Премия Рунета-2020
Тверь
+13°
Boom metrics
Общество14 декабря 2012 13:59

В Германии невозможно растить детей! - решила многодетная мать, вернулась в Россию и поселилась в Тверской области

Такой вывод мать семерых детей сделала после восьми лет проживания в ФРГ
Татьяна и её дочь Аня, готовятся к конкурсу в музыкальной школе

Татьяна и её дочь Аня, готовятся к конкурсу в музыкальной школе

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Многодетная мать приехала из Германии в Россию, потому что там хуже, чем здесь. Звучит невероятно?

- Там действительно тяжелее растить детей, и с работой постоянный напряг, - утверждает Татьяна Воробьёва, мать семерых детей, восемь лет прожившая в Германии и вернувшаяся в родную страну.

Татьяна уже два года живёт в Конаково, что в Тверской области. Владеет половиной частного дома. Рядом огород и подсобное хозяйство с домашней птицей.

- Я выросла в обычной семье, но в посёлке, где я росла, было полно многодетных. Всегда хотела много детей, сколько себя помню. В планах пока больше детей нет.

Хозяйка открывает железную калитку и пропускает меня во двор. В вольере устрашающий пёс. Рядом с крыльцом установлен раскрашенный яркими красками детский комплекс.

- Вот качельки поставила, - показывает Татьяна, - надо же детишкам где-то играть. С мужем она разошлась ещё в Германии, так что теперь всё делает сама. Но уныния на лице хрупкой женщины не заметно. Она проводит меня в комнату, поит чаем и рассказывает историю своей жизни.

Решение переехать за границу зрело давно. Последней каплей стал кризис 1998 года. Как и многие россияне, супруги Кирилл и Татьяна Воробьёвы в те времена поверили, что заграница подарит счастье. Они тогда ещё с тремя детьми жили в Санкт-Петербурге.

- Планы строили долго, документы оформляли ещё дольше. В итоге ухать смогли только в 2002 году, - рассказывает Татьяна, - Продали квартиру в Питере. На эти деньги сняли в Германии небольшой домик. У них там забавно устроено – жильё снять проще, чем купить. Местные власти даже помогают эмигрантам платить за съёмный дом, а если приобретаешь в собственность, начинают душить налогами. Получили неограниченный вид на жительство, но сохранили российское гражданство. Жили в основном в сельской местности, между городами Штутгарт и Вюрсбург, переезжая из посёлка в посёлок.

Проблемы начались почти сразу после того, как приехали. Первая и главная проблема - работа. Татьяна по образованию медсестра. Да вот беда - не котируются в Германии российские дипломы. - Никак не могла подтвердить там свои сертификаты, - жалуется женщина, - приходилось работать то почтальоном, то на озеленении улиц, то водителем. Водителем не сразу устроилась. Денег за права вбухала очень много, чтобы подтвердить категории В и С почти шесть тысяч евро потратила.

У мужа с работой тоже не заладилось, он инженер по образованию. В Германии работал на производстве солнечных батарей. То на изготовлении, то на установке. Нигде подолгу не держали – у них после шести месяцев работы трудовое законодательство обеспечивает гарантии и доплаты. Вот немцы и приспособились держать человека 4 - 5 месяцев, а потом увольнять.

Татьяна и её дочь Аня, готовятся к конкурсу в музыкальной школе

Татьяна и её дочь Аня, готовятся к конкурсу в музыкальной школе

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Татьяна, устав мыкаться, решила пойти учиться на медсестру за свой счёт. Но бундесчиновники пригрозили лишением детского пособия. Логика простая: раз есть деньги на учёбу, значит, и на детей найдутся. Хочешь не хочешь, а пришлось заниматься неквалифицированным трудом.

Татьяна поработала даже хаусмастером. Это немецкий аналог дворника, только обязанности шире. Хаусмастер договаривается о вывозе мусора, устраняет мелкие поломки, сам привозит и увозит рабочих, если нужно, проводит ремонт.

Но и на этих работах действовал негласный принцип шести месяцев. Настоящие проблемы начались, когда в 2006 родился Миша – пятый ребёнок в семье Воробьёвых. У него отклонения в развитии, уже в России он получил статус ребёнка-инвалида. А в Германии никаких пособий по уходу за инвалидом не положено. Можно выбить себе мизерную компенсацию, если докажешь, что не можешь отлучиться от ребёнка. Чиновники упираются, не хотят пособие на лежачих инвалидов выписывать. Мол, он спокойный, вещей много не испортит. В общем, жизнь сводилась к оформлению документов. Забудешь бумажку какую-то оформить, и тут же начинают перепроверять. Чиновники считают: раз одну льготу не оформили, значит, и другие не нужны. А подтверждать льготы надо каждые полгода.

- В итоге дети мои оказались не у дел. В школе бесплатно только обязательные предметы. А за дополнительные секции дерут втридорога. Вот Анечка у меня с трёх лет занимается фортепиано.

