Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+13°
Boom metrics
Происшествия6 мая 2013 13:30

Кукурузник не дотянул до аэродрома, потому что на борту началась драка со стрельбой?

Корреспондент «КП» передает с места катастрофы Ан-2 [фото, видео]

Фото: Андрей ГОРБУНОВ

На севере Свердловской области - траур. В Серове в понедельник собрали родственников пассажиров пропавшего прошлым летом самолета Ан-2. Собрали, чтобы, наконец, официально признать: все 13 человек, которые были на борту, погибли.

Самолет искали тысячи людей, десятки самолетов и вертолетов прочесывали Свердловскую область вдоль и поперек. А кукурузник все это время находился под носом у спасателей - всего-то в восьми километрах от аэродрома Серова!

- Я помню, как этот район отрабатывался, - уверяет родственников начальник свердловской полиции Михаил Бородин. - Туда даже загоняли гусеничную технику. Болота… Буквально через месяц в этих местах уже невозможно будет ничего заметить. Вы пройдете в 20 метрах от обломков самолета и ничего не увидите - такая листва будет!.. И поисковые самолеты, если они не пролетят непосредственно над самим местом падения, тоже ничего не заметят.

Но родственники уже не слушали оправданий генерала. Их сегодня волнует только одно: что же случилось на борту самолета?!

ОБМАНЧИВАЯ КРАСОТА ПРИРОДЫ

В пятницу, 3 мая, на обломки пропавшего самолета наткнулись охотники. Напрямую от места падения Ан-2 до аэродрома порядка восьми километров. Если добираться до места крушения самолета по земле, то расстояние увеличивается до 12 километров. Виной тому - петляющая зигзагами проселочная дорога.

Мы едем туда на уазике». За окном - сплошной лесоповал. Сотни поваленных берез сложены в большущие поленницы. Неужели прошлым летом никто из рабочих не заметил падающий самолет?..

- Все, ребята, дальше нужно идти пешком! - виновато говорит наш водитель. Тут даже мой «вездеход» не проедет.

Мы заходим в чащу. К удивлению, лес оказывается не таким уж непролазным. Вокруг сосны и березы. Под ногами - свежий мох… Красота, природа! Хоть мангал ставь и шашлыки делай. Хотя потом ребята из МЧС рассказали, что эти пасторальные пейзажи очень обманчивы:

- Здесь находятся Катасьминские болота. Неудачно встанешь - и все, провалишься по самую макушку.

Мы стараемся избегать любых луж и прыгаем с кочки на кочку. Дорогу к месту крушения найти довольно легко. Полицейские отметили путь туда зазубринами на стволах деревьев. В результате роковое место мы находим вовсе не по обломкам, а по пылающему костру.

- Один наш провалился в болоте - сушился, - говорят спасатели. - К тому же холодно здесь. Вот и греемся.

Заметить обломки даже с очень близкого расстояния сложно. Выцветшая краска на искореженном металле сливается с окружающими кустами и деревьями. Рядом с Ан-2 - три обуглившихся сосны. Но самолет сгорел не весь.

- А это что за часть самолета? - интересуюсь у следователя, показывая на странную решетку непонятной формы.

- Крыло, - без интереса отвечает он.

Возле обломков очень много следователей. Тут же судмедэксперты ищут останки пассажиров и аккуратно складывают их в большие черные пакеты. Сверху подписывают: «Череп неопознанного человека, челюстная кость…» В понедельник останки отправили на исследование в Екатеринбург. По ДНК родственников эксперты установят личности погибших. Образцы крови ближайших родственников следователи взяли еще прошлым летом. Так что сейчас близким не придется еще раз сдавать анализы.

О том, когда Ан-2 вывезут из болота, пока не говорят. Не исключено, что его можно будет поднять только с помощью вертолета.

В БАКАХ ОСТАЛОСЬ ГОРЮЧЕЕ

Эксперты установили точно: Ан-2 упал, когда возвращался из нелегального «коммерческого» полета (пилот Хатип Кашапов до этого катал людей за 1000 рублей с носа). Большая компания «туристов» - 12 человек и пилот - вечером 11 июня отправились глазеть на закат и красоты северного Урала.

Следователи пока отрабатывают три причины: ошибка пилота, отказ техники и авария, произошедшая из-за погодных условий. Но вечером 11 июня стояла ясная безветренная погода. В тех края были белые ночи.

Некоторые эксперты предполагали, что на Ан-2 просто закончилось топливо, из-за этого он и упал. Но эта версия отпадает. Следователи обнаружили в уцелевших баках горючее.

Остается вариант с ошибкой пилота. Пилот Кашапов и сторож аэродрома Юрий Соболев (он тоже улетел на этом кукурузнике) отмечали День России. На аэродроме после исчезновения самолета нашли бутылки с остатками настойки и рюмки. Хатип Кашапов сел за штурвал пьяным.

