Премия Рунета-2020
Красноярск
+16°
Boom metrics
Общество5 апреля 2013 4:01

Красноярские ученые выяснили, что убивает креативность детей

Как остановить этот процесс, и всегда ли виновата система образования — разбираемся вместе со специалистами Красноярского педагогического университета и педагогами гимназии, которые внедряют экспериментальные методы обучения и уже получили первые положите
Красноярские ученые выяснили, что убивает креативность детей

Красноярские ученые выяснили, что убивает креативность детей

Фото: Мария ЛЕНЦ

Каждый родитель думает, что его ребенок гениальный и особенный, и во многих случаях, наверное, это так и есть. Вот вы с умилением смотрите, как ваш трехлетний малыш, с ног до головы перепачкавшись в краске, выдает на альбомном листе очередной «шедевр», вот он подрос и на ходу сочиняет смешные четверостишия или решает хитрые головоломки, над которыми взрослые ломают голову не один час. Но потом это все куда-то исчезает. А вы задумывались, почему? Пытаясь решить эту загадку, сотрудники Красноярского педуниверситета выяснили удивительную вещь: действительно, почти все дети от детсадовского возраста и примерно до 4 класса показывают высокий уровень креативности в обучении, но потом она падает, дети переключают внимание на другие, более интересные им вещи, уже не связанные с получением знаний в школе. И тогда сотрудники Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ) разработали ноу-хау — инновационную модель образования, которая позволит не растерять креативность детей, присущую им с рождения.

Собери пазл «вслепую»!

Исследования по креативности проходили в 102 лицее Железногорска. Набрали группу из учеников 4, 8 и 10-х классов, которые решали на компьютере различные задания. На работу давали 45 минут (столько же идет обычный урок в школе), а «умная машина» с помощью специальной программы отслеживала все действия, которые совершали дети, и потом выдавала результат. Например, ученикам 4 класса предлагалось собрать на компьютере картинку из 16 пазлов. Варианты предлагались разные: от автомобиля до швейной машинки. На первый взгляд, задание простое. Но проблема в том, что образец (такой обычно изображен на коробочке с пазлами) детям изначально не показывали! То есть нужно было сначала вообразить готовый вариант, а потом соединить на экране монитора фрагменты в единое целое. А это не так-то просто! На первом уровне предусмотрена система поощрения: поставил пазл в нужное место — появляется смайлик, ошибся — возникает грустная рожица. Если ребенок справился с заданием, система переводит его на более высокий уровень, где подкреплений в виде смайликов становится меньше. А на самом высоком, десятом, их уже нет совсем.

— По итогам испытаний мы выделили три группы. В первой дети, прежде чем приступить к решению этой задачи, долго рассматривали фрагменты пазла в специальном окне просмотра и мысленно создавали готовую картинку, — рассказывает разработчик методики Павел Дьячук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа КГПУ имени Астафьева. — Во второй, промежуточной группе, испытуемые и смотрели, и двигали картинки, чередуя и то и другое. А ребята из третьей принимались сразу же действовать — двигать, переставлять пазлы в хаотичном порядке. Теперь вопрос — кто же быстрее справился с задачей? Именно те дети, которые прежде, чем делать, просматривали пазлы, перебирая множество вариантов в уме. У этих детей уровень креативности, безусловно, выше.

Программа, которая «следила» и отмечала каждое действие ребят, выдала: дети из первой группы, «креативщики», приложили раз в пять меньше усилий, чем «практики» из третьей. Например, мальчик Саша, который в уме прикидывал всевозможные комбинации, сделал всего 92 действия. А девочка Лиза, которая беспрерывно перемещала пазлы по экрану, совершила больше 500. Разница между «действующими» и «думающими» детьми оказалась колоссальной!

