Премия Рунета-2020
Мурманск
-1°
Boom metrics
Общество5 марта 2013 5:42

Дмитрий Бозин: - Я ощущаю Воланда и Саломею невероятными любовниками

В Мурманске показали скандальную постановку Романа Виктюка [фото, аудио, видео]
Юная Саломея соблазнила Ирода (слева) и получила голову Иоканаана.

Юная Саломея соблазнила Ирода (слева) и получила голову Иоканаана.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Только представьте себе картину: выходит на сцену 40-летний мужчина и начинает играть юную Саломею (которой не было и 16 лет!). Пьеса великого Оскара Уайльда, в которой обыгрывается библейский сюжет, но... костюмы актеров — кожа и латекс, шипы и перья. Добавьте к этому яркий грим. А иудейская царевна предается дикому танцу под песню Мэрлина Менсона «Antichrist Superstar» («Антихрист-суперзвезда»), чтобы получить голову Иоканаана Крестителя. Да еще и танцует в телесного цвета стрингах со стразами на... самом причинном месте.

Эпатажные костюмы актеров публика приняла благосклонно.

Эпатажные костюмы актеров публика приняла благосклонно.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

С риском для жизни

Все это полет фантазии режиссера Романа Виктюка в спектакле «Саломея». В Мурманск его театр уже приезжал с постановками «Служанки» и «Черепаха», каждый раз собирая полный зал и восторженные отзывы. Но именно «Саломея» считается одним из самых скандальных детищ Виктюка, ведь здесь присутствует и тема гомосексуализма, и религии, и биография Оскара Уайльда, точнее, история его запретной страсти к лондонскому денди лорду Альфреду Дугласу.

Мистика и неприятности преследуют спектакль все 15 лет, что он играется. И в Заполярье нашлись подводные камни: грузовики с декорациями застряли в области — из-за морозов замерзла солярка. И когда зрители уже собрались в зале Кировки и предвкушали начало шоу, машины только-только подъехали к ДК. Монтаж занял почти два часа, но северяне, несмотря на усталость после рабочего дня, дождались спектакля. Тем более, что они получили приятный бонус — 2 часа сольного выступления ведущего актера театра Виктюка Дмитрия Бозина. Именно он играет главные роли почти во всех спектаклях. В том числе и в «Саломее».

Безответная любовь Саломеи и Иоканаана.

Безответная любовь Саломеи и Иоканаана.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Пока за спиной актера рабочие с грохотом устанавливали декорации, Дмитрий читал залу стихотворения Марины Цветаевой, пел, танцевал, имитировал звук трубы! А заодно рассказал северянам важные детали о создании пьесы Уайльда. Например, в самой Великобритании настолько ненавидят Дугласа, что даже играющие его актеры стараются сделать все, чтобы лорд вышел как можно ужаснее и отвратительнее.

- Хотя в театре есть золотое правило — надо оправдывать своего героя, даже если он мерзкий, - отметил Дмитрий.

Как ни безумна была мать Саломеи, и она признала дочь ужасной.

Как ни безумна была мать Саломеи, и она признала дочь ужасной.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

К слову, спешный монтаж декораций чуть не обернулся неприятностью. По задумке Виктюка, Иоканаан (Иоанн Креститель) висит на веревке на большой платформе, расположенной почти вертикально к полу. Падать метра полтора-два. Крепления платформы сдают, она предательски шатается под актером Иваном Никульчей. А между тем, Иоканаан заходится в сумасшедших конвульсиях. Кажется, Иван совершенно не боится упасть, доиграть сцену важнее.

Дмитрий Бозин гармонично вжился в образ роковой девы.

Дмитрий Бозин гармонично вжился в образ роковой девы.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

«Я - мужчина, больше Бог мне ничего не дал»

Уже после постановки Дмитрий Бозин дал интервью «КП».

- Еще несколько лет назад вы говорили, что не представляете себя в 40 лет, играющего Саломею. И вот сегодня мы видим вас на сцене в этой роли...

- Честно говоря, я до сих пор не понимаю, что происходит. Это не мое желание. Я зову людей, ищу человека, который сможет меня заменить, но этого почему-то не происходит. А спектакль должен жить.

- Сегодня в зале было так тихо, никто не шумел, не разговаривал. Вас это не смущало?

- Ничего удивительного. В последнее время я эту звенящую тишину слышу на «Саломее» часто и знаю, что, как ни странно, пришло ее время. Она играется более 10 лет, но что-то произошло — люди стали слышать. Долгое время это было эпатажем, а не диалогом на равных.

- Какая она, ваша Саломея?

- Я в течение многих лет старался не отвечать себе на вопрос. Потому что это дело театральных критиков. Я выхожу на сцену, не зная, как будет сегодня. Иногда Саломея обожает Иоканаана, иногда дрожит от одной мысли, что появился мужчина, который ее захватил, а иногда свысока смеется над его верой и страхом. В другой раз она все делает назло Ироду. Я много лет чувствую пару Воланда и Саломеи (Дмитрий играет обе эти роли. - Прим. ред) и ощущаю их невероятными любовниками. Кстати, Воланд может быть женщиной. Мне важен сексуальный контакт с залом. А главный закон — понимать место и время. Сам факт раздевания ничего не означает. Виктюк вовремя меня остановил, когда я собирался играть сцену танца Саломеи голым. Он грамотно мне объяснил: «Ты-то к этому готов, что делать со зрителями?»

- У Виктюка вы играете порой не самых положительных персонажей: Алекса из «Заводного апельсина» и маркиза де Сада. Не боитесь себе энергетику испортить?

- Меня не интересует человеческая жестокость, она скучна и бездарна, это от слабости. Алекс отличается от многих проходимцев. Он вдохновенен, слушает Бетховена и слышит его. Таких людей мало. Сила вдохновения у моих самых темных персонажей невероятна. К счастью или сожалению, это те, кто переступили черту, но достигли чего-то невероятного в том мире.

- К слову, о другом мире. У вас есть свой фольклорный театр. Себя с каким-нибудь вымышленным персонажем ассоциируете?

- Я совершеннейший человек. Бог у меня отнял все, кроме того, что я - мужчина. Ничего не дал кроме сумасшедшей страсти к Женщине, стремления к ней и обожания, к счастью для меня, взаимного. Иначе я умер бы вообще (смеется). А мифические существа летают вокруг меня и моей любви, охраняют ее и будоражат. Драконы мне близки. Но дельфины и киты не менее волшебные существа. Я прочитал, что они разговаривают и четко повторяют человеческую речь.