Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество25 декабря 2013 11:10

Мифы и реальность пенсионной реформы

Государственная Дума и Совет Федерации приняли пакет законов, изменяющих пенсионную систему
Источник:kp.ru

Пока парламент рассматривал эти законы, вокруг пенсионной реформы возникло много мифов и слухов. Разберемся, как же обстоят дела на самом деле.

Миф 1. Не было широкого обсуждения пенсионной реформы

По инициативе «Единой России» полтора года назад началось широкое обсуждение изменений пенсионного законодательства, и были приняты некоторые законы, меняющие пенсионную систему. В этом году летом в общественных приемных председателя Партии Д.А. Медведева, в первичных, местных и региональных отделениях «Единой России», на площадках внутрипартийных платформ велось активное обсуждение пакета новых пенсионных законопроектов, подготовленных правительством. Еще на этапе нулевого чтения Партия выдвинула пять предложений: полностью выплачивать пенсии работающим пенсионерам, осуществлять перерасчет этих пенсий, сохранить льготный стаж для учителей и медицинских работников, улучшить положение многодетных матерей, определять размер балла законом. И многое было откорректировано. Затем мы пригласили представителей непарламентских партий на рассмотрение пакета пенсионных законов в первом чтении, десять из них выступили с трибуны Государственной Думы. Для доработки законопроектов ко второму чтению была создана Межфракционная рабочая группа. Предложения, которые она внесла, были приняты представителями всех фракций единогласно.

Миф 2. Пенсионные законы поддержала только «Единая Россия»

Во-первых, законы в основном были одобрены всеми сторонами социального партнерства: профсоюзами, работодателями и правительством. Во-вторых, за два пенсионных закона Государственная Дума проголосовала практически единогласно: за предоставление гражданам права выбора между страховой и накопительной частью пенсии и гарантирование пенсионных накоплений (против этого активно выступали господа Навальный и Гудков-младший) и за введение новых оплачиваемых нестраховых периодов. За остальные законы в третьем, окончательном чтении голосовало больше депутатов, чем есть во фракции «Единая Россия», то есть эти законы были поддержаны и некоторыми депутатами из других фракций. Коммунисты при голосовании за закон о страховых пенсиях во втором чтении поддержали таблицу поправок, но проголосовали против самого закона. Таким образом, КПРФ выступила против законопроекта, но за многое из того, что в нем написано. Законы одобрил также Совет Федерации и в целом поддержала Счетная палата РФ.

Миф 3. Пенсионные законы ущемляют права граждан

Ничего подобного. Все существующие на сегодняшний день пенсионные права граждан сохранены в полном объеме. При этом была большая дискуссия по поводу выплаты пенсий работающим пенсионерам. Мы договорились о том, что они будут получать пенсию полностью, но в то же время у людей появляется возможность качественно улучшить свое пенсионное обеспечение, отложив выход на пенсию на более поздний срок. Перерасчет пенсий работающим пенсионерам будет производиться стопроцентно, если они получают невысокую зарплату (примерно 18 тысяч рублей в месяц и менее). Если зарплата выше, то у них будет частичный перерасчет пенсий (3 балла).

Кроме того, теперь государство будет оплачивать больше нестраховых периодов, то есть периодов, когда человек не работает, но выполняет социально важную функцию. Сегодня у женщин, воспитывающих детей, есть два таких периода: отпуск по уходу за первым и за вторым ребенком (по 1,5 года). Они оплачиваются, исходя из минимального размера оплаты труда. Мы решили, что отпуск по уходу за третьим и за четвертым ребенком тоже должен оплачиваться, причем установили повышающие коэффициенты: 1,8 балла в год за первого ребенка, 3,6 – за второго, 5,4 – за третьего и 5,4 – за четвертого. Таким образом, женщина, которая находилась в отпуске по уходу за четырьмя детьми, получит от государства в свой пенсионный капитал в 8 раз больше, чем получила бы при нынешней системе - 24,3 балла вместо 3 баллов.

