Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды23 января 2013 22:00

Юрий Башмет: «Меня называли и демоном, и Паганини, и Гагариным!»

24 января маэстро исполняется 60 лет. Свой юбилей всемирно известный альтист по традиции отмечает на сцене [видео]
Детство Юрия Башмета прошло во Львове, поэтому и встречу для интервью «КП» он назначил в украинском ресторане

Детство Юрия Башмета прошло во Львове, поэтому и встречу для интервью «КП» он назначил в украинском ресторане

Фото: Иван ВИСЛОВ

В Концертном зале имени Чайковского соберутся его друзья и коллеги. А накануне Юрий Абрамович дал "Комсомолке" интервью.

- Я как-то по-киношному представляю себе утро музыканта-эстета. Он в чем-то вишнево-шелковом пьет кофе из малюсенькой золотой чашечки и слушает, например, прекрасного Вивальди, помахивая в такт рукой. А как проходит Ваше утро?

- Я - «сова»... То есть, конечно, если нужно позарез, я могу встать рано утром, работать, ехать куда-то.... Но все равно организм проснется только где-то к 12-ти. Чашка кофе - обязательно. А золотая чашечка и вишневые шелка - это ерунда! Главное - чтобы кофе был крепким, хорошим и горячим... Что слушаю? Обычно то, что в программе ближайшего концерта запланировано, - обдумываю исполнение.

- Режиссер Соловьев, с которым вы дружите, говорит: «Пишу сценарии голым. Пока на мне хоть что-то одето - я не свободен». А Ростропович придумывал целые сюжеты, чтобы объяснить музыкантам, как играть. У Рихтера были цветовые ассоциации... А как Вы репетируете?

- Сначала репетиция проходит внутри меня. Сижу молча и «проживаю» произведение. Обычно все близкие чувствуют это состояние и не тревожат, за что я им очень благодарен. Музыку я не вижу - она просто звучит во мне, все яснее и ярче...

«НА ДЕТСКОЙ ТЕМЕ ЛЕГКО СПЕКУЛИРОВАТЬ!»

- Вы первым вознесли альт на пьедестал, а он - вас. На каком инструменте вы могли достичь таких же высот?

- У меня инструмент мастера Паоло Тесторе, он мое второе «я», часть моей души и жизни. До него я много лет играл на фабричном альте. Мой Тесторе запросто сравнится со Страдивари золотого периода. Хотя, если его начать продавать, не дай бог, то он, конечно, не поднимется по цене и до самого плохого Страдивари. Но это была бы самая большая глупость в моей жизни, если бы я ему изменил. Вообще Альт совершенно мистический, таинственный инструмент. Он - живое существо, реагирует на погоду, на влажность, на настроение человека, взявшего его в руки. Мы с ним все прошли. Все конкурсы, концерты, мировые премьеры. Но я часто завидую пианистам, рояль самодостаточен, а струнный инструмент все-таки одноголосен. Но с другой стороны, пианистов пруд пруди, альтистов меньше. Рынок легче. Так что я еще имею возможность заниматься и фестивалями, и другими интересными вещами. Еще жалею, что я не занялся профессионально джазом. Ощущение есть, а практики и знаний нет. С Игорем Бутманом мы часто играем джаз. В Нью-Йорке, в Москве, в Питере. Он профессионал экстра-класса. Я нет. Зато ему сыграть классическую мелодию непросто. А вместе нам удается и то, и другое. А еще как-то в Токио я купил электроскрипку Ямаху. Просто так. Чтобы была. А теперь я на ней играю концерты.

- Что скажете о том, что российские музыкальные педагоги много работают в Китае, Корее, Японии? И тамошние музыканты занимают первые места на конкурсах?

- Вызывает обиду, что мы не смогли предоставить в нужный момент хорошему педагогу необходимых условий для работы, грусть, что некоторые мои друзья уехали, и теперь они уже не живут в России... Но все-таки российские исполнители тоже довольно часто выигрывают конкурсы... Хотя сейчас некоторые молодые музыканты воспринимают это уже как спорт - ездят от одного конкурса к другому и думают, что чем больше они конкурсов отыграют - тем лучше. А это не так! Вот, например, Паганини не участвовал ни в каком конкурсе, однако его все знали и продолжают помнить....

- Нужно ли добиваться популяризации высокой музыки? Может, это ей только вредит. Да и вообще, запретный плод приятен вдвойне.

