Премия Рунета-2020
Тверь
+9°
Boom metrics
Общество9 октября 2013 13:20

Корреспондент тверской "Комсомолки" в полной мере ощутил теплоту коровьего вымени

Как прожжённый горожанин учился машинному доению у одной из лучших доярок России [видео]
Буренку подою, молочка потом попью

Буренку подою, молочка потом попью

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Космолет для коров

Кругом кафель и сверкающие металлические детали. Симпатичная женщина надевает резиновые перчатки и берет в руки пульверизатор с дезинфицирующим раствором. Думаете, так начинает свою работу хирург? На самом деле так готовят к дойке коров. Современный коровник, напоминает медицинский кабинет или космический корабль: кафель, металл, панели управления с лампочками.

- Вымя коровы нужно продезинфицировать, перед тем как начинать дойку, - рассказывает оператор машинного доения, мать троих детей, Валентина Шевякова. - Сначала опрыскиваем из пульверизатора, потом протираем одноразовыми салфетками, и только потом одеваем аппарат.

Валентина знает, о чем говорит, она заняла третье место на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства, а дояркой работает уже 20 лет. При этом совсем не похожа на стереотипных колхозниц-доярок прошлого - никакой телогрейки и кирзовых сапог. Стройная, улыбчивая, с хорошо поставленной речью. Одета в чистенькую, ладно сидящую спецодежду.

Мы с Валентиной стоим в доильном цеху одного из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Тверской области. Цех большой, как два школьных спортивных зала. В середине «траншея» метров 20 длиной и глубиной примерно метр. Это рабочее место современных доярок. По обеим сторонам висят доильные аппараты и панели управления.

Ну что, буренка, дашь молока?

Ну что, буренка, дашь молока?

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

- А начинала я, как и многие, с ручного труда, - говорит Валентина.- У мамы было фермерское хозяйство. Я доила 25 коров, на это уходило два часа, сейчас за это время можно успеть подоить 180, технологии далеко вперед ушли. И руки не так болят - меньше трудовых операций, не нужно ведро с собой таскать, потом с молоком его уносить, не нужно каждую корову раздаивать. И у буренок есть лидеры

Тут в цех через большие ворота запустили коров. Их пригнал вполне стереотипный мужичок-пастух в телогрейке. Коровы толпились и не торопились заходить в загончики для дойки, расположенные по обеим сторонам «траншеи». Наконец одна буренка растолкала товарок и пролезла в стойло. За ней потянулись остальные. Воздух, до этого стерильно-пресный наполнился запахами животных и навоза.

- У них, как и у людей есть лидеры, - пояснила коровью психологию Валентина.- Лидеры первыми и на дойку идут и в поле, а за ними все остальные. Так что если коров надо куда-нибудь загнать, нужно действовать через лидеров. У нас тоже есть «центровая» корова по кличке «Чайка». И еще несколько активных, но не таких бойких.

Тем временем, ведомые лидером, коровы выстроились рядами с дух сторон траншеи, откуда видны лишь ноги да вымя. Началась дойка.

За свой отличный труд Валентина получила награду из рук министра

За свой отличный труд Валентина получила награду из рук министра

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Сначала каждый сосок на вымени Валентина опрыскивает дезинфицирующим раствором и вытирает салфеткой. Потом сдаивает пробную струю молока в специальную колбу с широкой горловиной - проверка на здоровье. Если нет хлопьев, или комков - можно доить.

Потом включает доильный аппарат. Его рабочая часть выглядит как пучок трубок, увенчанных металлическими цилиндрами. На каждом цилиндре латексная накладка чтобы не травмировать корову. Работает аппарат как пылесос - просто подносишь к вымени, и он сам присасывается.

Шланг и присоска

- Все просто, хотите попробовать? - предлагает Валентина, ловко подключая одну корову за другой. - Они у нас смирные, не обидят.

И действительно, отчего не попробовать, с виду все просто. Надеваю перчатки. С дезинфекцией вроде несложно.

- Каждый сосок чистим краем салфетки, - командует Валентина.

Но у меня не получалось, извел две салфетки.

Теперь проба молока. Тяну, а оно не течет. А сильнее тянуть страшно - корова-то живая, сквозь перчатки чувствуется тепло. А ну как больно сделаю, лягнуть не сможет - в стойле тесно, но буренку жалко. Тяну еще, молоко не течет.

- Да вы не так делаете, - досадует мой инструктор. - Вот так надо, у основания брать и выдавливать.

С грехом пополам надоил пробники молока. Корова в норме. Теперь аппарат. Тыкаю в кнопку «пуск» - шланги зашипели.

Пытаюсь надеть аппарат на вымя - и опять не получается. Шланги перегибаются, неловко вываливаются из рук скользкие цилиндры. Корова начала ерзать, ощущая неумелую активность в районе своего вымени, стала переступать ногами, недобро так, покосила глазами.

И тут, кошмар! - шланг аппарата присосался к перчатке и стал затягивать. Пытаюсь вытащить - никак. Паника! Ищу, где выключается аппарат. Доярки вокруг смеются, корова сучит ногами, доильный аппарат шипит. Эх! Нелегко горожанину подоить буренку.

Посмеявшись, одна из доярок просто перегнула шланг, и он выпустил мою перчатку. Ну все, теперь я ему просто так не дамся. Изловчившись, надеваю-таки аппарат на корову, точнее - на её вымя. По спине катится холодный пот. А вокруг с чпоканьем отваливаются аппараты - они отключаются автоматически, высвобождая коров от молока и необходимости стоять. Со своей коровой я провозился минут пять. У опытной доярки уходит не больше 30 секунд.

Как только аппарат отвалился от моей коровы, она тут же растворилась в толпе черно-белых подружек. Прощай буренка! Не ответила, ушла молча...

А вот попить парного молочка не удалось - цикл замкнутый, оно по трубам уходит в цех переработки, где его пастеризуют и упаковывают.

- Еще 140 коров подоить надо, хотите помочь? - смеется Валентина. - Спасибо, в другой раз, это призвание и, наверное, не мое. Лучше в магазине молочка куплю.

Глаза в глаза с природой

Глаза в глаза с природой

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Только цифры

68,2 тыс. коров в Тверской области 3351 кг составляют надои молока на одну корову в год. 15 литров молока дает корова в день 1000 кг молока надаивает в день доярка современного автоматизированного предприятия