В покореженной и разрушенной кабине Ан-2, помимо пилота, нашли еще два тела. Это противоречит нормам безопасности полета, там должен был быть только летчик. Скорее всего, один из этих двоих - сторож Соболев. Не исключено, что третьим может оказаться начальник местной ГИБДД Дмитрий Ушаков, который на правах силовика-руководителя решил дать Кашапову «дельные» советы по пилотированию. Тем более если и он был навеселе…

Но родственники погибших не верят в то, что легкий и надежный кукурузник мог вот так просто воткнуться в болото из-за подвыпившего пилота. Многие считают, что на борту что-то произошло. Например, пьяная драка - все-таки подвыпившие молодые мужчины, мало ли что взбредет им в голову. Возможно, не смогли договориться о маршруте прогулки. Не исключено также, что в самолете раздались выстрелы. Как минимум у двоих «туристов» могло быть с собой табельное оружие: у начальника ГИБДД Дмитрия Ушакова и у его подчиненного - инспектора Максима Маевского, который также полетел с ним.

Но следователи не относятся к этой версии серьезно:

- В материалах дела табельное оружие не значилось, - сообщил «КП» Михаил Халявин, заместитель руководителя Нижнетагильского следственного отдела на транспорте СКР.

Коллеги погибших вообще отрицают, что гаишники взяли на борт служебные пистолеты.

- Табельного оружия на борту самолета не могло быть в принципе, - объясняет Игорь Совчик, заместитель начальника МО МВД России «Серовский». - Оно находится у нас, потому что пропавшие полицейские были не при исполнении, они были на отдыхе. А табельное оружие выдается только на период несения службы. Когда наши сотрудники его получают и сдают, они делают запись в журнале. В остальное время табельное оружие хранится в специальной комнате.

Но как минимум один ствол на борту все-таки был: Дмитрий Ушаков никогда не расставался со своим травматическим пистолетом, взял его и в тот полет.

Расследование трагедии продолжается.

СКОРБНЫЙ СПИСОК ПОГИБШИХ

Кашапов Хатип Талгатович – 1962 г.р, пилот, житель г. Орска Оренбургской области.

Кашапов Хатип Талгатович – 1962 г.р, пилот, житель г. Орска Оренбургской области.

Ушаков Дмитрий Александрович - 14.01.1975г.р., начальник ГИБДД Серова.

Ушаков Дмитрий Александрович - 14.01.1975г.р., начальник ГИБДД Серова.

Маевский Максим Александрович -  17.02.1988 г.р., инспектор ГИБДД Серова.

Маевский Максим Александрович - 17.02.1988 г.р., инспектор ГИБДД Серова.

Маевская Оксана Александровна –19.06.1989г.р., парикмахер.

Маевская Оксана Александровна –19.06.1989г.р., парикмахер.

Сафонов Антон Андреевич -  04.08.1981г.р., охранник.

Сафонов Антон Андреевич - 04.08.1981г.р., охранник.

Сафонова Юлия Васильевна - 22.10.1979г.р., лаборант поликлиники №1 в Серове.

Сафонова Юлия Васильевна - 22.10.1979г.р., лаборант поликлиники №1 в Серове.

Шаад Григорий Викторович -  30.01.1983 г.р., занимался ремонтом квартир.

Шаад Григорий Викторович - 30.01.1983 г.р., занимался ремонтом квартир.

Тренихин Евгений Васильевич - 06.07.1986 г.р., машинист-обходчик на Серовской ГРЭС.

Тренихин Евгений Васильевич - 06.07.1986 г.р., машинист-обходчик на Серовской ГРЭС.

Глинских Максим Владимирович - 1989 г.р., приехал из Екатеринбурга.

Глинских Максим Владимирович - 1989 г.р., приехал из Екатеринбурга.

Соболев Юрий Сергеевич -  03.05.1945 г.р.,  сторож серовского  аэродрома.

Соболев Юрий Сергеевич - 03.05.1945 г.р., сторож серовского аэродрома.

Чикишев Иван Викторович -  04.08.1986.г.р., занимался ремонтом квартир.

Чикишев Иван Викторович - 04.08.1986.г.р., занимался ремонтом квартир.

Гагарина Людмила Сергеевна -  1992 г.р., работала в супермаркете, жила в поселке  Гари.

Гагарина Людмила Сергеевна - 1992 г.р., работала в супермаркете, жила в поселке Гари.

Баранов Денис Александрович - 14.01.1975г.р., машинист-обходчик турбин на Серовской ГРЭС.

Баранов Денис Александрович - 14.01.1975г.р., машинист-обходчик турбин на Серовской ГРЭС.