- Я все-таки уверен, что нужно всеми возможными средствами привлекать внимание людей к классической музыке. Ведь вот, например, многие ругают Ванессу Мэй. А я считаю, что благодаря ей многие вообще впервые узнали, что есть такой гениальный композитор - Вивальди! И потом глядишь - и некоторым из них захочется что-то еще его послушать. Тогда он пойдет и купит диск, а там, глядишь, и на концерт сходит... Я уверен - музыка делает людей лучше! Поэтому мне так дороги все 12 фестивалей, которые мы проводим как в России, так и за рубежом.

- Самые главные для Вас события минувшего года?

- Мой 6-летний внук впервые выступил на сцене (он учится игре на скрипке), мы создали Первый всероссийский юношеский оркестр, который впервые выступил в Сочи в ноябре 2012. Такого проекта - чтобы по всей России проехать и набрать для оркестра участников - никогда еще не было в России. И я счастлив, что нам это удалось.

- Какой этап своей жизни вы назвали бы счастливым, а какой - тяжелым?

- Как сказал Кундера, для того чтобы понять человека, нужно войти в ощущение его возраста. Конечно, сложности всегда есть, как и всплески счастья. Когда их не будет, тогда будет панихида, а не юбилей. Чем отличается юбилей от панихиды? Тем, что герой хорошие слова о себе еще может услышать. Сейчас у меня цельное чувство жизни, потому что я патриот-оптимист.

- Тогда вопрос патриоту: как вы относитесь к принятию «антимагнитского» закона? И оптимисту: ваше мнение по поводу трагедии с Сергеем Филиным?

- Тот, кто это сделал с Сергеем, даже если он за что-то мстил, потерял Бога в душе. Человек должен понимать без лишних объяснений, что есть зло. Как и в случае с Pussy Riot - для меня это, даже если не говорить об оскорблении верующих, примерно то же самое, как если бы американец сжег американский флаг. Значит, утеряно понимание добра и зла. По поводу Магнитского у меня автоматически срабатывает инстинкт какой-тo - мне нравится, что это в принципе коснулось детского вопроса. Одно дело коррупция. Другое - если мы не можем помочь нашим детям, то почему нужно запрещать им уехать в Америку и там вылечиться? Третье: неправда, что у нас не обращают внимания на детей-сирот. В том же самом Указе вторым пунктом идет усиление внимания по детскому вопросу. На детской теме легко спекулировать, она всех трогает, и тем более надо относиться к этому серьезно. Если говорить о Магнитском, то я нигде не слышал и не видел никаких доказательств, что его убили. Но так или иначе, это вопрос не американский, а российский. Поэтому я категорически против навязывания ощущения, что у нас есть какой-то главный начальник - Америка. И за это я обожаю Путина, который говорит: алле, мы не Америка, мы Россия, и нам не нужен начальник американский. Поэтому вся эта история совершено раздута с двух сторон. В мячик играются. К сожалению, он выскочил за свое поле и попал в детскую тему. Вот это плохо.

«Я НЕ АЛЬТИСТ ДАНИЛОВ»

- Вы часто бываете в родном городе?

- Родился я в Ростове-на-Дону, но мое детство прошло во Львове. Там я бываю часто. Однажды там после концерта подходит ко мне пожилой человек с двумя дамами под ручку. И говорит: «Правда, что вы из Львова?». Я говорю: «Да». Он поворачивается пафосно к дамам и говорит: «То яж кажу: тилько украинская душа може так играты». Я - львовский. Это было время первого бокала вина, первой любви, первой сигареты, первых денег, первых драк и ссор с родителями. Там была одна жизнь, а дальше началась другая. Хотя львовских традиций мне иногда не хватает. В детстве, когда у нас был воскресный обед и приходил дедушка, мы с моим братом обязательно, вставая из-за стола, должны были сказать: «Спасибо, можно встать из-за стола?». В Москве я такого не встречал. А это очень важно.

- Помните книжку «Альтист Данилов»? Про музыканта с демоническими способностями, которого отождествляют с вами? Это она вас прославила или вы ее?

