Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Дом. Семья27 декабря 2012 9:44

Как Греф с «муда» боролся

Наш колумнист дал Герману Грефу пару советов
Наш колумнист Евгений Арсюхин дал Герману Грефу пару советов

Наш колумнист Евгений Арсюхин дал Герману Грефу пару советов

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Прочитать книгу.

Когда экс-министр экономики Герман Греф возглавил Сбербанк, он имел неосторожность произнести яркие и запоминающиеся слова. «Мы должны доказать, что слоны умеют танцевать», заявил он, разумея под слоном неповоротливый и косный госбанк. Теперь ему все этого слона поминают. «Слон еще не танцует, но уже подтанцовывает», так заканчивается книга журналиста Евгения Карасюка, посвященная 5-летнему сражению Германа Оскаровича с оным животным. Называется книга предсказуемо: «Слон на танцполе».

Книга написана в старом советском жанре «проделана работа». Все было плохо, пришел либерал и реформатор Греф, все по-прежнему не очень хорошо, но «проделана работа». При этом сама по себе книга интересная — если, конечно, у вас есть вкус к бизнес-литературе.

Греф, конечно, человек прогрессивный. Внедрил в Сбербанке опыт концерна Toyota. На автогиганте борются с издержками, которые по-японски называются «муда». Карасюк выше того, чтобы намекать на созвучие с русским словом. Но я представляю, как острили подчиненные Грефа. Но что в итоге этой борьбы?

Люди, что на «ты» с компьютером, согласятся: Сбербанк внедрил немало удобных интернет-сервисов и в этом плане выглядит вполне себе на уровне. Но в отделениях прогресс не так заметен. Три раза за месяц я был в одном отделении. Сначала оно не работало — свет отключили. Потом операционистка переводила мои деньги в Голландию. Полтора часа.

- Василиса Сергеевна, а я правильно вот эту кнопочку нажимаю?

Наконец, делал перевод на карту Сбербанка подруге. Сам перевод мне сделали быстро, но оказалось, в кассе обеденный перерыв. В самом Сбере обед по настоянию Грефа давно отменили. А у кассира не отменили. Час ожидания.

Ну и мелочи. Электронная очередь есть. А звукового сигнала нет. Старушки цифры не видят. Операционистка громко кричит из-за толстой стеклянной стенки. Старушки ее не слышат. Раньше были очереди к окошку — теперь к терминалам, потому что специальная девушка всех загоняет к терминалам. И так далее.

На самом деле, Сбербанк стал заложником своего клиента. Не переводит клиент Сбера денег в Голландию, вот операционистка и не умеет. Клиент Сбера часто беден, глуховат и подслеповат. Значит ли это, что клиента надо тащить в светлое будущее? Или нужно сделать так, чтобы ему было комфортно? Несколько лет назад я говорил об этом с одним швейцарским банкиром.

- Я сам человек старый, - объяснял он мне секрет своего успеха, - Даже sms отправлять не умею. И клиент у меня такой же. И мы с ними находим общий язык! Они поговорить любят, не боятся заполнять длинные бланки, а вот компьютера не знают. В другие банки они как зашли, так и вышли, а у меня им хорошо.

Греф с таким подходом никогда не согласится. Мы много общались, когда он был министром. Судя по книге Карасюка, Герман Оскарович не изменился. Он любит читать, и как что вычитает — так всех заставляет внедрять и перенимать. А другое что вычитает — это другое заставляет. И еще он мечтатель, и часто даже кажется, что он реальности вокруг себя не замечает. Помню, были мы с ним в Индии, осматривали тамошний бизнес-колледж, чтобы в России такой же построить. Понравился Грефу внутренний дворик с библиотекой.

- Вот, и нам так надо! - воодушевленно сказал он.

- Ну, можно... с поправкой на климат только, Герман Оскарович, да? - несмело поправил кто-то из подчиненных.

- С поправкой, конечно... - смутился Греф.

Я, конечно, никто, чтобы давать Грефу советы. Но рискну. Я бы разделил Сбербанк на два бизнеса. Один пусть занимается людьми, но так, чтобы люди видели перемены. А другой — покупает Opel, Яндекс-Деньги, Тройку-Диалог, и вообще всячески инвестирует и жжет креативом. Тогда и слоны будут целы, и клиенты довольны.