Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics

Скандал: Учителя выкладывали в Интернет поддельные ответы по ЕГЭ

Борьба со списыванием на Едином госэкзамене приобретает причудливые формы
Источник:kp.ru

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Да, мы это делали! - признает проректор Московского института открытого образования и руководитель группы по разработке заданий для ЕГЭ по математике Иван Ященко. - Брали задания, похожие на те, что предложены на экзамене, подкладывали фон из треугольников (в этом годфу бланки ЕГЭ защищены знаками в виде «пляшущих» треугольников, для каждой работы их расположение было индивидуальным - Авт.), и, когда в Интернете появлялись фото реальных работ, мы запускали свою «дезу». Причем на разных сайтах. Да еще и устраивали обсуждение - как это задание лучше решать.

- Но это были реальные задания или фальшивки?

- Часть заданий - с пробного экзамена, который сдавали в Москве. Часть брали из демовариантов.

- Но зачем?!

- Это самый эффективный способ борьбы с подсказками в Интернете.

Идея у фальсификаторов такая: справиться со всеми сайтами и страничками в соцсетях, куда выпускники выкладывают сфотографированные задания, невозможно. Зато можно набить Сеть подделками - и пусть ищущие подсказки поломают голову. Мало того, подобный отвлекающий маневр использовали не только на математике, но и на других предметах.

Похоже, битва за честную сдачу Единого гос-экзамена перерастает в партизанскую войну.

Не знаю как вас, а меня подобные методы покоробили. Да, группе учителей и чиновников, которые пытаются честно провести ЕГЭ, противостоит многолетняя привычка жульничать, списывать. И эту привычку, увы, тоже поддерживают немало учителей и образовательных руководителей. Вот и возникает извечный нравственный вопрос: а можно ли с нечестностью бороться нечестными методами?

Война в Сети

Впрочем, если всерьез задуматься, все эти игры с фальшивыми заданиями в Интернете и с подсказками, полученными по Сети, не больше чем детские шалости. В этом году были аннулированы 163 работы, которые участники ЕГЭ выложили во время экзаменов в Сеть. И это по всем предметам! Если учесть, что математику писали 800 тысяч человек, еще больше русский - капля в море!

- Гораздо больше списывают в пунктах проведения экзаменов (ППЭ), - соглашается Иван Ященко. - У нас есть данные по некоторым ППЭ, где результаты просто вопиющие. Детям массово подсказывали или просто выполняли за них работы. Можно как-то бороться с подсказками в Интернете. А как изменить точку зрения, которой придерживаются даже учителя: мы с учениками по одну сторону баррикад, а государство - по другую. И мы «своим» должны помогать! Помогать подсказками, обманом?

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Дурить детям голову - безнравственно

- Логику поступка моих коллег я понимаю. Но считаю: то, что они сделали, - безнравственно, - сказал директор лицея при Казанском госуниверситете Павел Шмаков. - Это все равно что подсматривать в замочную скважину, как муж избивает жену, а потом написать на мужа заявление в полицию. С одной стороны, ты вроде защитил женщину. С другой - подсматривать приличный человек не должен.

СРЕЗАЛИСЬ

В конце прошлой недели подведены итоги еще четырех экзаменов.

Физику завалили 12,6% сдававших, географию - 8,3%, обществознание - 5,9%, литературу - 4,8%. И это, напомню, были ЕГЭ по выбору - то есть их взялись сдавать ребята, уверенные в своем знании предмета.

100 баллов получили по обществознанию 80 участников, по физике - 41, по географии - 64, по литературе - 324.

Обнаглели

Калмыкия - чемпион по фальсификациям

Иван Ященко говорит о том, что удалось вычислить пункты проведения экзаменов, где сдававшим ЕГЭ массово помогали. Но списывали-то не только локально по школам. Жульничали в этом году целыми республиками! Особенно на этот раз «пре­успела» Калмыкия. Результаты экзаменов у выпускников этой республики оказались настолько фантастическими, что впору давать руководству местным образованием медали «За выдающееся освоение школьной программы».

Но медали никто давать не будет. Эксперты Рособрнадзора сейчас проверяют большинство высокобалльных работ из этой республики практически по всем предметам. Исключая литературу. По этому предмету фальсификации были настолько наглыми, что перепроверяют тотально все работы.

Еще два региона, которые отличились аномально высокими результатами, - Ингушетия и Липецкая область.

А В ЭТО ВРЕМЯ

60 тысяч - за высокие баллы

Вот две схемы, с помощью которых решались дела с ЕГЭ в этом году в Дагестане:

1-й вариант. C класса собирали от 80 до 170 тысяч рублей и через классных руководителей передавались директорам школ (т. е. с каждого ученика - от 5 до 8 тысяч рублей). Основная часть - около 100 тысяч - уходила экзаменационной комиссии, остальное - посредникам и ответственным за вынос заданий ЕГЭ из школы, для того чтобы их решили консультанты, и обратно. Вынести работу из класса стоило около 5 - 8 тысяч рублей (горные районы) и 50 - 60 тысяч - в в Махачкале и Хасавюрте. Есть и другой вариант - некоторым работы решали учителя в отдельном кабинете, получая ксерокопии или фотографии работ.

Эта схема «дешевая», максимально высоких баллов не гарантирует, но проходной балл ученику обеспечивает.

Дети из небогатых семей специально к концу года переезжают в районы и прописываются там у родственников - в горах расценки за помощь на ЕГЭ ниже.

2-й вариант. Проблемы с ЕГЭ берет на себя родитель. В этом случае все стадии ЕГЭ подкрепляются деньгами. Вынос/занос работы, возможность родному чаду пользоваться телефоном в аудитории, поиск наемника - человека, способного решать КИМ. Как правило, это либо преподаватель вуза, либо учитель высокой квалификации. В городах и районах за такую работу учителю платят 10 - 15 тысяч рублей. «Преподаватель вуза берет от 50 тысяч и выше. Профессор за сумму меньше 100 тысяч не возьмется писать. А можно, минуя всех, решить вопрос с ЕГЭ через Институт повышения квалификации. Отдаешь туда 150 тысяч и можешь рассчитывать на высокие баллы…» - рассказывает нам Н. - один из учителей, согласившийся раскрыть схему махинаций.

Для получения высоких баллов - от 80 до 90 - родители выкладывают 60 - 70 тысяч за каждый предмет.

Руслан МАГОМЕДОВ, корреспондент газеты «Черновик», - специально для «КП».