Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды20 ноября 2013 22:00

Ольга Аросева: о картах Пельтцер, секрете Миронова и памяти Евстигнеева

Сорок дней назад не стало знаменитой «пани Моники» [видео]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Жизнь сводила со многими талантливыми и популярными партнерами. На фото она с Владимиром Высоцким.

Жизнь сводила со многими талантливыми и популярными партнерами. На фото она с Владимиром Высоцким.

В память об актрисе мы продолжаем публиковать воспоминания из ее автобиографической книги «Без грима».

...Перед съемками «Берегись автомобиля» первое, что мне надлежало сделать - научиться водить троллейбус. Поступила в спецшколу и уже урока через два-три более-менее могла крутить рулем. На съемках посадили пассажиров-массовку, велели ехать.

Вижу, высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо мне на ветровое стекло кидается. А я Бога молю, чтобы мне его не задавить. Затормозила...

На съемках последнего кадра случился казус. Оператор, отсняв мой крупный план, переводил на стоявшего Смоктуновского. Я уползала из кадра под сиденье, а на мое место усаживался Эльдар Рязанов. И Кеша говорил свою коронную фразу: «Люба, я вернулся...» Но... ничего не получалось - никогда столько дублей от великого Смоктуновского не требовалось. Пока вдруг он не сказал: «Эльдар, у нас ничего не выйдет, если я буду на твою рожу смотреть... Пусть Люба, то есть Оля, остается на своем месте...»

Я вылезла из-под сиденья - он мне заулыбался, и мы сняли так понравившийся всем финальный кадр, который вошел в фильм.

Страшный молчун

Вспоминаю Евстигнеева... Он был страшный молчун. Вопросы задавал невпопад, как бы внезапно очнувшись, существовал где-то поодаль от людей. Кажется, и он сам, и его мысли блуждали далеко... Однажды мы с Евстигнеевым летели на очередную съемку. Он только оправился после инфаркта. Я чувствовала себя плохо и попросила его (для того чтобы подстраховаться и не пропустить симптомов) рассказать, что он чувствовал перед инфарктом. И он так точно и последовательно, словно врач, изложил мне «историю болезни»! Но рассказывал как художник: «Вот рука начала тяжелеть, вот ключица стала горячей, почти огненной, и страшная смертная тоска в груди...» Я подумала: какая дьявольская память у этого молчуна на факты, на чувствования и состояния.

Столик великой актрисы

Татьяна Ивановна Пельтцер была самой яркой женской индивидуальностью в нашем театре... Когда я пришла в Театр сатиры, Татьяне Ивановне было около 45 лет. Мы подружились. Тогда Пельтцер переживала роман с актером Б. Своего избранника обожала и моментально загрузила меня поручениями: то записку снести этому Б., то по телефону позвонить, то передать что-то. Кончилось тем, что она меня приревновала, и на короткий срок мы поссорились...

Татьяна Ивановна умерла, оставив мне в наследство ломберный столик, за которым мы столько вечеров картежничали. Я его на дачу перевезла. Открываю однажды ящичек, а там на листке пулька расписана и наши фамилии стоят - Пельтцер, Токарской, Гены Зельмана и моя. Троих уже нет в живых...

«А вы попробуйте!»

Пришел в театр мальчик - воспитанный, способный, слегка эстрадный, поющий куплеты, как его папа Александр Менакер... Он был умен, практичен и вдруг в какие-то моменты как ребенок наивен и беззащитен, и никогда не казался счастливым. Глаза были тоскливые... Однажды я в шутку пожаловалась Андрею на свою дальнейшую жизнь в Театре сатиры: «Вот, Андрюша, придет твоя знаменитая мать, ты введешь ее на мою роль Чебоксаровой-старшей, и снова я буду без работы сидеть». Он ответил очень серьезно: «Ольга Александровна, я сделаю все, чтобы моя мать здесь в театре работала, если она этого захочет. Потому что она моя мать. Но самым несчастным человеком после этого стану я. Она мне жизни не даст».

Кстати, Николай Павлович Акимов одно время отчего-то опасался, не стану ли я на сцене, похожей на Марию Владимировну Миронову: «В тебе это есть. Следи за тем, чтобы не появилось эстрадности. Для драматической актрисы это тупик»...

Андрей Миронов дважды был женат, у него росла дочка, но настоящей семейной жизни он, видимо, не знал. Не с кем было тихо посидеть дома в тапочках, у телевизора.

Не знаю, кого еще женщины так любили, как его, были от него без ума.

Однажды спрашиваю:

- Андрей, что ты с женщинами делаешь? Почему они все чокнутые после тебя? И актриса К. - чокнутая. И актриса Т. - совсем чокнутая?

Он говорит:

- А вы, Ольга Александровна, попробуйте. И узнаете...

Мне кажется, он вообще прожил не ту жизнь, которую заслужил. В искусстве - да, прожил, хотя и ушел трагически рано. А в личной жизни - нет.