Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество10 декабря 2013 22:00

Дороги, мосты и переправы

В ближайшие годы Россия вложит миллиарды рублей в реализацию инфраструктурных проектов

Развитие путей сообщения позитивно отражается на экономике страны. Об этом твердят почти все эксперты. Расчет прост: если строятся дороги, мобильность товаров и услуг повышается. А это в конечном итоге приводит к росту ВВП. Понятно, что эффективнее всего, когда инфраструктуру строят частные компании. Но привлечь их к решению таких вопросов достаточно сложно. Поэтому в последнее время все популярнее становится модель государственно-частного партнерства. Это позволяет снижать риски для инвестора и уменьшать нагрузку на бюджет. Какие проекты реализуются сейчас? И какой эффект они дадут для развития экономики страны и отдельных регионов?

КАНАТКА ЧЕРЕЗ ВОЛГУ

Напомним, в этом году в правительстве приняли беспрецедентное решение. На строительство крупнейших инфраструктурных проектов пустят 450 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния. На повестке дня три амбициозных проекта: высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Казань, модернизация Транссиба и строительство Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье. Однако, помимо этих крупных федеральных проектов, в стране запущено строительство других не менее важных объектов инфраструктуры. Среди них есть и довольно необычные.

Так, на днях стало известно, что банк ВТБ открыл кредитную линию в размере около 400 млн. рублей компании «Нижегородские канатные дороги». Заемные средства направят на модернизацию переправы через Волгу между Нижним Новгородом и городом-спутником Бором.

Сейчас канатная дорога обеспечивает альтернативный вид пассажирских перевозок. Ее ввели в эксплуатацию в феврале 2012 года. В итоге время поездки от Нижнего Новгорода до Бора сократилось с 1,5 часа до 12 минут. Пропускная способность переправы - около 500 пассажиров в час. За счет модернизации ее хотят значительно увеличить.

- «Нижегородские канатные дороги» - это довольно необычный для нашего банка проект. Объект инвестиций затрагивает транспортную, туристическую, а также социальную сферы региона, - считает Михаил Осеевский, заместитель президента-председателя правления банка ВТБ. - Значимость канатной дороги для жителей Нижегородской области сложно переоценить - это важная транспортная артерия города. Уверен, что благодаря нашей совместной работе с местными властями предприятие будет успешно развиваться.

Примечательно, что эта нижегородская переправа - самая большая по протяженности среди канатных дорог, используемых как общественный транспорт, в Европе. Ее длина - 3661 метр. При этом без­опорный пролет над водной поверхностью составляет 882 метра. По этим показателям ее даже планируют занести в Книгу рекордов Гиннесса.

Заемные средства направят на модернизацию переправы через Волгу между Нижним Новгородом и городом-спутником Бором.

Заемные средства направят на модернизацию переправы через Волгу между Нижним Новгородом и городом-спутником Бором.

МОСТ ЧЕРЕЗ КАМУ И ВОЛГУ

Как говорят эксперты, в первую очередь России нужны новые дороги, развязки, мосты и аэропорты. Их строительство также активно ведется по всей стране. Так, в Удмуртии сейчас начинается строительство автомобильного моста через Каму в районе г. Камбарка. Проект предусматривает строительство мостовых переходов и подъездных дорог протяженностью около 15 км, включая мост через реку Каму длиной 1081 м. Деньги на проект в размере около 5 млрд. рублей на 15 лет выделил тот же ВТБ.

Для сравнения, сейчас в этом месте работают паромные переправы с ограниченной пропускной способностью и графиком эксплуатации. Новый мост обеспечит круглогодичную связь в регионе и позволит значительно оптимизировать транспортные потоки между Уфой, Ижевском, Набережными Челнами, Пермью и Екатеринбургом.

Примечательно, что данный проект станет первым региональным проектом государственно-частного партнерства (ГЧП) в рамках Федерального закона о концессиях. Строительство моста и его эксплуатация предполагаются в течение 49 лет в рамках концессионного соглашения, заключенного между правительством Удмуртии и консорциумом инвесторов. Такая совместная работа позволяет получать выгоду всем участникам сделки.

Для региональных властей такие проекты помогают решить местные проблемы с дорогами, а для банков это хорошая возможность заработать. Конечно, вложения в инфраструктуру возвращаются не слишком быстро, зато это очень надежные инвестиции. Так, например, ВТБ участвует в строительстве центрального звена Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. По словам экспертов, это один из наиболее сложных участков. Его планируют сдать в 2016 году, что существенно разгрузит транспортные магистрали Санкт-Петербурга.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Валерий ПЕТРОВ, заместитель председателя правления Института финансовых рынков:

«ГЧП - это любое взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса»

- Если проанализировать международный опыт, можно выделить несколько форм государственно-частного партнерства (ГЧП). Это госконтракты, арендные отношения, в том числе финансовый лизинг, соглашения о разделе продукции и разные виды концессионных соглашений. По своей сути ГЧП - это любое взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса.

В России активно применяется концессионный механизм. На практике он означает простую вещь. Инвестор строит объект. Когда строительство закончено, государство получает его в собственность. А инвестор получает право пользоваться объектом и получать от этого прибыль в течение определенного срока. Есть разные формы концессионных соглашений, но эта является наиболее используемой.

Что является предметом ГЧП? Это обычно строительство крупных инфраструктурных объектов. Причем здесь речь идет не только о дорогах и мостах. Данный механизм может с успехом применяться в области жилищно-коммунального хозяйства, а также при строительстве социально значимых объектов (в том числе, например, больниц).

Эти проекты объединяют несколько критериев. С одной стороны, их строительство требует большого объема инвестиций. С другой стороны, речь идет о рентабельных проектах, то есть таких, которые могут принести прибыль в обозримом будущем. Срок окупаемости в данном случае составляет от 10 до 50 лет.

Наибольшее число проектов сейчас реализуется на территории двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга. Тут можно вспомнить и Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в поселке Янино недалеко от северной столицы.

Для государства выгоды ГЧП очевидны - страна получает новые объекты инфраструктуры и при этом экономит значительные бюджетные средства. Да и все бремя строительства социально важных объектов ложится на инвестора.

Для крупного бизнеса ГЧП - это возможность за счет господдержки снизить риски и реализовать крупный проект. Под эти цели обычно привлекаются более дешевые и длинные инвестиции со стороны государства. К примеру, на рынке ГЧП активно работает банк ВТБ. Он участвует в финансировании сразу нескольких крупных строек, реализуемых по всей стране. Поскольку это крупный госбанк, его активы позволяют финансировать долгосрочные проекты. За счет более дешевых ресурсов у инвесторов повышается рентабельность проектов.