Премия Рунета-2020
Иркутск
+8°
Boom metrics
Происшествия29 августа 2013 4:55

Родственница семьи, которую сбила в Листвянке пьяный водитель, Оксана Баронова: «Надежда осталась только на СМИ и общественность»

Каковы должны быть наказания для нетрезвых автомобилистов, по вине которых гибнут люди
Авария в Листвянке.

Авария в Листвянке.

Истории об авариях с водителями, которые грубо нарушают правила дорожного движения, в последнее время не сходят со страниц газет и телеэкранов. Ужасно, но случаи, когда пьяные лихачи врезаются в остановки, наезжают на тротуары или давят по газам на пешеходном переходе, происходят едва ли не каждую неделю! Громкие разбирательства, долгие судебные тяжбы и приговор. Правда, далеко не всегда такой, какого ждут родственники погибших. Почему? Эту тему и решили поднять корреспонденты иркутской «Комсомолки». А поводом для обсуждения послужила авария, случившаяся в Листвянке в начале июля. Предпринимательница на дорогой машине сбила прямо на тротуаре семью. Молодая женщина и ее мама погибли сразу, а спустя три недели, не приходя в сознание, умер и 9-летний мальчик. Выжить удалось только отцу погибшего ребенка, но подняться на ноги он сможет нескоро. Мужчина получил тяжелейшие травмы. Хотя намного страшнее - потеря самых-самых близких людей.

Понесет ли виновница ДТП заслуженное наказание? Только этот вопрос беспокоит родственников Евгения Баранова – семью Бароновых. Поэтому вместе с правозащитниками они и пришли в пресс-центр «КП». А вслед за ними, узнав о готовящемся событии, в редакцию позвонили и другие пострадавшие, чьи судьбы тоже сломаны жуткими авариями…

В пресс-центре "Комсомолки" обсудили ситуацию с ДТП, в которых гибнут люди.

В пресс-центре "Комсомолки" обсудили ситуацию с ДТП, в которых гибнут люди.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

«Сестру пытались откачать очевидцы, но шанса выжить не было»

Оксана Баронова.

Оксана Баронова.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Оксана Баронова, родственница погибших: Мои мама Нина Анатольевна, сестра Лена, ее муж Евгений и племянник Ярославка шли по тротуару (едва начав монолог, Оксана расплакалась). Представьте, люди прогуливаются, разговаривают, строят планы. И вдруг все в одночасье рушится! Машина на огромной скорости сбивает их... Мама и сестра погибли сразу, а спустя три недели и мой племянник, наш любимый Ярославка скончался в больнице. Женя, который пытался выкарабкаться только ради сына, потерял смысл жизни…

Ведущая: А как вела себя виновница аварии? Вышла ли из машины? Пыталась как-то помочь?

Оксана Баронова: Эта женщина… (Оксана сделала глубокую паузу) была нетрезвой. Пыталась ли помочь? Будем считать, что так. Сразу после наезда она вышла из машины, подошла к Ярославу. Но когда вокруг начали собираться люди, спокойно отошла в сторону… Чужие люди – свидетели ДТП - спасали моих родных. Маме (Оксана снова заплакала) помочь было уже нельзя, а Леночка еще несколько минут дышала. Но травмы были настолько серьезными, что она умерла до приезда врачей…

Ведущая: Оксана, а что было потом? Вы видели эту женщину после ДТП? Она хотя бы покаялась перед вами, извинилась?

Полина Баронова

Полина Баронова

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Полина Баронова, дочь Оксаны Бароновой: Давайте отвечу я (Оксана расплакалась так, что не смогла говорить). Нет. Виновницу с тех пор мы не видели. Она звонила пару раз спустя три недели после трагедии. Первый раз, как по роковому стечению обстоятельств, в день смерти Ярославки… Она об этом, конечно, не знала, новость шокировала ее. Второй раз позвонила накануне круглого стола. Очень просила встречи с Евгением. Вероятно, хотела покаяться именно перед ним. Но Женя даже на ногах стоять не может. Еще сильнее нас беспокоит его моральное состояние… Нам же виновница аварии предлагала только деньги на лечение Евгения. Мы их не взяли… Чем они помогут? Родных не вернешь… Хотим, чтобы только суд решал судьбу этой женщины.

