Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
В мире27 ноября 2013 13:45

Женева: прячет ли Иран ядерный козырь?

Вашингтон втихую договаривался с аятоллами
В свете подписанного соглашения появится еще немало свидетельств о тайных устремлениях режима аятолл к ядерному оружию.

В свете подписанного соглашения появится еще немало свидетельств о тайных устремлениях режима аятолл к ядерному оружию.

Мир сегодня чуть не ежедневно сталкивается с такими тревожными вызовами, что устранение или смягчение одного из них уже можно отнести к своего рода вздоху облегчения. Примерно так допустимо расценить и достигнутое на днях в Женеве после нескольких тяжелых раундов переговоров соглашение стран «шестерки» с Ираном о снижении, скажем так, опасности его ядерной программы, которая несла в себе угрозу создания атомной бомбы. Но, несмотря на некоторый вздох облегчения в этой связи, в мире остались сомнения в искренности Тегерана в отношении вызывающей тревогу проблемы.

Примерно две недели назад, когда в Женеве возобновились переговоры с иранской делегацией, в австрийской газете Die Presse появилось тревожное сообщение о том, что Иран, не снижая темпов работ по созданию атомного оружия, пытается их еще больше засекретить. В этой связи в сентябре, сообщает газета, ссылаясь на информацию от представителей иранской оппозиции в изгнании, началась секретная операция по частичному перебазированию ключевого центра ядерных исследований (SPND) в расположение министерства обороны. Это делалось, согласно упомянутой информации, чтобы спрятать сведения о ядерной программе на случай новой инспекции МАГАТЭ.

Публикуя эту информацию Die Presse замечает, что хотя проверить изложенные данные невозможно, но в прошлом огласивший их «Национальный совет сопротивления Ирана» часто публиковал достоверную информацию, сообщив, например, о существовании завода по обогащению урана в Натанце.

Все решилось ночью...

Итак, эта информация, несмотря на сомнения в достоверности изложенных в ней фактов, появилась за несколько дней до подписания в Женеве соглашения с Ираном о замораживании нескольких опасных с точки зрения мирового сообщества его ядерных разработок. Сам же процесс подготовки к достигнутому после нескольких неудачных попыток соглашению походил на интригующий триллер. Когда все, как говорится, висело на волоске, участники переговоров продлили бронь в респектабельном отеле «Интерконтиненталь» еще на одну ночь, которую и провели в бессонных переговорах до «победного конца». Двери отеля не успевали открываться перед все новыми участниками переговоров. Последнюю точку поставили главы дипломатических ведомств, бросившие все другие дела и срочно прилетевшие на берега Женевского озера.

Исторический момент наступил только воскресным утром, когда был подготовлен окончательный вариант долгожданного документа с полугодовым сроком действия. За это время Иран должен снять основные вопросы, связанные с его ядерной программой, получив взамен своего рода «кислородную подушку» - прекращение некоторых экономических санкций примерно на сумму в 7 млрд долларов, которые оказались слишком болезненными для страны. При этом санкции в отношении Центробанка Ирана и еще 20 крупных иранских банков сохранятся.

А что же мировое сообщество получит взамен? Надо сразу сказать, что трактовка иранских обязательств, мягко говоря, неоднозначна. Во всяком случае некоторые пункты соглашения, в зависимости от того, кто их излагает, не всегда сходятся. Например, госсекретарь Джон Керри и его иранский коллега Мохамед Джавад Зариф по разному трактуют вопрос об уровне обогащении урана. Но прежде чем коснуться этих противоречий, обозначим общие принципы достигнутых договоренностей. Они сводятся к следующему: Иран приостанавливает обогащение урана свыше 5% и преобразует весь его запас, обогащенный до 20%, до состояния, делающего невозможным его использование в военных целях. Кроме того, Иран отказывается от строительства новых центрифуг для обогащения урана, а те из них, которые уже действуют, будут отключены. Прекратятся также работы по строительству реактора в Араке, на котором, как считают, может быть получен плутоний. Соглашение также обязывает Иран предоставить инспекторам МАГАТЭ ежедневный доступ к заводам в Фордо и Натанце.

Центрифуги остаются в строю

Таковы общие принципы соглашения, которое одни, прежде всего подписавшие его страны, считают важным прорывом, а другие, как, например Израиль и Саудовская Аравия, полагают, что оно просто дает Тегерану передышку, которой он воспользуется, чтобы потом реализовать свои ядерные планы. Надо сказать, что некоторые разночтения сути женевских договоренностей, эти опасения в чем-то подтверждают. При этом, как отмечают наблюдатели, трактовка соглашения в разном изложении не только сильно отличается, но порой становится противоречивой. Во всяком случае, президент Ирана Хасан Роухани, выступая по иранскому телевидению, заявил, что центрифуги по обогащению урана ближайшие полгода будут работать без изменений. При этом он отметил: «Запад признал наше право на атом. И мы продолжим обогащение урана».

