Премия Рунета-2020
Иркутск
+2°
Boom metrics
Общество21 января 2013 3:18

Охотники за педофилами в Иркутске: за и против

На круглом столе в «Комсомолке» эксперты обсудили работу активистов движения «Оккупай-Педофиляй» [видео]
На круглом столе в «Комсомолке» обсудили, законно ли действуют активисты движения «Оккупай-Педофиляй».

На круглом столе в «Комсомолке» обсудили, законно ли действуют активисты движения «Оккупай-Педофиляй».

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Публикация об охотниках на педофилов, вышедшая в «Комсомолке» неделю назад, вызвала бурное обсуждение среди наших читателей. Действия активистов «Оккупай-Педофиляй», балансирующие на грани фола, встретили как горячее одобрение, так и резкое порицание. Остроты этой дискуссии добавляет тот факт, что педофилия в последнее время принимает в Приангарье все признаки эпидемии: только в прошлом году на территории региона было зафиксировано 180 нападений извращенцев на детей. Поэтому мы решили продолжить этот разговор в пресс-центре «КП» и провели круглый стол на тему «Какую пользу может принести обществу появление в Иркутске таких движений, как «Оккупай-Педофиляй» : ЗА и ПРОТИВ».

Участники:

- Кирилл Райлян, и.о. начальника отделения УУР ГУ МВД России по Иркутской области;

- Иван Глебец, старший преподаватель кафедры социальной психологии ИГУ;

- Виктор Григоров, председатель Общественного совета при УМВД по г. Иркутску, юрист;

- Вячеслав Пушкарев, протоиерей, руководитель миссионерского отдела Иркутской митрополии;

- Александр Михеев, Александр Хард, Елизавета Васильева - активисты «Оккупай-Педофиляй».

Ведущие: Игорь Алексич и Яна Абалымова

Ведущие: Игорь Алексич и Яна Абалымова

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

«ВМЕСТЕ МЫ СИЛА» - СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ПОЛИЦИЕЙ

Ведущие: Что заставило вас заниматься борьбой с педофилами? Как вы к этому пришли?

Александр Михеев: К этим извращенцам я негативно относился всегда. Недавно увидел в Интернете один из роликов «Оккупай-Педофиляй». За несколько дней пересмотрел их все, и после этого решил заняться тем же самым. Сколотил группу из семи своих друзей и знакомых. И вот с конца декабря мы уже вычислили троих педофилов. Мы ловим их на живца на сайтах знакомств, затем назначаем «свидание» в реальном мире. При личной встрече предлагаем педофилу выбор: либо мы сдаем его в полицию вместе с заявлениями от ребенка и его родителей, либо он дает нам видеоинтервью, которое потом выкладывается в Интернет. Перед нами не стоит задачи избить или унизить этого человека. Мы хотим показать его людям, проинформировав, что он может быть опасен для их детей.

Ведущие: Вы ловите педофилов на живца. Сколько откровенных писем ему приходит ежедневно?

Александр Хард: В день приходит по 25-30 писем, и практически каждый из их авторов изъявляет желание продолжить приятное знакомство «в реале».

Виктор Григоров: Почему же вы не сотрудничаете с полицией? Ведь это - профессионалы, которые знают, что и как нужно делать. Вы думаете, что справитесь лучше их?

Елизавета Васильева: Мы и не отказываемся от совместной работы. К примеру, в третьем случае мы передали пойманного педофила полиции, так как он отказался от интервью. Поэтому можно считать, что мы уже действуем вместе. Изначально можно было прийти в полицию, но кто бы нас принял всерьез, если бы мы явились туда с пустыми руками?

Кирилл Райлян: Отчего же? Мы всегда рады помощи граждан. К примеру, последнего серийного маньяка, который нападал на маленьких девочек, мы поймали во многом благодаря помощи обычных рядовых людей. Нам постоянно звонили, сообщали какую-то информацию - и мы досконально проверяли все эти сведения. Если бы вы, молодые люди, пришли к нам и предложили свою помощь, мы бы с радостью ее приняли. Но в данном случае, показав педофила в Интернете, вы спугнули его и заставили уйти в подполье, а это усложняет нашу задачу по его поискам. Так что мы готовы работать вместе, но нам надо предварительно обсудить тактику и стратегию этой работы. Ведь ваши видеоролики - это не основание для возбуждения уголовного дела.

Александр Михеев, Александр Хард, Елизавета Васильева - активисты «Оккупай-Педофиляй».

Александр Михеев, Александр Хард, Елизавета Васильева - активисты «Оккупай-Педофиляй».

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Ведущие: Действительно, если говорить о том педофиле, которого ребята передали полиции: достаточно ли доказательств они предоставили для того, чтобы он получил какое-то реальное наказание?

Кирилл Райлян: Уголовное дело еще не возбуждали, сейчас проводится проверка.

Ведущие: Для доказательств недостаточно переписки с несовершеннолетним и заявления от родителей мальчика?

