Премия Рунета-2020
Рязань
+10°
Boom metrics
Происшествия8 октября 2013 15:45

Очевидцы инцидента в рязанском клубе «ДК»: «Посетителей концерта вели в автобусы, как зеков»

По версии полиции, в клубе предотвратили массовую драку. Действительно ли был риск столкновения двух молодежных группировок?
Вот таким образом в отделении доставляли зрителей "ДК".

Вот таким образом в отделении доставляли зрителей "ДК".

В деле о полицейской акции в клубе «Дом культуры» появляются новые подробности. Напомним, вечером воскресенья, 6 октября, едва начавшийся в клубе рок-концерт прервали бойцы ОМОНа. Они ворвались в зал и поставили посетителей лицом к стене. Через два часа большинство зрителей отправили в отделение полиции, где продержали еще несколько часов.

По официальной версии МВД, в клубе искали наркотики. Но чем больше деталей становится известно о случившемся в «ДК», тем больше вопросов вызывает такой повод.

Наркотиков не нашли, но клуб не покинули

Поначалу ничто не предвещало того, что рядовой концерт в рязанском клубе «Дом Культуры» попадет в федеральные новости. Вечером воскресенья, 6 октября, на сцену клуба должны были подняться музыканты английской панк-группы Sham 69. А «на разогреве» должны были играть белорусы из группы Mister X, группы Kids of the Streets из Воскресенска и Rude reggae surprise из Рязани.

Однако билетов продали мало, выступление англичан отменили, ограничившись концертом «разогревающих» групп. В клуб в итоге пришли около 50 человек, каждый из которых, между прочим, выложил за билет 250 рублей. Но музыку послушать им не дали – на третьей песне в зал ворвались люди в масках.

- Это было похоже на теракт, - рассказывает один из посетителей концерта Дмитрий. – Ворвались люди, удостоверений никаких не показали, всех поставили лицом к стене. Мою жену увели и вместе с другими девушками поставили возле бара. Нам не разрешали даже головы повернуть – сразу били электрошокером.

Музыкантам рязанской группы «Rude reggae surprise» отчасти повезло – они попали в клуб после того, как туда вошел ОМОН.

Посетители клуба утверждают, что им запрещали пользоваться телефонами.

Посетители клуба утверждают, что им запрещали пользоваться телефонами.

- Мы гуляли по городу, в «ДК» пришли к своему выступлению – чуть позже половины девятого вечера, - рассказывают они. – К этому времени все уже стояли лицом к стене. Нас оставили стоять у гардероба, где мы и провели следующие два часа.

Полицейские в это время обыскивали посетителей (у некоторых осматривали даже обувь) и почему-то отнимали у них мобильные телефоны. Кое-кого даже просили вытащить аккумуляторы.

- Примерно через полчаса ко мне подошел человек в штатском и показал бумагу, в которой было написано, что наркотиков в помещении клуба не обнаружили, - говорит директор «ДК» Иван Вотяков. – Но копию бумаги мне не дали. Вообще сотрудники полиции игнорировали все мои просьбы показать документ или назвать номер жетона.

Попытавшегося возмутиться директора поставили к барной стойке. По словам очевидцев, на все его попытки выяснить, кто руководит операцией, следовал простой ответ: «Смотри в пол».По мнению Ивана, в поведении полицейских была как минимум одна странность (не считая того, что они не представлялись).

- Возникало ощущение, что операцией просто никто не руководит, - говорит он. – У нее не было «головы». Я пытался поговорить с одним подполковником, но он ответил, что «ничего не решает».

«Мне показалось, что ведут заключенных»

Через полтора-два часа посетителей концерта начали увозить в отделение полиции №1 (по Советскому району). В итоге забрали всех без исключения молодых людей, кроме администрации клуба и музыкантов. Недалеко от клуба их ждали два «ПАЗика», до которых, по словам очевидцев, задержанных (непонятно, кстати, за что) вели очень своеобразно.

В отделение полиции из "ДК" отправились больше 50 человек.

В отделение полиции из "ДК" отправились больше 50 человек.

