Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика13 июня 2013 11:50

Путин: Мы должны следовать принципу – чем больше стаж и зарплата, тем выше пенсия

Президент выступил с бюджетным посланием на ближайшие три года [видео]
Владимир Путин на совещании по вопросу представления бюджетного послания

Владимир Путин на совещании по вопросу представления бюджетного послания

Фото: РИА Новости

Ежегодно накануне утверждения бюджета президент обращается к правительству и главам палат Федерального собрания с посланием о бюджетной политике государства на ближайший год. В этот раз задачи, которые огласил в четверг в своем послании Владимир Путин, затрагивали целых три года. И если в прошлом году Путин сделал упор на том, что принципиальная задача властей - в сохранении макроэкономической стабильности, то теперь он говорил о развитии и социальной ориентированности главного финансового документа.

О ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Главные требования к бюджетной политике – это поддержка экономического роста. В этом заключается основная цель нашей совместной работы. За счет чего мы должны этого добиться? За счет кардинального повышения эффективности бюджетной политики, безусловного выполнения всех наших социальных обязательств, реализации стратегических задач, поставленных в указах от 7 мая 2012 года. В бюджетной сфере мы должны перейти к долгосрочной политике развития, а это – увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественное улучшение работы социальных отраслей, стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций.

Все эти задачи обозначались в предыдущем Бюджетном послании, и определённая работа проведена. Однако вынужден отметить: новые принципы планирования, инструменты повышения эффективности госрасходов пока внедряются медленно. Ждать, оттягивать принципиальные решения больше нельзя.

Мы должны добиться нового качества бюджетной политики уже в ближайшее время. Такие условия диктует нам внутренняя и внешняя экономическая конъюнктура: возможности по постоянному быстрому росту бюджетных расходов исчерпаны либо близки к этим показателям. Нужны более результативные, качественные решения.

О ЦЕЛЯХ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ

Мы должны обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать безусловное выполнение обязательств государства – в первую очередь, социальных – даже в случае неблагоприятной внешней конъюнктуры. Именно для этого было принято и бюджетное правило. Считаю необходимым в течение трёх месяцев завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года. И если это потребуется, внести изменения в долгосрочный прогноз социально-экономического развития.

В Стратегии надо оценить возможные риски, чётко обозначить, как мы будем действовать при любом сценарии, включая и неблагоприятный. Стратегия также призвана задать чёткие ориентиры по финансовому обеспечению государственных программ: средства следует выделять под реальные планы преобразований, под достижение конкретных целевых показателей.

О ГОСПРОГРАММАХ

К сожалению, многие госпрограммы, а мы с вами о необходимости их внедрения говорим уже не один год (уже лет пять, наверно), нуждаются в доработке. Заложенные в них цели не подкреплены соответствующими ресурсами, отдельные программы вообще приняты в нескольких вариантах. Причём эти варианты существенно отличаются как по планируемым результатам, так и по объёмам финансирования. Если денег на всё не хватает, то нужно определить приоритеты. Ради этого мы и создавали сам институт программ.

Подчеркну: госпрограммы на практике должны увязывать стратегические и бюджетные элементы планирования, установить общие требования к политике федеральных ведомств и регионов в соответствующих сферах, а в конечном счёте стать инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу.

ОБ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТА

Необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач. Должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития. Основные резервы – это повышение эффективности всех бюджетных расходов, акцент на адресный характер социальной помощи, проведение структурных реформ в социальной сфере. Наконец, это обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы, что позволит снизить зависимость Пенсионного фонда от федерального бюджета и при этом гарантировать курс на последовательное повышение уровня жизни старшего поколения россиян.

О ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ

Первоочередная задача – принятие принципиальных решений по пенсионной формуле. Мы об этом с вами много раз говорили, знаю, задача сложная. В целом вы практически подошли к ее решению, нужно довести эту работу до конца. Пенсионная формула должна обеспечить дифференцированный подход к каждому гражданину: чем больше стаж и зарплата, тем выше должна быть пенсия. И, безусловно, формула должна быть справедливой, стабильной, прозрачной, самое главное – понятной и для работников, и для работодателей.