6 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ ПРО КРУШЕНИЕ КУКУРУЗНИКА

Могли ли самолет перенести в лес военные, сбившие его, чтобы замести следы?

Рядом с Серовом находится воинская часть. Долгое время родственники пассажиров Ан-2 склонялись к мысли, что самолет сбили военные, когда по ошибке приняли его за вражеское воздушное судно. А когда поняли, что натворили, замели следы. Поэтому Ан-2 и не могли найти. Теперь, когда обломки найдены, у любителей конспирологических заговоров появилась новая теория. Точнее, подтверждение своей же старой версии. Якобы ракетчики действительно сбили Ан-2, а теперь перевезли его в лес, чтобы все подумали, мол, самолет просто разбился. Но даже если не принимать во внимание тот факт, что у этой воинской части нет ракет ближнего боя, то есть они просто физически не могут сбить кукурузник, все-таки мало верится, что наши защитники Отечества пошли на такое катастрофически дорогое, почти невыполнимое, а главное криминальное дело. Вот и начальник ГУ МВД по Свердловской области Михаил Бородин называет эту версию бредом:

- Даже в покореженном виде самолет весит около 3 тонн. Мы уже вторые сутки не можем решить, как достать Ан-2 из болота, в том числе и из-за его габаритов. Чтобы незамеченным перетащить в лес воздушное судно, нужно быть как минимум Ахиллесом.

Мог ли Ан-2 развалиться в воздухе от старости?

Пропавшему кукурузнику уже 25 лет. А ведь в нашей стране существует нехорошая тенденция - воздушные суда разваливаются прямо в воздухе из-за того, что вышел летный стаж. Так почему же Ан-2 не мог развалиться прямо в воздухе из-за того, что износились детали? Но все-таки не мог. Во-первых, потому что судно проходило техосмотр незадолго до злополучного полета, и самолет был полностью исправен. Во-вторых, как заявило следствие, «обломки самолета лежат очень близко друг к другу на расстоянии 5 - 7 метров, из чего можно сделать вывод, что Ан-2 разлетелся на части от сильного удара».

Были ли на борту радиомаяк и черный ящик?

У каждого самолета есть радиомаяк, чтобы авианадзор всегда был в курсе, где находится то или иное воздушное судно. Но почему-то 11 июня, когда наш Ан-2 ушел в свой последний рейс, маяк не сработал. Не исключено, что пилот Хатип Кашапов намеренно выключил прибор, ведь полет был незапланированный и нелегальный. Пока радиомаяк среди обломков и вовсе не обнаружен. Впрочем, точно на этот вопрос ответят лишь специалисты Международного авиационного комитета, которые приедут в Серов вечером 7 мая.

Выпивали ли туристы в небе?

Пассажиры Ан-2 и пилот отмечали День России. На аэродроме после исчезновения самолета нашли бутылки с остатками алкоголя и рюмки. Среди обломков найдены лишь золотые колечки и сережки разбившихся пассажирок.

Почему самолет сгорел, а деревья вокруг нет?

Скорее всего, после крушения пожар был небольшим. По крайней мере, об этом красноречиво говорит тот факт, что в уцелевших баках самолета сохранились остатки горючего. Раз баки не взорвались, значит, пламя было не таким уж сильным. Но некоторые деревья все-таки пострадали от огня. Корреспондент «КП» лично видел три поваленных сосны, обуглившихся от пожара.

Почему никто не увидел пожар?

Самолет улетел в 10 вечера. А возвращался еще позже. Было уже темно. В это время Ан-2 еще никто не потерял. Поэтому даже если кто-то и заметил огонь (что не факт, ведь пожар был небольшим), то не придал этому значения, решив, что это горят торфяники. К тому же очень сложно представить человека, прогуливающемуся по Катисьминским болотам в полночь. Ну, а на следующее утро, когда началась поисковая операция, пожар уже в любом случае погас.

КОММЕНТАРИЙ СПАСАТЕЛЯ

«Пилот мог решить покуражиться перед пассажирами»

Александр Новоселов, спасатель 1 класса уральского регионального спасательного отряда. Он приписан к парашютно-десантной службе, поэтому летом прошлого года был одним из тех, кто с воздуха искал пропавший Ан-2. Искал, правда, на севере Пермского края. Он ответил на наши вопросы.

- Почему так долго не могли найти самолет, который разбился совсем недалеко от города?

- Местность для поисков очень сложная. Там глубокие болота, порой глубина доходит до двух метров. Сейчас болото еще не растаяло до конца. В этих болотах велись поиски вертолетами с воздуха. Их крейсерская скорость 150 км/ч. На этой скорости невозможно разглядеть мелкие обломки и детали. При таких поисках эффективна малая авиация, например мотопараплан. Его скорость 15 - 20 км/ч, он может практически зависать над каждым деревом. Но такая техника, насколько я знаю, в тех местах не применялась.

- Что могло произойти на борту? Почему самолет упал?

- Первая версия, которая мне кажется вероятной, это ошибка пилотирования. Пилот мог решить покуражиться перед пассажирами - показать фигуру высшего пилотажа, так называемую горку. Для этого самолет разгоняется, а ручку управления пилот резко тянет на себя. Но при этом, если самолет полностью загружен, как в нашем случае, пассажиры от такого маневра могут оказаться в хвосте. Это приводит к потере скорости, самолет начинает падать хвостом вниз, а потом разворачивается и падает носом. Чтобы выправить ситуацию, летчику требуется высота порядка 1000 метров. Им могло этой высоты не хватить. Либо все проще: возвращались вечером, темнело, приборов навигации у них могло не быть. Самолет зацепил верхушку дерева и рухнул на землю.

- Что еще могло привести к трагедии?

- В самолете очень мало места. Главная опасность может заключаться в том, что все оказались в хвосте. Для этого достаточно 5 - 6 человек. Тогда пилоту ручки штурвала не хватит, чтобы выровнять крен.

- Какие меры должны быть предприняты, чтобы эта страшная трагедия не повторилась?

- Сейчас все самолеты оснащают системой «компас». При крушении пилот нажимает кнопку и включается радиомаяк.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Добровольный участник поисков:«Это место в штабе почему-то отметили как пройденное»

- Как только пропал Ан-2, я сразу же записался в волонтеры, - рассказал нам Сергей, один из поисковиков-добровольцев. - Могу сразу сказать, поисковые операции были организованы очень плохо. Кто-то честно ходил по болотам, а кто-то прогуливался по лесу, особенно не напрягаясь. Так, чтобы галочку поставить, показать себя героями. Ходили мы и в Катасьминские болота. Вглубь шли цепочкой. Точно могу сказать, то место, где нашли Ан-2, мы не прочесывали. Самолет, кстати лежит не в болоте, а в обыкновенном лесу. Там вполне нормальная местность - это только начало болот. Если бы мы там искали, Ан-2 давно бы уже нашли. Но это место отметили как пройденное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:.photoGalleryIcon{ width:655px; background:#2b2e33; padding-top:7px; padding-bottom:7px; height:149px;} .photoGalleryIcon img{margin-left:7px;margin-bottom:7px;margin-top:7px;margin-bottom:7px;}.photoGalleryIcon a{display:block;color:#FFFFFF;text-align:center;font-size:16px;text-decoration:none;}.news{width:655px;height:110px;background:#2B2E33;padding-top:7px;}.news img{margin-left:7px;margin-right:7px;margin-bottom:7px;}.news a{display:block;color:#FFFFFF;text-align:left;font-size:16px;text-decoration:none;}

На Урале к месту падения самолета рубят просеку

То, что осталось от самолета, отправляют на экспертизу.

То, что осталось от самолета, отправляют на экспертизу.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Родители погибших на Ан-2: «Это не наши дети» [видео]

Семьи людей, погибших при крушении Ан-2, получат по миллиону рублей

В июне прошлого года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев лично поднимался в небо над уральской тайгой, чтобы искать самолет.

В июне прошлого года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев лично поднимался в небо над уральской тайгой, чтобы искать самолет.

Руководитель Уральского следственного управления на транспорте о найденном Ан-2: «Самолет упал в тот момент, когда шел на посадку»

Правоохранители уже собрали останки погибших людей на месте крушения Ан-2 и отправили их в лабораторию.

Правоохранители уже собрали останки погибших людей на месте крушения Ан-2 и отправили их в лабораторию.

На месте крушения Ан-2 следователи нашли личные вещи погибших людей

Сейчас на месте авиакатастрофы работают следователи. Они пытаются понять восстановить картину произошедшего.

Сейчас на месте авиакатастрофы работают следователи. Они пытаются понять восстановить картину произошедшего.

Родственники пропавших на АН-2 людей не верят, что самолет действительно нашли [видео]

Отец пропавшего на Аннушке Антона Сафонова Андрей узнал от журналистов, что Ан-2 нашли

Отец пропавшего на Аннушке Антона Сафонова Андрей узнал от журналистов, что Ан-2 нашли

Начальник свердловского ГУ МЧС - о найденном Ан-2: «Черные ящики не сработали» [аудио, эксклюзив]

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Охотники, нашедшие пропавший Ан-2: «От самолета остались только хвост, скелет крыльев и выхлопная труба… [фото с места крушения, видео]

Самолет Ан-2, пропавший почти год назад на севере Урала нашли охотники.

Самолет Ан-2, пропавший почти год назад на севере Урала нашли охотники.

Смотрите фотогалерею: «Нашли самолет Ан-2, пропавший год назад в Свердловской области»