- В гардеробе стоял монитор, на котором была картинка с камеры наблюдения, которая выходила во двор клуба, - рассказывает один из музыкантов «Rude reggae surprise». – Когда в участок повели вторую группу задержанных, я посмотрел на монитор и увидел, что людей вели на корточках с убранными за голову руками. Мне показалось, что ведут заключенных, получивших пожизненный срок.

- Среди задержанных были две 16-летние девушки, - говорит Иван Вотяков. – Полицейские посчитали, что они нетрезвы. Одна из них мне потом рассказала, что в отделении ее просили написать, что алкоголь им продали в клубе, хотя это было не так, и пройти экспертизу. Но родители девушки отказались это делать.

Так выглядела спина Ильи Требухина, когда родные забрали его из полиции.

Так выглядела спина Ильи Требухина, когда родные забрали его из полиции.

А вот Евгению Дьячкову (более известному в качестве первого рязанского ди-джея D.E.D) из отделения пришлось вызволять своего зятя – Илью Требухина.

- Моей дочери позвонила ее знакомая, которая поехала в отделение вместе с задержанными, и рассказала, что Илья в отделении, и его там бьют, - рассказывает Евгений. – Дочь позвонила мне. Кричала, что Илью там убивают.

По словам Евгения, против его зятя в полиции применяли электрошокер, били по лицу и придавливали ногой голову к полу.

- Какой-то лейтенант хотел, чтобы Илья подписал чистый лист бумаги, - рассказывает он. – Вызволили зятя мы только после часа ночи. Его очень жестоко избили. В понедельник он продержался, наверное, в шоке был. Успел написать заявления в прокуратуру и следственный комитет. А во вторник мы ездили сдавать анализы, чтобы подтвердить, что в крови Ильи нет наркотиков. Теперь к врачу пойдем: у зятя сильные головные боли и рвота. Видимо, сотрясение мозга.

К слову, больничный Илье сейчас совершенно не нужен: дома у него жена и ребенок трех недель от роду.

Как сообщил «КП» один из организаторов концерта Валерий Новиков, били не только Илью. Но остальным доставалось по менее заметным местам – по ногам и бокам. Сколько человек обращались за помощью к медикам, до сих пор неясно.

Впрочем, сотрудники центра по борьбе с экстремизмом УМВД информацию о том, что задержанных в отделении били, вообще опровергли.

Концерту предшествовала драка

Первоначально версия полицейских была такова: в клубе выявляли наркопреступления. Прямо скажем, не очень убедительно.

В середине понедельника полицейские опубликовали точку зрения на происходящее Дмитрия Ракиты – главврача областного кардиодиспансера и члена общественного совета при областном УМВД. По его словам, ОМОН пришел в клуб, чтобы предотвратить массовую драку. Звучит по-злому иронично, учитывая, во что вылилось «предотвращение» для того же Ильи Требухина. Позже версию подтвердила пресс-служба ведомства, сообщившая, что ОМОН приехал в клуб, потому что туда направились хулиганы, избившие в районе остановки "Дом художника" молодого человека.

Как выяснила «КП», драка перед концертом действительно случилась. Двоих идущих на концерт молодых людей, представителей движения антифашистов (или проще «антифа»), встретили, по их словам, ультраправые националисты.

- Их было несколько, - рассказывает один из пострадавших. – Мой друг успел убежать, я тоже побежал во дворы, но там меня встретила основная масса ультраправых. Сколько их было, не помню, но побили меня крепко. Я в себя пришел, только когда искал остановку. Уж не знаю, плохо ли, что я не попал в «ДК», или хорошо.

А так - лицо.

А так - лицо.

Националистическая подоплека – одна из возможных версий инцидента. Иван Вотяков не скрывает: группы, которые должны были выступать, поддерживают движение антифа. Но причины для вмешательства полиции он в этом не видит.

