Цою хотят вернуть руки на место
Фото: Ксения АХМЕТЖАНОВА
Питерская дотошность
Гипсовый Цой стоит в Латвии на трассе у места гибели. В Москве меккой считается стена на Арбате. А в родном городе рок-звезды – ничего. Третий год в Петербурге не могут определиться с памятником культовому музыканту.
Всему виной петербургская дотошность. Никак не можем подобрать достойную скульптуру.
Конкурс на лучший памятник певцу объявили еще в 2011 году. Первых финалистов объявили в то же время. Однако ни одна из скульптур победителей не понравилась учредителям Фонда «Памяти Виктора Цоя» и «Фонда Жорно». Когда меценаты предложили вариант, то он не удовлетворил городских архитекторов. Пока стороны спорили, наступил 2012 год. В августе в градостроительном комитете все же назвали победителя. Но и тогда получилось все как-то смазано.
Отец культового рокера Роберт Цой выбрал памятник, который предложили скульптор Матвей Макушкин и архитектор Нестор Энгельке. Бронзовый Виктор Цой стоит с гитарой, скрестив руки на груди и смотрит задумчиво вдаль. Высота памятника с постаментом - 3,4 метра.
Но вот члены комитета по градостроительству и архитектуры настояли, чтобы памятник мастера доработали совместно со скульптором Алексеем Ничепорчуком. Понравилось как тот вылепил голову музыканта.
Так и разошлись: городские архитекторы довольные своим решением, а скульпторы ошарашенные новостью, что надо работать в четыре руки.
Цоя в огород
Доработка монумента растянулась еще почти на год.
- Мы, в общем-то нормально сработались с Алексеем, - рассказывает скульптор Матвей Макушкин. – Он приходил ко мне в мастерскую, консультировал меня, а я лепил.
К концу мая новая концепция памятника была готова. Голову Цою немного приподняли, его лицу добавили решительности. Еще музыканту «развязали» руки. В новом макете памятника левую руку он положил на гриф, а правую опустил поверх деки.
- Это было сделано с подачи скульпторов, - объяснил «Комсомолке» скульптор Макушкин.
Посмотреть на такой вариант монумента позвали рабочую группу градсовета. Но в мастерской всех ждал сюрприз. Внезапно Алексей Ничепорчук принес свой вариант памятника. Цой тоже стоит с гитарой, одна рука на грифе, а другая расслабленно опущена вдоль тела. Еще на музыканте другие штаны. На втором эскизе Цой выглядит спокойным и грациозным.
Проекты памятников соревнуются друг с другом.
- Он сделал это тайно ото всех, - заявила глава Фонда «Памяти Виктора Цоя» Светлана Власова. – Эта скульптура не имеет ничего общего к Виктору Цою.
Однако члены градсовета вникать в конфликты скульпторов не стали. Им работа Ничепорчука понравилась, решили не отметать новый вариант. Но и в этот раз ставить точку в этой истории не стали, назвав обе работы «сырыми» и снова отправив их на доработку.
- А вы лучше верните памятнику скрещенные руки, - уходя, порекомендовали они Макушкину.
Жуткий скандал разгорелся уже после. Фонд «Памяти Виктора Цоя» страшно разозлило решение чиновников. Сами же скульпторы разругались между собой в пух и прах.
- Я уже удалил телефон Алексея из книжки. Не буду с ним больше работать, - обиженно заявил Матвей Макушкин.
- Нас вернули на год назад, снова к двум работам. А нам проект Ничепорчука не нужен! Пусть ставит его у себя в огороде, если ему так хочется, а мы спонсировать этот памятник не будем, - заявила «Комсомолке» Светлана Власова. – Это просто неуважение к отцу Цоя. Ведь он уже одобрил проект Макушкина!
Поведение своевольного скульптора, на счету которого даже бюст Николаю Валуеву, решили рассмотреть на комиссии по этике и пожаловаться на поведение градсовета главному архитектору города Юрию Митюреву.
В любом случае, место в сквере у станции метро «Проспект Ветеранов» еще около года будет пустовать. В Смольном говорят, что загонять во временные рамки и торопить скульпторов не хотят.
Памятник Виктору Цою до сих пор не выбрали