Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество13 декабря 2012 15:26

Московская школа: все ли дети одаренные?

Глава Департамента образования рассказал на пресс-конференции в "КП" о своем видении детской одаренности
Глава Департамента образования Москвы Исаак Калина

Глава Департамента образования Москвы Исаак Калина

Фото: РИА Новости

Нужны ли одаренным детям специальные школы? Как выстроить систему образования таким образом, чтобы все дети смогли раскрыть свой потенциал? Глава Департамента образования Исаак Калина считает, что талант есть у любого ребенка, и нужно только постараться его раскрыть:

- Мне довелось поработать в разных типах учреждений - от школ-интернатов до школ с математическим уклоном, - отмечает Исаак Иосифович. - И я надеюсь, что этот опыт работы дает мне право обозначить несколько тезисов, которые не всеми будут восприняты так же однозначно. Все эти разные дети были просто с разными типами одаренности. Беда школы в том, что мы признаем и уважаем очень небольшо список этих видов одаренности. Отсюда и разделение. И именно это рождает снобизм у одних детей и комплекс неполноценности у других. А школа должна помогать развивать все типы одаренности, тогда в такой школе будет формироваться крайне важное качество - уважение к другим. И только при таком подходе общество и государство, во-первых, не теряют способности своих граждан, а, следовательно, обеспечивают их личную конкурентноспособность. Только при таком подходе мы не создаем в обществе дополнительные поводы для конфликтов, а поддерживаем единство нации и страны. Важно не разделение, важна дифференциация - она должна быть в школе, но не по принципу "одаренный-не одаренный", а по типам одаренности. И только в старшей школе, когда дети демонстрируют способности - академические, научно-ориентированные - тогда для них могут создаваться спец-учреждения, которые продолжат развивать эти способности. А задача общеобразовательной школы - помочь выявить, помочь развивать любые виды одаренности, которые есть у каждого.

Но не всегда то, что принимают за талант, является им на самом деле. Например, родители частенько понукают ребенка и заставляют его усиленно заниматься теми или иными предметами. А истинные способности и личные пожелания остаются на втором плане.

- Задача современого образования - дать возможность реализовать ту одаренность, которая имеется, - считает директор Городского центра педагогического мастерства Иван Ященко. - Но есть понятие мотивированности, которое часто путают с одаренностью. На ранних этапах это часто путают - ребенок демонстрирует хорошие результаты, потому что больше занимается, потому что этого хотят родители. Наша задача - реализовывать те возможности, которые есть. Мы знаем о сломанных судьбах ребят, которые сломались в форсированных условиях.Те меры, которые сейчас принимаются, дают возможность реализовать ребятам из обычных школ свою траекторию. Основной уклон мы делаем на то, чтобы, сохраняя специализированные школы, сделать их макксимально открытыми для каждого ребенка города. Та модель, которая выстраивается сейчас в городе, ориентирована как раз на это.

Директора перестали бояться перемен

Многие учителя и родители считают, что объединение школ повредит образовательному процессу. Мол, чем больше учеников, тем меньше внимания сможет педагог уделить конкретному ребенку. Власти уверяют, что напротив, администрация и коллективы школ готовы к такому шагу:

- Наоборот, школы, которые не замечают способности ребенка, чаще всего маленькие, - отмечает глава Департамента образования Исаак Калина. - Ни одной крупной школы не оказалось ниже 1000-й позиции в нашем рейтинге. Это зависит от педагогического коллектива. В 90-е годы был эксперимент с самофинансированием, и люди начали принимать оптимизирующие решения.

Потом этот эксперимент прекратился, потому что он не совпадал с общепринятыми тогда правилами. Некоторые комплексы сохранились до сих пор, например, объединенная школа Ефима Рачевского. Сейчас финансирование определяют сами родители: пришло 500 детей – школа получит деньги на 500 детей. И это открыло дорогу к новым процессам, директора перестали бояться перемен.

В прошлом году, когда к нам обратились школы, желающие объединиться, но мы отказали многим, потому что не было у них точного плана объединения. Сейчас для этого обязательно решение Управляющего совета школы – без него мы рассмотреть эту заявку не можем. Следующий этап – отсутствие физических препятствий между объединяемыми школами.

Порядка 30 процентов заявок возвращено в школы по разным причинам. И всегда найдется человек, оставшийся недовольным этими процессами. Родитель, который считает, что только его ребенок одаренный. Или учитель, который довольствовался 13 часами физики, и понимает, что в объединенную школу могут пригласить лучшего специалиста. Или директор, который боится за свое место.