Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Москва15 апреля 2013 22:00

Каждая пятая маршрутка ездит по Москве нелегально

Корреспондент «КП» вместе с контролерами отправился в рейд - ловить незаконных перевозчиков пассажиров [видео]
Практика показывает, что после получения штрафов водители тут же возвращаются к работе. И нарушения они не устраняют.

Практика показывает, что после получения штрафов водители тут же возвращаются к работе. И нарушения они не устраняют.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Восемь утра, метро «Щелковская». На остановки подъезжают десятки переполненных маршруток.

- Здесь половина - нелегалы, - рассказывает главный специалист ГКУ «Организатор перевозок» (именно эта организация ловит безбилетников, и она же контролирует легальность перевозчиков) Кирилл Новиков. Мы сидим в засаде: в салоне ведомственного микроавтобуса. По команде выскакиваем из салона и несемся к маршруточникам. Те моментально нас засекают.

- Беги! - кричит мужичок-диспетчер, ударяя кулаком по дверям «газелей».

«Газели», взревев, стартуют. Водители, не успевшие завести машину, бегут врассыпную. Но одного нарушителя ловим - он задремал в кабине и проспал сигнал к бегству.

- Я не водитель, - уверял очухавшийся дядечка, явно гость столицы. - Сына жду. Это его автомобиль.

Инспектора ФМС (он тоже участвует в рейде) проверяют документы: водила приехал из Таджикистана. Вроде регистрация и разрешение на работу в порядке. Но, пробив данные по базе, миграционные работники выяснили: бумажки - липа. Если это не первый фокус с документами, суд приговорит к выдворению. Ждет водилу и другое наказание - за работу без путевого листа и разрешения (какой штраф его ждет - см. «Справку «КП»). Это самое распространенное нарушение у водителей нелегальных маршруток.

Следующая жертва - водитель подъехавшего к метро микроавтобуса № 447. Официально такого маршрута нет. Едва мы подошли, водила начал медленно отъезжать от остановки. Но мы с Кириллом смогли запрыгнуть в салон.

- Покажите документы, - сказал водителю контролер.

- Пошли вон! - заорал нарушитель - и при этом поддал газу...

Позже водила понял, что удирать от преследования, везя «охотников» в салоне, бессмысленно. Доехал до остановки, вынул ключи и... убежал. При этом он не забыл снаружи запереть водительскую дверь.

Нас выручило то, что в современных микроавтобусах есть рычаг аварийного открывания дверей - его можно найти по ярким наклейкам. Контролеры уже успели вызвать ГИБДД - с такими отмороженными нарушителями должны бороться полицейские. Но увы, шофер скрылся без следа.

В общей сложности за рейд мы оштрафовали семь водителей. Им выписали квитанции и отпустили. Формально нелегалы должны были по­ехать на базу и заняться устранением недочетов. Но в это не верили даже сами проверяющие.

- Стоит нам уйти, нарушители вернутся к своим оставленным «газелям» и будут дальше работать, - вздыхает Новиков. Как бороться? Нужно поднимать штрафы. Пока они неспособны испугать перевозчика (см. «Справку «КП»). И надо четче прописать ответственность фирм, владеющих маршрутками. Нередко они уходят от наказания, сваливая вину на водителя. Ведь сложно доказать, что какая-то организация является хозяином микроавтобуса, даже если на корпусе написано ее название. Кроме того, у городских служб должно быть право отстранить водителя от управления маршруткой. А то шофер продолжает работать с нарушениями сразу же после составления протокола.

По статистике ГКУ «Организатор перевозок», каждая пятая маршрутка в Москве работает нелегально. Это около 1000 машин. Но по городу они распределены неравномерно. В центре их вообще нет, зато на окраинах - пруд пруди...

СПРАВКА «КП»

Как штрафуют незаконных перевозчиков

Отсутствие путевого талона - 5 тысяч рублей.

Не согласованный с Департаментом транспорта маршрут - 50 тысяч рублей (штрафуют организацию).

Самовольное изменение схемы движения - 1,5 тысячи рублей штрафа.

В салоне нет полного информационного обеспечения пассажиров (расценки, имя водителя, телефон для жалоб) - 500 рублей.