Два года ездила без прав

Ведущая: Нарушала виновница аварии раньше правила дорожного движения? Сесть за руль в нетрезвом виде все-таки очень серьезное, с позволения сказать, преступление… Наверняка, были и другие.

Сергей Ковалев.

Сергей Ковалев.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Сергей Ковалев, замначальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области: Да, это правда. 42-летнюю виновницу ДТП с 2004 по 2011 год 8 раз привлекали за превышение скорости, нарушение правил перевозки детей и игнорирование знака «Уступи дорогу». Более того, автомобилистка два года ездила без прав. Срок удостоверения истек, новое она так и не получила.

Вот так поворот! Зал ахнул!

Оксана Баронова: Мы поэтому и пришли на круглый стол. Боимся, накажут ли ее по справедливости. Она ведь села за руль нетрезвой, не имея прав, и при этом до сих пор находится на свободе! Почему?

Сергей Ковалев: Подозреваемая, когда решался вопрос о выборе меры пресечения, предоставила суду справку о невозможности содержания в изоляторе. Состояние здоровья не позволяет.

Оксана Баронова: Надежда осталась только на СМИ и общественность…

Владимир Алексеев, адвокат семьи Бароновых: Этот факт, что водителя после ДТП задержали и не заключили под стражу, удивляет и настораживает. Если мы возьмем, например, последнее громкое дело в Подольске, где по вине водителя КамАЗа, погибли десятки детей, то там вопрос о заключении под стражу решили незамедлительно. Хотя само преступление формально является более мягким, потому что водитель был трезвым.

Еще недавно счастье семьи Барановых казалось очень прочным.

Еще недавно счастье семьи Барановых казалось очень прочным.

Правильная позиция – позиция гласности

Виктор Григоров, правозащитник: Очень бы хотелось задать несколько вопросов самой виновнице аварии или ее адвокату. Их, кстати, в зале не наблюдается…

Ведущая: Адвокат находится в отъезде, но любезно оставил свой номер телефона. Сейчас свяжемся.

Виктор Григоров - Михаилу Ожогину: Михаил, у меня вопрос к вам как к юристу и как к гражданину. Какого наказания заслуживает водитель, который погубил жизни людей? Его место на свободе или в колонии?

Михаил Ожогин, адвокат виновницы аварии: Только суд вправе назначать наказание. И оно должно быть таким, какое прописано в законе.

Виктор Григоров: Я знаю нормы уголовного права, я задаю вам вопрос как человеку.

Михаил Ожогин: Можно более конкретные вопросы задавать?

Александр Дубровин, юрист: Если позволите, я включусь в беседу. Михаил, скажите, а можно ли, на ваш взгляд, заменить лишение свободы возмещением материального ущерба?

Михаил Ожогин: Не могу ответить. Что значит заменить? Уголовно-процессуальный кодекс эту замену не предусматривает. Кстати, я впервые слышу, что у потерпевших есть адвокаты. Мы готовы с ними встретиться и переговорить (сеанс связи закончился).

Виктор Григоров.

Виктор Григоров.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Виктор Григоров семье погибших: Вы выбрали правильную позицию – позицию гласности. О таких делах нужно говорить громко. Поскольку, увы, юридическая практика по делам о ДТП неоднозначна. Приведу конкретные примеры. Случай во Втором Иркутске, когда пьяный водитель въехал в остановку. По суду лихача отправили на 3 года в колонию-поселение. Есть и другой пример. Примерно за такое же ДТП представительница одной известной колоритной фамилии в Иркутске получила отсрочку почти на 14 лет. Да, и условные сроки за подобные преступления – тоже не редкость. Вам нужно быть готовыми ходить по судам. Несовершенство системы правосудия и расплывчатое законодательство позволяют служителям Фемиды выносить любые решения.

Бабушка погибла сразу.

Бабушка погибла сразу.

Семь кругов юридического ада

Тимофей Шишов.

Тимофей Шишов.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Тимофей Шишов, друг семьи Барановых: Здесь корень зла. На чем строится вся правовая система в любой стране мира? На сравнительной одинаковости наказания при сравнительной одинаковости обстоятельств. Этого нет в России. Это проблема не конкретно убийц на колесах, а судебной системы в целом.

Александр Дубровин.

Александр Дубровин.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Александр Дубровин: Я проработал 35 лет адвокатом. Вы абсолютно правы, судебная система несовершенна. Но главной остается стадия предварительного следствия. Нам приходится биться не на жизнь, а на смерть, проходить семь кругов ада, чтобы довести дело до суда. Это очень трудно. Объясню почему. Если вы обратитесь к Конституции 1993 года, то увидите шесть статей, посвященных правам подсудимых. И только одна, 52-я статья, коротко касается прав потерпевших. Изначально в закон закладываются нормы, которые защищают тех, кто совершил преступление. Это справедливо. Ведь права потерпевших должно отстаивать государство. Но что мы видим? У одного моего подзащитного сын погиб в аварии, и только спустя три года мы добились возбуждения уголовного дела. Во многом потому, что все ошибки были допущены на начальной стадии – расследования. Вам, Оксана, не нужно сидеть сложа руки. Начните с изучения протокола осмотра места происшествия. Проверяйте каждую букву, каждую черточку!

Тимофей Шишов: Дело не в нормативной базе, а в людях. Одни принимают эту нормативную базу, другие пользуются связями, положением в обществе и деньгами, чтобы уйти от ответственности.

За рулем богатые и знаменитые

Ведущая: Продолжая этот разговор, хотелось бы обратиться, еще к одной нашей героине. В 2011 году ее сбила машина. Водитель скрылся с места ДТП, но очевидцы успели записать номер автомобиля. Уголовное дело возбудили, но оно так до суда и не дошло. В чем причина?

Ольга Катышевцева.

Ольга Катышевцева.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Ольга Катышевцева, в 2011-м году ее сбила на машине прокурор: Нам кажется, дело в виновнице. Она - прокурор.

Сергей Рженев, адвокат: Я дополню. Да, дело моей подзащитной в суд так и не передали. Направлено было прокурору и вернулось с формулировкой «провести дополнительные следственные действия». В этом деле что является главным? Думаю, вопрос риторический. Был бы это Иванов, Петров, Сидоров – уже бы сидел. Второй год заканчивается. Скоро истечет срок давности по этому делу.

Сергей Ковалев: Увы, пренебрежение безопасностью, неприятие законов – наша общая беда. Не только богатые и знаменитые нарушают правила и садятся за руль в нетрезвом виде. Есть и обычные деревенские трактористы, которые тоже не думают о последствиях. Проблема стоит шире.

Виктор Григоров: Согласен. Водители не чувствуют своей ответственности. Ведь даже если лишить человека водительских прав, сесть за руль ему это обстоятельство не помешает. Снова возвращаемся к теме несовершенства законодательства. Считаю, в первую очередь нужно начать с Уголовного кодекса. Поменять в 264-й статье формулировку «неосторожное убийство» на «умышленное» просто необходимо. Человек ведь сознательно садится за руль пьяным, зная, что у него в руках источник повышенной опасности. Поэтому квалифицировать такие действия, как «причинение смерти по неосторожности» нельзя.

Александр Дубровин: Да, лучший стимул – это знание, что за езду в пьяном виде получишь реальный срок. Подводя итог беседы, хочу сказать, что нужно хотя бы одного пьяного лихача привлечь к ответственности по самой строгой букве закона и протрубить об этом по радио, телевиденью, в газетах. Тогда другим неповадно будет!

А В ЭТО ВРЕМЯ

В сентябре штрафы за езду в нетрезвом виде увеличатся

На круглом столе не обошли стороной и вопрос о борьбе с пьянством за рулем. Работа, конечно, уже ведется давно. Какая?

- В этом году опробовали новую методику – массовые проверки водителей на состояние алкогольного опьянения, - пояснил замначальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Сергей Ковалев. - В мае, например, всего за 3 дня рейда задержали 186 (!) нетрезвых автомобилистов. Но проблему надо решать в комплексе. К этому идем. С 1 сентября законодатели увеличивают ответственность за езду в пьяном виде. Вводится и лишение водительских прав, и административный штраф. Рейды по проверке поставили на постоянный контроль.

ЦИФРА

75 ДТП по вине пьяных водителей произошло в Иркутской области за первое полугодие 2013 года;

23 человека погибли;

90 получили ранения различной степени тяжести.