Да, Ирану не возбраняется обогащение урана до минимального уровня, достаточного для научных и медицинских целей. Однако в данном случае акцент смещается явно в другую сторону. Именно его и сделал иранский духовный лидер аятолла Хаменеи, без согласования с которым вряд ли было бы подписано соглашение с участием Соединенных Штатов, которым, по его словам, он не доверяет, говоря, что «США хотят, чтобы мы забыли о том, что именно они сбросили атомную бомбу на Японию». Намек достаточно прозрачен - Иран должен иметь оружие возмездия, а потому не откажется от своего права на разработку ядерной программы. Понятно, что в этом контексте не было ни слова о возможности создания атомного оружия, да и последующая россыпь комплиментов в адрес недавно проклинаемого дяди Сэма, дескать, «мы хотим дружить со всеми народами, даже с Америкой, мы не враги американскому народу» лучше всего характеризует лицемерие режима аятолл, который пошел на мировую в вынужденных обстоятельствах.

Разумеется, худой мир лучше доброй ссоры, если за ним не скрывается опасная западня. А именно о ней предупреждает израильский премьер Биньямин Нетаниягу, говоря об «исторической ошибке» в Женеве. Но, может быть это чрезмерные опасения, связанные с традиционным восприятием политики Тегерана в минувшие годы, а сейчас, при новом президенте, когда там запели иные песни, что-то начало меняться, и не стоит обращать внимания на сопровождавшие примирительные речи аятоллы крики иранских военных: «Смерть Америке!»? Дело, конечно, не в этих эмоциях, настоенных на многолетней пропаганде вражды и ненависти, а в сути. Но отделить сегодня иранские ядерные зерна от плевел чрезвычайно трудно. Во всяком случае в своем первом комментарии по поводу женевской сделки газета The Times высказалась коротко, но ясно: «Плохое соглашение». Почему же столь мрачно? А потому, поясняет издание, что Тегеран извлечет выгоду из уступок и будет действовать по-старому.

Не случайно же глава иранского МИДа Джавад Зариф уже по возвращении в Тегеран «успокоил» сограждан, что соглашение является лишь временной мерой и Иран может выйти из него в любой момент. Для мирной атомной энергетики Ирану не нужны уранообогатительные комбинаты, дешевле покупать обогащенный уран за границей, уточняет газета. Но, может быть, это привычные страхи, когда речь идет о не раз обманывавших мир иранских «шахерезадах»?

Втайне от союзника

Нетрудно предположить, что в свете подписанного соглашения появится еще немало свидетельств - реальных и воображаемых - о тайных устремлениях режима аятолл к ядерному оружию. И не только израильский премьер Нетаниягу, пытавшийся всеми способами, включая марш-бросок в Москву, остановить неизбежное, считает, что «сегодня опасность в мире еще больше возросла, поскольку самый опасный в мире режим сделал значительный шаг к обладанию самым опасным оружием в мире». Но если израильский лидер исходит в данном случае из соображений безопасности своей страны, которой Иран не раз открыто угрожал уничтожением, то некоторые арабские страны, прежде всего Саудовская Аравия, солидарны с этим мнением из соображений иного порядка - религиозной конфронтации и политического соперничества в регионе.

Так или иначе, но в данном случае две крайности - Израиль и Саудовская Аравия - сошлись в необходимости обуздать иранскую ядерную угрозу. Не случайно Нетаниягу утверждает, что едва ли не впервые в новейшей истории Тель-Авив и монархии Персидского залива находятся на одной волне. «Когда Израиль и арабские страны говорят в один голос, лидерам великих держав стоит прислушаться», - говорит он. Увы, не прислушались. И сегодня уже из Эр-Рияда доносится предупреждение, что появление ядерного оружия у Ирана автоматически вызовет аналогичный ответ Саудовской Аравии и других стран региона. Пока же Израиль и Саудовская Аравия нашли общий язык на случай, если иранская ядерная угроза станет реальной и договорились о возможных совместных действиях. Вот только у Соединенных Штатов в последнее время не получается найти общий язык ни с тем, ни с другим своим партнером. Зато оказалось, что уже давно втайне от своих израильских друзей Вашингтон вел переговоры с Тегераном и лишь недавно поставил об этом в известность Иерусалим. И хотя Барак Обама уверил Биньямина Нетаниягу, что отныне Белый дом будет информировать его о такого рода контактах, имеющих прямое отношение к безопасности Израиля, оскомина, разумеется, осталась. А ведь так можно всех своих друзей растерять, тем более после скандала со всемирной прослушкой американской АНБ их осталось не слишком много.

...Недавно в городе Латтимор почтальон нашел на обочине дороги бомбу, замаскированную под плюшевого мишку. История весьма поучительная в свете иранского ядерного проекта, который многие годы пытаются выдать за некую мирную «игрушку». Осталось только дождаться международных «почтальонов» из МАГАТэ, которые определят ее истинное назначение. Если, конечно, их пустят ко всем иранским «игрушкам», в том числе замаскированным.