Виктор Григоров: У ребят не получилось договориться с пойманным педофилом о видеоинтервью, после чего они передали его полиции: дескать, проверяйте его, собирайте доказательства. Но я как юрист практически уверен, что одного только факта переписки будет недостаточно, чтобы осудить этого человека. Поймите, что собирание доказательной базы - это тонкая и сложная работа, которой должны заниматься профессионалы. Так что, скорее всего, вам просто придется извиниться перед пойманным вами человеком.

ЭТО ПРОВОКАЦИЯ, ШАНТАЖ ИЛИ БОРЬБА ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Ведущие: А могут ли сами активисты «Оккупай-Педофиляй» стать фигурантами уголовного дела? Могут ли их методы расцениваться как похищение человека, незаконное лишение свободы, истязание?

Виктор Григоров: Все это может быть расценено как самоуправство - эта статья Уголовного кодекса покрывает все вышеперечисленное. Но я хотел бы вернуться к вопросу о том, насколько правильно привлекать к этой «охоте» детей.

Иван Глебец: Действительно, эта ситуация является для подростка психотравмирующей. Подобное использование детей - неважно, в благих целях или нет - совершенно недопустимо! Хотя мальчик, конечно же, находится на подъеме эмоций: он приносит пользу обществу, борется за справедливость, ощущает себя супергероем. Но это не очень полезно для дальнейшего становления его личности. Что же касается взрослых активистов, то их методы говорят сами за себя: это провокация и шантаж. И именно их наблюдает 15-летний мальчик, считая, что это и есть борьба за справедливость.

Отец Вячеслав Пушкарев (возмущенно): Ну зачем такие слова говорить? Шантаж - это нормальный инструмент работы с людьми. С его помощью всегда работали специальные органы - и их за это никто не осуждал! Это уже двойные стандарты получаются. Я считаю, что надо использовать все, что работает, для достижения благой цели: вор должен сидеть в тюрьме, педофил должен жить за границей! В конце концов, даже американская конституция знала такое понятие, как суд Линча: когда недорабатывают специальные органы, дорабатывает народ. Я поддерживаю ребят…

Иван Глебец (удивленно): То есть Вы одобряете их действия и методы?

Отец Вячеслав Пушкарев: Нет, я просто их понимаю. И понимаю, что ребята занимаются ерундой! Дело в том, что нашей молодежи сегодня не хватает Испании, Халхин-Гола, не хватает возможности проявить себя. Вот они и берутся решать те проблемы, которые видят. А что касается участия в этом несовершеннолетнего... Когда сотни ребятишек гибли в партизанских отрядах, никто ведь не вспоминал, что они - дети. Они выполняли свой долг перед Родиной! Как можно лишить ребенка этой возможности? Я видел огромное количество сынов полка, которые выросли замечательными людьми, и при этом они не заигрались в войну, нормально вписались в мирную жизнь. А возвращаясь к «Оккупай-Педофиляй»... Конечно же, им нужно переходить к сотрудничеству с полицией и действовать законными методами, иначе им светит небо в клетку.

Виктор Григоров, председатель Общественного совета при УМВД по г. Иркутску, юрист (слева) и Вячеслав Пушкарев, протоиерей, руководитель миссионерского отдела Иркутской митрополии

Виктор Григоров, председатель Общественного совета при УМВД по г. Иркутску, юрист (слева) и Вячеслав Пушкарев, протоиерей, руководитель миссионерского отдела Иркутской митрополии

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ ОХРАНЯТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК, ЕМУ НЕ НУЖНО СНИМАТЬ ПРО ЭТО КИНО»

Ведущие: Ребята рассказывают, что педофилы отправляют «приманке» по 25-30 весьма откровенных писем. То есть бери и лови! Кирилл Юрьевич, а правоохранительные органы занимаются поиском педофилов в Интернете?

Кирилл Райлян: Конечно, у нас есть специализированный отдел, который работает с Интернетом.

Ведущие: Тогда почему бы вам не воспользоваться некоторыми ноу-хау «Оккупай-Педофиляй»? Составили бы портрет несуществующего мальчика с помощью фоторобота - и вперед! Ловили бы педофилов пачками!

Виктор Григоров: Сотрудники полиции не смогут сейчас рассказать вам обо всех нюансах и тонкостях своей работы, иначе педофилы будут знать, как им противодействовать. Но поверьте: эта работа ведется очень активно и с использованием всех современных средств. Конечно, они не могут охватить Интернет на все 100%, поэтому и нужны такие добровольные помощники.

Кирилл Райлян: Мы постоянно награждаем и поощряем людей, оказавших нам содействие. Правда, они не снимали свои подвиги на видео и не выкладывали эти съемки в Интернет. Так же и здесь: если человек хочет охранять общественный порядок, ему не нужно снимать про это кино. Вы же, насколько я понял, хотите сначала показать, кто вы такие, а уже потом идти к нам. Но вам никто не отказывал и даже не собирался. Так что давайте попробуем наладить конструктивное сотрудничество.

Иван Глебец, старший преподаватель кафедры социальной психологии ИГУ (слева), Кирилл Райлян, и.о. начальника отделения УУР ГУ МВД России по Иркутской области

Иван Глебец, старший преподаватель кафедры социальной психологии ИГУ (слева), Кирилл Райлян, и.о. начальника отделения УУР ГУ МВД России по Иркутской области

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА