Этот материал написан по итогам морского круиза на лайнере MSC Opera
Морской круиз – удовольствие, лишь кажущееся не таким уж и дорогим, даже с учетом того, что средиземноморские и другие маршруты начинаются и заканчиваются в портах Испании, Италии, Греции, Франции, скандинавских стран (то есть к стоимости круиза нужно добавить еще и стоимость перелета до искомой точки на карте). Но, с другой стороны, можно совместить полезное с приятным: посмотреть еще и Барселону или Марсель, Венецию или Ларнаку.
Этот материал написан по итогам морского круиза на лайнере MSC Opera. Увы, впечатления от красот Ибицы и Монако, Валенсии и Генуи изрядно подпортили явные и не очень огрехи круизной компаний. Но зато теперь к заказу следующего морского путешествия можно быть готовым во всеоружии. Итак, по порядку:
Порт отплытия. Заказ билетов на самолет лучше делать, рассчитывая на ночевку в порту отбытия (самолет ведь может опоздать, а лайнер ждать не будет). И гостиницу стоит бронировать поближе к порту.
Заказ каюты. Стандартная тройка практически всех круизных компаний – каюта без иллюминатора, с таковым и с балконом. Разницы никакой – все равно целый день проводишь на берегу или на палубах. А вот цена существенно разнится. Класс каюты не гарантирует на MSC Opera отсутствия желтых, застиранных полотенец и ветхого постельного белья.
Расписание круиза. Не довольствуйтесь тем, что будет указана дата прибытия в каждый город, требуйте и точное время! Иначе посещение Монако сведется к 3 часам пребывания на суше (с 9 вечера до полуночи), или на Ибицу вы попадете в воскресенье, когда закрыто все – от музеев до магазинчиков.
Расписание экскурсий. Все наземные экскурсии – платные. В MSC их не оказалось не только на русском, но и на английском языках. Зато дважды, а то и трижды в день в каюту доставляли целый ворох рекламных проспектов, расписаний, извещений чуть ли не на всех языках мира, которые прямиком отправлялись в мусор. Гринписовцы, видимо, еще не плавали с MSC…
Автобусы-шаттлы. Еще одна статья расходов, о которой турагент не предупредил. Морские порты почти везде находятся далеко от центра города, и круизная компания любезно организует подвозку туда на автобусах. Но не задаром. Порадовал лишь оказавшийся неиспользованным бонус – туда-сюда в течение дня можно кататься, заплатив один раз.
Расчеты на корабле. Система такая же, что и во многих отельных сетях – при регистрации выдается пластиковая карточка, на которую вы кладете аванс наличными, либо «привязываете» к кредитке. Второй вариант гораздо удобней, поскольку в день окончания круиза не надо выстаивать длинную очередь, дабы получить не потраченные кровные назад. Внимательно ознакомьтесь с представленным счетом. Сюрпризом окажется сервисный сбор за каждый день круиза, а также пожертвования от вашего имени во всевозможные благотворительные организации. За что взимается сервисный сбор (в дополнение к чаевым, которые также взимаются автоматически при любой покупке в барах и ресторанах) – великая тайна, о который турагент не предупреждал, а консьержи на лайнере долго, но непонятно рассказывали. В результате 4-дневный круиз для пары станет по-любому дороже на полсотни евро, и это при условии, что ничего на борту не будет куплено! А еще есть портовый сбор, который также взимается отдельно…
Интернет и сотовая связь. Сотовые телефоны в море работают, а вот Интернет на корабле стоит сумасшедших денег и катастрофически медленен.
Питание. Все включено. На обед или ужин можно отправиться в означенное время в ресторан или перекусить в более демократичной обстановке. Меню завтраков и перекусов надоедает уже на второй день – все одно и то же, выбор небольшой, еда крайне невкусная. Зачем в каталогах круиза размещена целая галерея коков – опять загадка: на обеды и ужины все блюда из меню явно разогреты в микроволновке; порции маленькие, все приготовлено без души. Алкоголя в корабельном дьюти-фри нет, с собой на борт его проносить нельзя, покупать можно только в барах. В ресторанах подают (за отдельную плату) только вино, так что пожелав сопроводить горячее рюмкой водки или бокалом виски, желание осуществить не получится.
SPA. Вот на это денег не жалейте, и покупайте абонемент сразу на весь круиз. Комплекс расположен на корме, и, перебирая ногами по беговой дорожке или нежась после хамама на шезлонге, можно ощутить себя в невесомости, взирая на морские просторы через стеклянные переборки.
Прочее. Не покупайте и не заказывайте все и в первый день – в дьюти-фри, фитнесс-центре или SPA. Каждый день то тут, то там объявляют распродажи и скидки, и, в результате, на массаж назавтра можно сходить за полцены, а любимые духи приобрести подешевле.
А какие круизные компании порадовали вас? Или, наоборот, огорчили? Куда вы намерены отправиться в следующий круиз и почему? Поделитесь своим опытом с читателями «КП»!