Обращаю внимание: нам нужно сохранить «базовый» тариф страховых взносов для бизнеса на сегодняшнем уровне. Нельзя решать проблему пенсионной системы за счёт повышения фискальной нагрузки на бизнес, за счёт подавления предпринимательской активности и экономического роста. В зависимости от параметров пенсионной формулы следует также обозначить масштабы использования средств Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита пенсионной системы.

Отдельно следует обратить внимание на проблемы прозрачности пенсионной системы и внебюджетных фондов. Напомню, что с 1 января 2014 года все внебюджетные фонды переходят на кассовое обслуживание органами Федерального казначейства. Я прошу как следует подготовиться и хочу обратить внимание и предупредить, что дата не подлежит переносу.

О ПЕРЕНОСЕ РАХОДОВ НА ВООРУЖЕНИЕ

Министерство финансов предлагало, насколько это возможно, перенести расходы на реализацию Государственной программы вооружений на более поздний срок. Мы эту программу приняли. И надо её исполнить, но исполнить эффективно. Мы об этом тоже много раз говорили. Ресурсы выделены. Действительно, это серьёзные ресурсы, большие. Предприятия должны быть способны «принять» деньги, но не только «принять», а иметь соответствующую производственную и технологическую базу под исполнение контрактов по поставкам техники и вооружения. И если вы видите где-то, что такой готовности нет, то Министерство обороны должно выйти самостоятельно с инициативой более рационального по времени выделения средств.

О НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ И ОФШОРАХ

Важнейшая задача – это повышение конкурентоспособности налоговой системы. Мы сейчас принимаем целый комплекс мер по улучшению делового климата, повышению привлекательности национальной юрисдикции. В том числе более удобными для бизнеса стали процедуры уплаты налогов. Это отмечают и отечественные предприниматели, и международные эксперты.

В ближайшее время должны быть реализованы предложения по налоговым льготам для инвесторов на территории Дальнего Востока, о поддержке разработки и освоения новых месторождений полезных ископаемых, включая шельф. Следует продолжить упрощение налогового учёта и максимально сблизить его с бухгалтерским учётом, в целом повышать качество налогового администрирования.

В то же самое время надо ограничить возможность оптимизации налогов на легальной основе и перевода прибыли в оффшоры, повысить фискальную нагрузку на собственников престижного, дорогого имущества. Словом, мы должны создать такие налоговые условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши.

О БЮДЖЕТЕ НА ТРИ ГОДА

Подготовка бюджета на следующую трёхлетку вступает в решающую фазу. Рассчитываю на самое тесное конструктивное взаимодействие правительства и парламента, всех депутатских фракций. Вновь подчеркну: нам необходим бюджет развития, бюджет, который обеспечит решение всех приоритетных задач, стоящих перед страной. Естественно, мы часто это повторяем, и я это делаю, скажу еще раз: все эти задачи, в том числе и социальные, можно обеспечить и решить только на основе обеспечения высоких темпов экономического роста.

О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ

Считаю целесообразным сделать Бюджетное послание составной частью президентского Послания к Федеральному Собранию и прошу правительство подготовить соответствующие поправки в законодательство. Чтобы один раз в год президент мог ставить соответствующие задачи, и парламент, и правительство могли бы ориентироваться изначально на эти приоритеты.

«Комсомолка» вела онлайн-трансляцию мероприятия ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Правительству придется выполнять задачи, поставленные в бюджетном послании на 2014-2016 годы, в непростых экономических условиях. Об этом заявил Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров в четверг, которое прошло после оглашения Владимиром Путиным бюджетного послания (далее).

«Комсомолка» вела онлайн-трансляцию мероприятия

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Правительству придется выполнять задачи, поставленные в бюджетном послании на 2014-2016 годы, в непростых экономических условиях. Об этом заявил Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров в четверг, которое прошло после оглашения Владимиром Путиным бюджетного послания (далее).