- Имидж - сильная вещь! Когда появился роман, я уже был известен. Как только меня не обзывали - и демоническим (у меня были тогда длинные волосы), и Паганини, и даже Юрием Гагариным, за прорыв альта в сольную жизнь. Ради бога! Раз работает, пусть. Я снова приведу в пример Ванессу Мэй, про которую я как-то резковато пошутил, что надо памятник поставить ее гениальному продюсеру. Потому что если взять отдельно короткую юбку, то ножки я видал и получше. А если послушать отдельно ее игру на электроскрипке, то я слыхал получше. Но ее одели в мини, облили водой, дали скрипку. И она стала знаменитой. В этом смысле все средства хороши. Так что я давно смирился с тем, что меня считают прототипом альтиста Данилова. Хотя поначалу раздражало страшно. Я нашел автора - Орлова. Нашел того альтиста, с которого писали героя. Его звали Владимир Грот, он худой, высокий, с бородкой, работал в Большом театре... Стопроцентный демон. Держал тот альт в руках - мой лучше! Но когда книжка в 36-й раз вышла (в Японии), на обложке все равно поместили мой портрет - без спросу. Ну что ты с этим поделаешь?! Прошли годы. Все утряслось. И полтора месяца назад мой друг Саша Чайковский, композитор, говорит: «У меня премьера оперы «Альтист Данилов» в театре Покровского. Я ее посвятил тебе. Может, сыграешь что-нибудь там?». Через двадцать лет опять «Альтист Данилов»! Кстати, 3-го февраля, опять будет идти эта опера, специально к моему юбилею. Я там даже приму маленькое участие - в балаганистом эпизоде с ресторанным шлягером. Все - это уже неисправимо.

- А еще вы как-то Николсона до обморока довели своим демонизмом!

- Было, да. Никита Михалков взял меня в оборот на ММКФ. В гримерной мне волосы прилизали, одели во все черное и длинное , альт спрятали под пальто. И я вдруг слышу Михалкова: «Сейчас у меня для вас есть сюрприз. К нам неожиданно прибыл Альт Пачино!». Меня выталкивают на сцену, и Николсон (он был гостем в первом ряду) падает со стула. Тут я расстегиваю пальто и играю на альте. В зале - разочарование. Хоть я и был похож на Аль Пачино, но он все же не сыграет так, как Юрий Башмет.

4 ПРИНЦИПА МАЭСТРО

Не тратить время впустую.

Дорожить родными людьми, друзьями.

Заниматься любимым делом.

Счастье - это любовь. А любовь - это счастье.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Высказывание Юрия Башмета на пресс-конференции по поводу «антимагнитского закона», попавшее в Интернет, привело к конфликту между ним и его давним другом бардом Сергеем Никитиным. Никитин заявил, что из-за позиции Башмета он считает невозможным присутствовать на юбилее маэстро.

«Комсомолка» обратилась к обоим участникам за комментариями:

Сергей НИКИТИН: «у НАС принципиальные расхождения»

- Я очень уважаю Юрия Башмета как музыканта, уважаю за все, что он делает для культуры. И тем более я был очень удивлен его высказыванием в защиту закона о запрете на усыновление российских сирот в США. Я позвонил, чтобы удостовериться, что никто ничего не переврал. Юрий подтвердил свои слова. Тогда я и объявил, что не смогу принять участие в его юбилейных торжествах. Хотя я не склонен смешивать политику и культуру и с Юрием нас связывают дружеские отношения, но все же вопрос, касающийся детей-сирот, слишком важный, чтобы закрыть на это глаза. Это не та тема, по поводу которой можно строить козью морду американцам.

- Но Башмет скорее сожалел, что политика вообще коснулась детского вопроса.

- Это принципиальные расхождения, поэтому я и сказал: «Извини, Юра, я бы с огромным наслаждением выступал с тобой на одной сцене, но в данном случае я не могу себе этого позволить».

Юрий БАШМЕТ: «Мне перед Никитиным оправдываться не в чем»

- У меня сейчас столько дел, что я не собираюсь реагировать на такие мелкие поступки. Не хочет Никитин приходить - это его право. Я не собираюсь ничего ему объяснять. И мне абсолютно не в чем оправдываться. Я сказал то, что сказал, - вы сами слышали, что именно я говорил по поводу запрета на усыновление. Сначала я расстроился, когда он мне позвонил, но потом решил, что это со стороны Никитина недостойный поступок: у меня юбилей, а тут, значит, какой подарок! Так что бог с ним, у меня есть дела поважнее, чем обижаться по пустякам.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Юрий Абрамович БАШМЕТ родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону, детство провел во Львове. Сейчас живет в Москве. Народный артист СССР, альтист, дирижер, педагог. Окончил Московскую консерваторию, с 76-го года начал концертировать. В 1986 году создал камерный оркестр «Солисты Москвы». С 2002 года руководит оркестром «Новая Россия». Женат на скрипачке Наталье Башмет. Дочь Ксения - тоже музыкант, пианистка, сын Александр - экономист.