Интернет в доме есть

Интернет в доме есть

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

И действительно, из соседней комнаты раздаются звуки музыки. Тут, в России, она за 30 рублей в месяц ходит на занятия два раза в неделю. А там 90 евро нужно было отвалить за четыре занятия в месяц. То есть один раз в неделю.

Татьяна ещё много чего рассказывала о несладкой жизни русских эмигрантов в Германии. Постоянные переезды из-за смены работы не давали детям привыкнуть к школе. Кстати, в детских учреждениях там не кормят - ни в школах, ни в детских садах. Приехав сюда, дети особенно радовались, когда в русской школе их обедами кормить начали.

Но, несмотря на тяжёлую жизнь, Татьяна родила ещё двоих детей, прежде чем разошлась с мужем. Затем Татьяна родила ещё одного ребёнка и засобиралась назад в Россию. Уж очень тяжело стало поднимать потомство одной в чужой стране.

- Когда Шрёдер ушёл с поста (канцлер Германии. - Ред.), отношение к эмигрантам испортилось. На законодательном уровне. Стали визы зажимать, оформляли льготы с большой неохотой, – Татьяна с грустью вспоминает этот период. – Раньше в каждом административном округе была организация (состояла из русских), которая помогала возвращаться эмигрантам на родину. А когда мы решили уехать, эту организацию упразднили. Как быть? Очень помогла программа «Соотечественники» в России. К тому же в Германии удалось найти похожую организацию. Почти землячество. Фуру предоставили, чтобы вещи вывезти. Там нормативы – семья до пяти человек может вывезти 5 тонн имущества, больше пяти человек - 10 тонн. У нас получилось 6,5 тонны. Всё взяли, что к полу не приколочено. Правда, бытовая техника уже тут вся сгорела от перепадов напряжения. Сдали в утиль.

Татьяна приехала в Россию на пустое место - квартиру-то в Питере продали.

Во дворе Татьяна сама установила качели

Во дворе Татьяна сама установила качели

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

- Материнского капитала, который оформила на младшенькую, тоже надолго не хватило. Так бы и остались на улице. Только вот умерла моя тетка в Москве, и квартиру мне завещала. Я её продала и купила в Конаково половину дома. Почему именно в Конаково? Да всё просто. Ближе всего к Ленинградской области, и дом просторный – есть где семерых детей воспитывать (седьмого ребёнка Татьяна родила, уже вернувшись из Германии). Оставшиеся деньги на ремонт потратили. Но зато все красиво вышло, дом-то был развалюха развалюхой. Машину продала, которую пригнала из Германии. Сейчас «Ладу» собираюсь покупать. Всех детей по секциям и кружкам пристроила.

Сейчас Татьяна Воробьёва нигде не работает. Хотела медсестрой в школу, но пока не получилось.

- А на какие деньги живёте? Ведь содержать семерых детей и дом недёшево.

- Пока денег хватает, - улыбается Татьяна, - на детей пособие платят. Мише пенсию по инвалидности дают. Ну и муж у меня в Германии остался – исправно алименты присылает.

Добавим к этому, что у Татьяны обширное подсобное хозяйство: гуси, утки, куры, цесарки. - Мне сначала страшно было их забивать, а потом сын подключился. И так ловко у него получается.

В семье большое подсобное хозяйство

В семье большое подсобное хозяйство

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Эту историю Татьяна Воробьёва поведала мне уже на дворе, когда птицы с гоготом обступили нас.

Вся семья в сборе (старший сын с внучкой на руках)

Вся семья в сборе (старший сын с внучкой на руках)

Ещё особенности жизни в Германии

Во-первых, у них в провинции нет понятия «круглосуточный магазин». Максимум работают до девяти, а по воскресеньям – обязательный выходной. Так что если прижмёт в воскресенье, придется ехать за десятки километров в крупный город.

- У них считается вполне нормальным явлением, если мамочка придёт на детскую площадку и накормит всех, кто там есть, пирогом. Но, если вам посчастливилось заглянуть к немцу в гости, а они очень неохотно приглашают к себе в дом, никакого хлебосольства не ждите, – саркастически замечает Татьяна. Одному гостю – один кусок пирога. Не как у нас: поставят блюдо - и ешь сколько влезет.

Вообще немцы народ бережливый до скупости. Они у себя в туалете даже горячую воду в раковину не подводят. Если сдают жилье, тогда - пожалуйста, если себе, то ни-ни. У них в гости вообще не очень принято ходить. Если дело в деревне происходит, то у них там есть общественный дом. Там и праздники, и поминки, и родительские собрания проходят. Дом - это у них неприкосновенная территория. А ещё немцы много курят. И мужчины, и женщины. Но сигареты у них дорого стоят, поэтому сами сворачивают «козьи ножки» и табаком набивают. Не такая вонючая смесь, как покупные, но всё равно гадость.

Комментарий Психолога:

Оксана Цветкова, директор психологического центра, практикующий психолог.

- Это типаж вечно ищущего человека. Возможно она не вполне понимает какой стресс для детей, постоянная смена школ и городов и даже стран.