Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды3 сентября 2013 22:45

Вход в Пустоту

На Венецианском фестивале представили скандальный фильм Ким-Кидука, оказавшийся на поверку лукавой буддийской притчей
На Венецианском фестивале представили скандальный фильм Ким-Кидука, оказавшийся на поверку лукавой буддийской притчей

На Венецианском фестивале представили скандальный фильм Ким-Кидука, оказавшийся на поверку лукавой буддийской притчей

Главный интерес текущей венецианской Мостры коренится для меня в работах актуальных молодых режиссеров, представленных в главном конкурсе (вынесем за скобки смехотворно-претенциозное творение Джонатана Глейзера «Под кожей», в котором Скарлетт Йоханссон играет инопланетянку-девственницу, заманивающую мгновенно эрегирующих при ее виде мужчин в черную комнату, где они превращаются в сдутые шарики).

Их более заслуженные коллеги в лучшем случае подтвердили свою высокую репутацию (как Стивен Фрирс в «Филомене», Эрролл Моррис в докуфильме «Неизвестное известное» или Хаяо Миядзаки, чье последнее перед уходом на пенсию произведение под названием «Ветер крепчает», выполненное в любопытном жанре анимационно-производственной мелодрамы, можно порекомендовать только фанатам манги и интересующимся историей японского самолетостроения).

Либо продемонстрировали верность своим темам и/или формальным приемам, иногда самоотверженно доведя их до самопародии. Как, например, безнадежно оставшийся в 1980-х годах Терри Гиллиам, снявший очередную вариацию «Бразилии» - комическую антиутопию «Теорема Зеро», где в наличии сумасшедший ученый, всевидящий Менеджмент (вместо Большого брата) и свежие размышления о вирте, который в недалеком будущем - кто бы мог подумать! - окончательно заменит реал. И любовь — представляете! - будет тоже через интернет - безопасная, без проникновения. Из хорошего: две шутки, одна про Храм Бэтмена Спасителя и другая, про движение Occupy Mall Street.

Насчет безопасной любви с Гиллиамом готов поспорить прошлогодний победитель Мостры корейский мастер Ким Кидук - в своей представленной вне конкурса (чтоб, не дай Бог, снова не выиграл!) немой (!) ленте «Мебиус» он довел до абсолютного предела свой «театр жестокости». Даже страшно подумать о чем он будет дальше снимать.

Ким Кидук в ленте «Мебиус» довел до абсолютного предела свой «театр жестокости»

Ким Кидук в ленте «Мебиус» довел до абсолютного предела свой «театр жестокости»

По сюжету молодой парень становится жертвой безумств своей матери: схватив нож, та собиралась отрезать член мужу-изменщику, но под раздачу почему-то попал тихо мастурбировавший у себя в комнате сын. Мучимый раскаянием отец отправляется в госпиталь и просит врачей отрезать ему пенис, чтобы потом, когда наука дорастет, пришить его сыну (ведь сыновний член съела безумная мать).

Это лишь самое начало истории, побивающей рекорд не только по количеству отрезанных гениталий (некоторым персонажам их умудряются отрезать дважды), но и по частоте заглядывания в трусы. В трусах же при таких раскладах смотрящего ждет экзистенциальная пустота. Пустота же во всей буддийской традиции есть главный смысл всего сущего и единственная дорога к просветлению: "Каков же первый и главный принцип святого учения Будды?" - спросил император. Бодхидхарма сказал: "Пустота, не святость".

В святости героев Кидука точно не упрекнешь. При отсутствии гениталий они умудряются удовлетворять свои низменные инстинкты раздиранием стоп и кистей рук или, что еще лучше, мерным шевелением ножа в ране. Усекновение членов в картине, которую только дурак может истолковать буквально, есть метафора отрешения от безумств разрушающей человека похоти и страстей. Преодолеть изнурительные безумства плоти можно только войдя в пустоту. Ким Кидук нашел для этого радикальный способ. Чик, и готово. И даже медитаций особых не требуется.

Самый знаменитый израильский режиссер Амос Гитай, награжденный здесь «за простоту» медалью Брессона, представил в конкурсе вещь под названием «Ана Арабия», снятую, по следам Александра Сокурова, одним длинным стэдикамным планом. Это и есть главное и единственное ее достижение - хотя технически творение Гитая несравнимо проще «Русского ковчега», вышедшего 10 лет назад.

Действие происходит в одном дворе на задворках Тель-Авива, где давно и мирно проживают арабы и евреи — нормальные, совершенно неинтересные люди, чешущие языком во время починки каких-то железяк или работы в лимонном саду. Мы наблюдаем за ними глазами молодой журналистки, наведавшейся к ним с целью поведать миру о таком необычном феномене как дружба между народами. Но ее очарование своими героями, к сожалению, никак не передается зрителям, хотя мирное сосуществование евреев и арабов само по себе, бесспорно, можно только приветствовать.

ПРИГЛАШАЕМ:

На спектакль "Астрономия любви"!