говорят, что у вас на теплоходе массовое отравление было?

- Было подозрение на пищевое отравление, но выяснили, что пищевой грипп. Нашей вины нет. Из 115 туристов заболел 21 человек. К концу круиза все выздоровели.

- Была ли проверка?

- Мы сами пригласили Роспотребнадзор, сдали дополнительные анализы на воду, бактериологическое исследование продуктов. Нам подтвердили, что все в порядке.

- После круиза, перед следующим рейсом?

- Да, судно около полутора суток находилось в порту.

- Говорили, были проблемы с водой, что она якобы была желтой?

- Вся вода, которая ставится туристам на стол, берется не из-под крана. На берегу закупается бутилированная вода. Она не может быть плохой или желтой.

- Все члены экипажа имеют медкнижки?

- Абсолютно все. На борту не может быть члена экипажа без медицинской книжки.

- Судно у вас в собственности?

- В аренде 10 лет, принадлежит оно «Камскому речному пароходству», которое является судовладельцем «Булгарии».

Это версия директора.

На теплоходе, на котором работала я, все было несколько иначе.

На борту находились 127 туристов. Я знаю, я им накрывала столы.

И заболевших в итоге было больше.

Воды в бутылках на теплоходе не было. Я лично видела, как ее наливали из-под крана. Причем не только в графины, но даже в кулер.

Теплоход после злополучного рейса стоял в порту меньше суток. За это время не было ни одного проверяющего. Это подтвердили и начальник отдела надзора на транспорте Роспотребнадзора по Москве Петр Гришин. По его словам, с начала навигации судно не проверяли. А владельцы обязаны сообщить о заболевании.

И напоследок. Я работала 10 дней официантом без медкнижки.

ПРОВЕРКИ

- Это тот теплоход, который недавно на мель сел? - отреагировали в речном регистре, когда я обратилась за комментариями.

Вот же «везет» судну!

Хотя не только этому. С начала навигации было отловлено два теплохода, которые вышли в рейсы с туристами, не имея никаких (!) разрешений. Вообще!

Наказание за такое нарушение - копеечные штрафы. И то если Ространснадзору удастся доказать все в суде. По словам начальника Гос-управления морского и речного надзора Петра Ермолаева, на фирму госпожи Инякиной (которая арендовала судно «Булгария») они подали в суд, который оштрафовал ее на 50 тыс. рублей. Напомню, в трагедии погибли 122 человека.

Но и проверки - не гарантия безопасности.

- В прошлом году теплоход «Сергей Абрамов» проверяли три раза, а он в конце навигации сгорел. Мы не можем перейти на ежедневные проверки. Судовладельцы должны сами почувствовать ответственность, - говорит Ермолаев. - У нас людей не хватает. Штат сотрудников сократили с прошлого года на 100 человек. В следующем году еще сократят. Нас на всю страну 750 человек - на все реки и моря. Мы занимаемся лицензированием, расследованиями.

Беда не только с людьми, но и с законодательной базой. По сути, до сих пор нет четких нормативов, на основании чего судно проверять, как часто и по каким параметрам.

Проверяющие жалуются на отсутствие полномочий. Проверку можно учинить, только согласовав ее с прокуратурой. А это время.

А СУДЬИ КТО?

У речного флота три няньки - Роспотребнадзор, Росрегистр и Рос-транснадзор. Какой уж тут глаз. И у владельцев теплоходов своя правда.

- Я в этом году отдал чиновникам, которые проверяли мои семь судов, 400 тысяч рублей, - возмущался директор компании Андрей Басов. - Официальные сборы! Выпуск теплохода в Австрии обходится в тысячу евро. Пришли представители речного регистра, выставили мне счет за наружное освидетельствование сосудов (емкости для хранения сжатого воздуха) - 11 тысяч рублей, медики за медосвидетельствование - 120 тысяч, счет за ввод теплохода в эксплуатацию - 80 тысяч. Вы проверили, взяли деньги, выдали разрешение, несите ответственность за состояние судна вместе со мной. Проверяющие фотографировали каждую деталь - более 200 карточек с теплохода. Для безопасности или себя прикрыть? Мол, мы проверяли.

После трагедии «Булгарии» чиновники заявляли: флот у нас старый. И, судя по всему, ничего за год не изменилось.

- Средний возраст круизного теплохода в стране 44 года (см. «Только цифры»), - рассказывает Сергей Преснов, начальник корпусного отдела Российского речного регистра. - Есть очень старые, такие как «Булгария» (1955 года выпуска), но новеньких очень мало. Дело не в возрасте, а в состоянии. В Европе суда гораздо старше. В целом состояние парка удовлетворительное.

И здесь та же история, что с самолетами. Российских новых лайнеров почти нет, производство загублено, а на покупку новых судов у частников нет денег.

- Купить корабль нереально, - говорит Андрей Басов. - Ставка по кредитам 12%, это короткий кредит, а судно окупается до 40 лет. Новое судно стоит 25 - 35 млн. евро. Такой кредит в наших банках не получить. Нужна господдержка. Если ее не будет, речному пассажирскому флоту осталось лет 15.

С Басовым не поспоришь. Бизнесмены у нас порой ставятся в такое положение, что либо ты экономишь, рассчитываешь на авось, а значит, рискуешь жизнью людей и нарушаешь закон, либо на этом рынке не работаешь. Честным и законопослушным выжить сложно. Такой капитализм называется диким.

- Представьте, что пассажирский флот встал, - продолжает Басов. - Вместе с нами встанет целая отрасль. Речники привлекают ежегодно до 200 тысяч иностранцев. Они не прилетят, автобусы не поедут, гиды не получат работу, музеи - посетителей. Теплоходы - это рабочие места, это спрос на топливо, продукты. Это жизнь маленьких городов.

Хорошие вещи говорил Басов, правильные. Как предпринимателю, я ему сочувствовала, уважала за то, что он все-таки занимается бизнесом в стране. Бизнесом, который дарит одним людям радость, другим - работу, а бюджету - налоги. Но нельзя заставлять людей работать в рабских условиях, но нельзя рисковать жизнью и здоровьем пассажиров.

Но и к чиновникам вопросов не меньше - и все они очевидны.

Гендиректор «Русской пароходной компании на  паях» Андрей Басов:  - Я отдал чиновникам 400 тысяч рублей официальных платежей!

Гендиректор «Русской пароходной компании на паях» Андрей Басов: - Я отдал чиновникам 400 тысяч рублей официальных платежей!

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

По запросу «КП» на судне проводится проверка. С ее результатами мы вас ознакомим позже.

Но таких теплоходов в стране много, журналисты не могут устроиться работать на каждый из них. Мы ждем от Министерства транспорта и других ведомств реакции на нашу публикацию. Может, все-таки пришло время навести порядок в речной отрасли, не дожидаясь новых жертв и при этом не убивая бизнес?

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Самый молодой теплоход в стране - 1996 года производства. Еще 7 теплоходов также были выпущены в начале 1990-х.

Больше всего теплоходов, произведенных в 1950-х годах, - 95 шт.

В 1960-х - 84 шт. 23 теплохода производства 70-х годов. И 39 шт. - в 1980-е.