По запросу корреспондента «КП» на судне идет проверка.
Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI.
Когда журналист меняет профессию, он на время меняет и всю жизнь. 10 дней я была официанткой на круизном теплоходе, бывшей учительницей начальных классов. 18 часов в сутки без перерывов и выходных таскала тарелки, перетирала тысячи приборов, сервировала, мыла теплоход.
В первом же рейсе на борту заболели 55 туристов. Кишечной заразы мне удалось избежать. Зато я получила серьезное отравление химикатами, когда нас заставили мыть судно. Чудом врач успела сделать укол.
В довесок ко всему на теплоходе постоянно случались поломки: барахлил генератор, отказывала система рулевого управления.
Но приключения закончились. Надо было не только возвращаться к своей обычной жизни, лечить последствия отравления, но и доводить расследование до конца.
Мы не ставили себе задачу разоблачить какую-то определенную компанию. Просто хотелось узнать, что происходит с нашим речным флотом. Узнать до того, как случится следующая трагедия. В нашей истории волею судеб больше всего не повезло конкретной компании и теплоходу, на который я случайно устроилась. Но, как выяснилось, те же самые проблемы почти во всей отрасли. Хотя по нашим рекам ходят и хорошие суда.
ДВЕ ВЕРСИИ
Я снова отправилась в офис компании, где недавно меня приняли работать официанткой. Теперь как журналист.
Гендиректор «Русской пароходной компании на паях» Андрей Басов встретил меня в кабинете.
- Андрей Владимирович, читатели жалуются, говорят, что у вас на теплоходе массовое отравление было?
- Было подозрение на пищевое отравление, но выяснили, что пищевой грипп. Нашей вины нет. Из 115 туристов заболел 21 человек. К концу круиза все выздоровели.
- Была ли проверка?
- Мы сами пригласили Роспотребнадзор, сдали дополнительные анализы на воду, бактериологическое исследование продуктов. Нам подтвердили, что все в порядке.
- После круиза, перед следующим рейсом?
- Да, судно около полутора суток находилось в порту.
- Говорили, были проблемы с водой, что она якобы была желтой?
- Вся вода, которая ставится туристам на стол, берется не из-под крана. На берегу закупается бутилированная вода. Она не может быть плохой или желтой.
- Все члены экипажа имеют медкнижки?
- Абсолютно все. На борту не может быть члена экипажа без медицинской книжки.
- Судно у вас в собственности?
- В аренде 10 лет, принадлежит оно «Камскому речному пароходству», которое является судовладельцем «Булгарии».
Это версия директора.
На теплоходе, на котором работала я, все было несколько иначе.
На борту находились 127 туристов. Я знаю, я им накрывала столы.
И заболевших в итоге было больше.
Воды в бутылках на теплоходе не было. Я лично видела, как ее наливали из-под крана. Причем не только в графины, но даже в кулер.
Теплоход после злополучного рейса стоял в порту меньше суток. За это время не было ни одного проверяющего. Это подтвердили и начальник отдела надзора на транспорте Роспотребнадзора по Москве Петр Гришин. По его словам, с начала навигации судно не проверяли. А владельцы обязаны сообщить о заболевании.
И напоследок. Я работала 10 дней официантом без медкнижки.
ПРОВЕРКИ
- Это тот теплоход, который недавно на мель сел? - отреагировали в речном регистре, когда я обратилась за комментариями.
Вот же «везет» судну!
Хотя не только этому. С начала навигации было отловлено два теплохода, которые вышли в рейсы с туристами, не имея никаких (!) разрешений. Вообще!
Наказание за такое нарушение - копеечные штрафы. И то если Ространснадзору удастся доказать все в суде. По словам начальника Гос-управления морского и речного надзора Петра Ермолаева, на фирму госпожи Инякиной (которая арендовала судно «Булгария») они подали в суд, который оштрафовал ее на 50 тыс. рублей. Напомню, в трагедии погибли 122 человека.
Но и проверки - не гарантия безопасности.
- В прошлом году теплоход «Сергей Абрамов» проверяли три раза, а он в конце навигации сгорел. Мы не можем перейти на ежедневные проверки. Судовладельцы должны сами почувствовать ответственность, - говорит Ермолаев. - У нас людей не хватает. Штат сотрудников сократили с прошлого года на 100 человек. В следующем году еще сократят. Нас на всю страну 750 человек - на все реки и моря. Мы занимаемся лицензированием, расследованиями.
Беда не только с людьми, но и с законодательной базой. По сути, до сих пор нет четких нормативов, на основании чего судно проверять, как часто и по каким параметрам.
Проверяющие жалуются на отсутствие полномочий. Проверку можно учинить, только согласовав ее с прокуратурой. А это время.
А СУДЬИ КТО?
У речного флота три няньки - Роспотребнадзор, Росрегистр и Рос-транснадзор. Какой уж тут глаз. И у владельцев теплоходов своя правда.
- Я в этом году отдал чиновникам, которые проверяли мои семь судов, 400 тысяч рублей, - возмущался директор компании Андрей Басов. - Официальные сборы! Выпуск теплохода в Австрии обходится в тысячу евро. Пришли представители речного регистра, выставили мне счет за наружное освидетельствование сосудов (емкости для хранения сжатого воздуха) - 11 тысяч рублей, медики за медосвидетельствование - 120 тысяч, счет за ввод теплохода в эксплуатацию - 80 тысяч. Вы проверили, взяли деньги, выдали разрешение, несите ответственность за состояние судна вместе со мной. Проверяющие фотографировали каждую деталь - более 200 карточек с теплохода. Для безопасности или себя прикрыть? Мол, мы проверяли.
После трагедии «Булгарии» чиновники заявляли: флот у нас старый. И, судя по всему, ничего за год не изменилось.
- Средний возраст круизного теплохода в стране 44 года (см. «Только цифры»), - рассказывает Сергей Преснов, начальник корпусного отдела Российского речного регистра. - Есть очень старые, такие как «Булгария» (1955 года выпуска), но новеньких очень мало. Дело не в возрасте, а в состоянии. В Европе суда гораздо старше. В целом состояние парка удовлетворительное.
И здесь та же история, что с самолетами. Российских новых лайнеров почти нет, производство загублено, а на покупку новых судов у частников нет денег.
- Купить корабль нереально, - говорит Андрей Басов. - Ставка по кредитам 12%, это короткий кредит, а судно окупается до 40 лет. Новое судно стоит 25 - 35 млн. евро. Такой кредит в наших банках не получить. Нужна господдержка. Если ее не будет, речному пассажирскому флоту осталось лет 15.
С Басовым не поспоришь. Бизнесмены у нас порой ставятся в такое положение, что либо ты экономишь, рассчитываешь на авось, а значит, рискуешь жизнью людей и нарушаешь закон, либо на этом рынке не работаешь. Честным и законопослушным выжить сложно. Такой капитализм называется диким.
- Представьте, что пассажирский флот встал, - продолжает Басов. - Вместе с нами встанет целая отрасль. Речники привлекают ежегодно до 200 тысяч иностранцев. Они не прилетят, автобусы не поедут, гиды не получат работу, музеи - посетителей. Теплоходы - это рабочие места, это спрос на топливо, продукты. Это жизнь маленьких городов.
Хорошие вещи говорил Басов, правильные. Как предпринимателю, я ему сочувствовала, уважала за то, что он все-таки занимается бизнесом в стране. Бизнесом, который дарит одним людям радость, другим - работу, а бюджету - налоги. Но нельзя заставлять людей работать в рабских условиях, но нельзя рисковать жизнью и здоровьем пассажиров.
Но и к чиновникам вопросов не меньше - и все они очевидны.
Гендиректор «Русской пароходной компании на паях» Андрей Басов: - Я отдал чиновникам 400 тысяч рублей официальных платежей!
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
По запросу «КП» на судне проводится проверка. С ее результатами мы вас ознакомим позже.
Но таких теплоходов в стране много, журналисты не могут устроиться работать на каждый из них. Мы ждем от Министерства транспорта и других ведомств реакции на нашу публикацию. Может, все-таки пришло время навести порядок в речной отрасли, не дожидаясь новых жертв и при этом не убивая бизнес?
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Самый молодой теплоход в стране - 1996 года производства. Еще 7 теплоходов также были выпущены в начале 1990-х.
Больше всего теплоходов, произведенных в 1950-х годах, - 95 шт.
В 1960-х - 84 шт. 23 теплохода производства 70-х годов. И 39 шт. - в 1980-е.