Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды13 февраля 2013 22:00

Композитор Оскар Фельцман: Новая песня всегда самая любимая

В начале этой недели исполнилось девять дней, как остановилось сердце одного [видео]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Лучшие песни композитор (на первом плане) написал с постоянным соавтором - поэтом Робертом Рождественским...

Лучшие песни композитор (на первом плане) написал с постоянным соавтором - поэтом Робертом Рождественским...

Из лучших композиторов СССР

Оскара Фельц­мана, чьи песни, написанные в 60 - 70-е годы, давно признаны хитами - «Ландыши», «Остров детства», «Белый свет», «Ничего не вижу», «Венок Дуная», «Возвращение романса», «Ходит песенка по кругу»… Один из последних творческих вечеров Оскара Фельцмана состоялся в Московском театре эстрады. Перед концертом Оскар Борисович согласился немного рассказать о себе и о своих песнях. Этот монолог нигде не публиковался, и в память о маэстро мы предоставляем самые яркие отрывки из него.

Об Одессе

- Это была прекрасная пора жизни. Года в четыре я уже знал, что буду заниматься музыкой. Родители поначалу отдали меня в школу Столярского, там я занимался скрипкой. Но вскоре это занятие меня утомило - нужно было все время стоять. И мама привела меня к другому профессору, которая усадила меня за рояль… Как оказалось - на всю жизнь. С роялем я неразлучен.

…Наш дом был всегда полон звуками еврейской музыки. Во дворе нашего дома в Одессе находилась синагога, которую посещали мои бабушка и дедушка, они и язык знали. Поэтому и в моем творчестве есть много еврейских песен, многие из которых поет Иосиф Кобзон.

Об артистах

- Хороших артистов много. Я просто украшаю их репертуар хорошими песнями. С теп­лом вспоминаю Анну Герман, которая очаровательно спела «Возвращение романса». Я не смог присутствовать на записи песни, а когда услышал готовую запись - только обрадовался, что Анна спела даже лучше, чем я написал. Теплые отношения меня связывали с Юрием Гуляевым, Муслимом Магомаевым. Много моих песен спела Эдита Пьеха. Иосиф Кобзон - мой большой друг. Я всегда могу ему позвонить, о чем-то спросить, поделиться… Иосиф умеет дружить. Если я ему звоню: «Иосиф, у меня для тебя новая песня», - он никогда не проигнорирует. Всегда приедет за клавиром и, если ему нравится, споет. Он поет много моих песен.

О писательстве

- Когда-то одна московская газета опубликовала мои воспоминания о школе Столярского, где я учился музыке. Главному редактору понравилось, и он сказал: «Оскар Борисович, вам надо писать рассказы». Я подумал и решил: а почему бы нет? Так я взялся за перо… И вот у меня вышла книга, называется «Костюм от Фишмана», в ней мои рассказы и повесть.

О любви

- Что может волновать человека в 90 лет? Любовь. Это главная тема моих песен. Я всегда старался избегать пафоса в музыке, мне по душе простые песни, душевные. Поэтому в моем уже преклонном возрасте на мой стол вновь ложатся стихи о любви. Недавно создал цикл романсов на стихи поэтессы Инны Лисянской, планирую создать музыку к балету для взрослых по одной из поэм Проспера Мериме.

О любимой песне

- Новая песня всегда самая любимая. Я написал их столько, что не всегда их помню. Иногда мне звонит кто-то из артистов, спрашивает разрешения спеть ту или иную мою песню. А я не могу вспомнить, когда я такое написал, и спрашиваю: «А вы уверены, что именно я автор этой песни?» На что слышу: «Ну конечно, я у бабушки нашла пластинку ­50-х или ­60-х годов, там написано, что это вы автор». Вот и представьте, сколько песен я написал за 50 лет, разве всё удержишь в голове?

О «Ландышах»

- Ровно на 23 года я был отодвинут от эфиров, от больших концертов. И все из-за того, что песню «Ландыши» критики посчитали легкомысленной. Тогда доверяли мнению прессы, и, если в центральном печатном издании вдруг появлялась критика в чей-нибудь адрес, - это означало, что человека могли просто стереть с лица земли. В переносном и буквальном смысле. Тогда время другое было - могли выгнать из Союза композиторов, а это было чревато. Но время все расставило на свои места - «Ландыши» по сей день звучат, их многие перепевают, переводят на разные языки мира.

У меня сложилась традиция: я в концертах в финале всегда пою попурри моих самых известных песен - пою вместе с залом. Это придает сил, когда публика в зале хором поет: «Ты сегодня мне принес не букет из пышных роз, не тюльпаны и не лилии…»