Креативность никуда не исчезает

— Любая задача — это поиск решения в условиях неопределенности, а поисковая активность — это и есть проявление креативности, — поясняет Павел Дьячук, — и если мы сможем так организовать учебный процесс, чтобы поисковая активность не прекращалась, постоянно возбуждалась и стимулировалась, то тогда у ребенка будет формироваться та самая творческая креативность и способность самостоятельно находить решения. Причем мы не устанавливаем четких правил, не загоняем в рамки — человек должен сам эти правила установить, сам найти решение и придти к желаемому результату. Ведь не только дети, но и взрослые с удовольствием проявляют свою креативность, если есть для этого возможности, если проблема им по силам. Всем известна басня про лису и виноград. Виноград был очень высоко, и лиса долго пыталась его достать, но не смогла. Тогда лиса просто развернулась и ушла, сказав, что он зеленый. И с детьми точно так же! Пока им интересно, они занимаются, впитывают знания, решают задачи. Чтобы креативность у детей, учеников, студентов, не пропадала, нужно чтобы этот интерес не ослабевал. И задачи были чуть выше его творческого потенциала, чтобы человек постоянно находился в неустойчивом состоянии выбора и по-настоящему прикладывал усилия.

В итоге, ученые пришли к таким выводам: с одной стороны, к решению заданий с интересом подключались дети любого возраста, и «креативили» с удовольствием. Но с другой — система образования, тестирование, подготовка к ЕГЭ направлены не на развитие креативности детей, а на утилитарное «потребление» готовых знаний.

Конечно, инновационные методики, интересные программы позволят удерживать интерес к обучению. Но, с другой стороны, во всем ли виновата школа?

— После 4 класса, в средней и старшей школе, креативность тоже никуда не исчезает, — поясняет Павел Петрович. — Другое дело, что изменяются приоритеты у детей, они взрослеют, появляются проблемы, связанные с подростковым возрастом и это тоже требует своей энергии. У подростка появляются возможности направлять свою креативность уже не только на хорошие дела, а на какие-то сомнительные развлечения, пагубные привычки. И в этом случае общество, школа, родители должны направлять естественную потребность человека к получению информации в нужное русло.

Маленькие гении

Инновационная программа обучения уже успешно применяется на практике в Железногорске. В экспериментальной школе чуть ли не каждый второй ребенок — победитель олимпиад краевого масштаба, участник научных конференций и так далее. Здесь каждому школьнику дают возможность проявить себя, попробовать в разных направлениях, а если не понравилось — переключиться на другое.

— Индивидуализация образования будет продолжаться, и все к этому идет, — говорит Валентина Кудинова, заместитель директора железногорского лицея № 102. — Более сильным ученикам нужны задания посложнее, которые помогут им развиваться и не стоять на месте. А кому-то, наоборот, даем задачи попроще, чтобы окончательно не отбить у них тягу к знаниям.

— Мы много говорим о дефиците специалистов инженерных профессий, о том, что в России должно появиться поколение изобретателей и конструкторов, инженеров, ориентированных на поиски креативных решений, людей, которые изобретут колесо 21 века, новые материалы, новые области знания, новые социальные и гуманитарные технологии, — рассказывает и. о. ректора КГПУ Ольга Карлова. — Однако для того, чтобы такое поколение выросло, необходимо уже сегодня внедрять в школах совершенно другие, инновационные модели образования. Разработкой такого рода моделей мы сегодня активно занимаемся в Железногорске.

Понятно, что всем школам сразу невозможно перейти на новую программу, для этого нужно перестраивать всю систему обучения.

Но все идет к тому, чтобы уже с первых классов не заставлять ребенка заполнять пустые клеточки и ставить галочки, а развивать логику, индивидуальность и способность самостоятельно добывать знания.

КОММЕНТАРИЙ ПЕДАГОГА

Валентина Худякова, преподаватель с 15-летним стажем:

— От системы никуда не уйдешь, дети занимаются по одинаковой программе, к ним предъявляются одинаковые требования, даже правила поведения у детей все одинаковые — чтобы на перемене они вели себя именно так, а не иначе. У нас же нет такого, как за границей, где к каждому ребенку индивидуальный подход, где и уроков как таковых просто нет. В итоге, дети делают то, что от них требуется, а не то, что развивает их индивидуальность. В наших образовательных учреждениях очень много осталось от советской системы, несмотря на то, что компьютеры, планшеты есть чуть ли не в каждой школе. Виновата в этом не столько школа, сколько общество в целом. Родители решают, что ребенок будет заниматься английским языком, хотя он больше любит рисовать, потому что эти знания в обществе будут более востребованы, чем художество.