Принято принципиально важное решение по селянам. До сих пор они только ущемлялись в пенсионном законодательстве. До 1964 года колхозникам вообще не платили пенсию, в 1970-е-1980-е годы ее размер составлял от 12 до 40 рублей, то есть в разы меньше пенсий рабочих и служащих. Только к 1990 году селяне достигли нижнего уровня пенсионного обеспечения в городах. Сейчас впервые в истории российское государство будет оказывать специальную поддержку сельским жителям: с 2016 года для пенсионеров, проживающих на селе, в деревнях и проработавших там не менее 30 лет, будет установлена надбавка в размере 25% от фиксированной выплаты (на начало 2016 года – более 1000 рублей).

Миф 4. Рубли – это надежно, а баллы – ненадежно

Это неправда, потому что баллы не могут индексироваться ниже уровня инфляции. Данное положение зафиксировано в законе. Значит, они не могут обесцениться, в отличие от рублей. Важно также понимать, что если бы коэффициенты, которые касаются нестраховых периодов, премиальных и так далее, были выражены в рублях, то у государства оставался бы соблазн увеличить только основное тело пенсии, а все остальное не повышать. Поскольку используются баллы, все будет расти пропорционально. Сам размер балла будет ежегодно устанавливаться федеральным законом.

Миф 5. Новая пенсионная формула сложна

Формула, приводимая некоторыми критиками пенсионной реформы, кажется сложной потому, что в ней учитываются все предыдущие пенсионные права граждан, а значит, все предыдущие формулы. Конечно, если поставить четыре формулы подряд, то это будет выглядеть чудовищно. Призываю наших оппонентов не заниматься передергиванием. Для людей специально создан пенсионный калькулятор, в который можно ввести определенные параметры, и компьютер сосчитает будущую пенсию с учетом формул, существовавших ранее. Мы живем в XXI веке, нам не нужно рассчитывать что-то вручную.

Миф 6. Накопительную часть пенсии отберут

Накопительную часть пенсии никто не отбирает. Гражданам будет предоставляться право выбора: либо 6% от фонда оплаты труда будет направляться за них в накопительную систему, либо эти 6% будут присоединяться к их страховой части пенсии.

Так называемая «санация» негосударственных пенсионных фондов в 2014 году будет проводиться в интересах граждан, которые в дальнейшем примут участие в накопительной системе. Такая «санация» гарантирует, что только надежные НПФ будут действовать на финансовом рынке, что накопления граждан не сгорят и не будут разворованы. Негосударственные пенсионные фонды будут преобразованы в открытые акционерные общества и создадут полный открытый реестр своих акционеров. Государство должно понимать, с кем имеет дело, кто фактически является учредителями негосударственных пенсионных фондов. И в течение первых пяти лет деятельности фондов их акционерам будет запрещено получение дивидендов.

Работа над изменением пенсионной системы продолжается. Принятые пенсионные законы вступят в силу только в 2015 году. И у нас есть еще год на то, чтобы провести консультации по ряду вопросов – подумать над заменой термина «пенсия по старости» на термин «пенсия по возрасту», над перерасчетом пенсий для работающих пенсионеров-северян. При необходимости у нас есть возможность донастройки пенсионного законодательства. Если бы мы приняли законы за месяц до их вступления в силу, это было бы гораздо болезненнее.

Пенсионная реформа ставит перед нами и такую серьезную задачу, как легализация заработной платы, потому что если значительная часть зарплаты в тени, в пенсионной системе не будет хватать денег, какую бы прекрасную формулу мы ни создали. Считаю, что эта задача должна стать одной из главных политических задач «Единой России» в 2014 году, ведь только уничтожив «черные» и «серые» зарплаты, можно добиться улучшения положения нынешних и будущих пенсионеров.

Андрей ИСАЕВ, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, член фракции «Единая Россия»