- Не так давно мы привозили в клуб Паука (лидера некогда явно националистической группы «Коррозия металла». – Ред.), - вспоминает он. – И, честно говоря, некоторая часть публики мне самому тогда показалась неприятной. Например, несколько человек перед сценой открыто «кидали зигу» (поднимали руку в нацистском приветствии. – Ред.). Но почему-то тот концерт не привлек внимания борцов с экстремизмом. А вот «антифа» в поле их зрения попадают регулярно.

В версию с массовой дракой директор клуба тоже не верит.

- Года два с половиной назад правоохранительные органы «предлагали» мне отменить тот или иной концерт, потому что на него, якобы, могут прийти экстремисты, - говорит он. – И иногда я шел навстречу – и отменял. Но на воскресный концерт пришли люди из одной тусовки, которые так или иначе друг друга знают. Если у полиции действительно была информация, что в «ДК» готовится драка националистов и «антифа», то почему нельзя было так же выйти на меня? И непонятно, к чему тогда такие жесткие методы? Я полтора года служил в спецназе ФСИН, но, честно говоря, даже с зеками так не обращаются.

Главный вопрос - "Зачем?"

Главная на данный момент странность в этом деле – то, что поведение ОМОНа не поддается логике. Зачем вообще была нужна эта жесткая акция, обреченная на то, чтобы попасть во все новости (ведь вряд ли кто-то всерьез рассчитывал, что инцидент удастся "замолчать)?

Версий несколько. Первая – продолжение кампании, которую, по мнению «антифа», ведут против них силовики. В этом контексте появления ОМОНа на заурядном концерте кажется логичным, как и сообщения пресс-службы МВД о том, что среди задержанных в «ДК» были те, кто в поле зрения борцов с экстремизмом уже попадал. Но даже если цели были благие (а отношения «антифа» с радикальными националистами – вообще штука сложная и потенциально взрывоопасная) – к чему такие жесткие методы? С таким же успехом ранее судимых и потенциально опасных рязанцев можно выявлять в автобусах, ставя всех пассажиров «лицом к стене».

Вторая версия – о пресечении драки – куда более хрупкая. Если драку полицейские предотвратили, то зачем колотить дубинками посетителей? И тем более подвергать их унизительной процедуре прогулки на корточках до автобуса.

- Я не могу понять, зачем сотрудники в штатском удалили записи одной из камер наблюдения, - говорит Иван Вотяков. – Если полиция считает, что все сделала правильно, то чего скрывать?

Странным выглядит и сообщение полиции, что в клубе были несовершеннолетние и нетрезвые рязанцы. Бар в «ДК» работает легально, а что до подростков, то ни о каком нарушении комендантского часа речи быть не может: полиция ворвалась в клуб в 20.30, у подростков еще была возможность уйти домой до 22 часов. Правда, в отделении приехавшим за задержанными родителям объясняли, что, якобы, несовершеннолетние вообще не имеют права ходить без сопровождения взрослых туда, где продают алкоголь. Если так, то целью следующей акции ОМОНа может стать, например, областной драмтеатр, в буфете которого продают спиртное.

Есть и третья версия – конспирологическая. Столь громкую операцию полицейские провели в тот момент, когда начальник областного УМВД Николай Пилюгин был в отпуске. Как стало известно «КП» из неофициальных источников в полиции, о случившемся он узнал лишь в понедельник. И никакого приказа (опять же - по нашим данным) на операцию не давал. В этом свете возникает мысль о том, что омоновский рейд в «ДК» - провокация, организованная против Пилюгина кем-то из его коллег по силовому цеху.

Сейчас очевидцы и пострадавшие дают показания следователям СК и службы собственной безопасности МВД. Рассматривается, в частности, вопрос о превышении полицейскими должностных полномочий. Но хотелось бы, чтобы следствие дало ответ и на другой вопрос – кто именно отдал приказ о проведении операции. А пока…

- Есть причина, по которой я решил предать инцидент такой громкой огласке, - говорит Иван Вотяков. – Один из омоновцев сказал мне, что они в клуб еще вернутся.

Читайте также: В распоряжении «КП» оказалось видео визита ОМОНа в рязанский клуб «Дом культуры»