Премия Рунета-2020
Барнаул
-2°
Boom metrics
Здоровье13 января 2014 11:30

Жительница Барнаула отсудила у больницы 2,2 млн. рублей

По вине врачей ее ребенок родился глубоко недоношенным, что повлекло серьезные проблемы со здоровьем

Фото: Олег УКЛАДОВ

Ожидание ребенка для женщины – это что ожидание чуда. Он еще в животике, а будущая мама уже представляет какие у него будут глазки, какой носик, на кого он будет похож…

Почти все беременные в этот период читают календарь развития ребенка, следя за развитием своей кровиночки – сегодня у малыша начало биться сердце, завтра – появились ножки, послезавтра – начали расти волосики…

Открываю первый попавшийся календарь беременности. 26 неделя:

«Лицо вашего ребеночка уже обрело свои индивидуальные черты: такой, каким вы увидите его после рождения. Появились бровки и реснички, оформились ушки, начали открываться глазки. Малыш уже более отчетливо начал слышать бытовые шумы: плескание воды, гул пылесоса, работу телевизора, голоса домочадцев. Ученые говорят, что к этому времени малыш узнает среди других мамин и папин голос. Уже сформированы зачатки молочных и коренных зубов».

Почему я выбрала именно 26 неделю беременности? Потому что именно на этом сроке у жительницы Барнаула, назовем ее условно Ириной, так как она не захотела называть своего имени и фамилии, случились неожиданные роды. Причиной стало то, что при хирургическом обследовании на аппендицит врач повредил женщине стенку матки. В результате пришлось экстренно проводить кесарево сечение. Малышка родилась глубоко недоношенной весом всего 920 грамм.

Как все произошло

Беременность Ирины протекала вполне нормально. Угрозы прерывания врач-гинеколог не ставила. Однако женщину начали беспокоить боли в животе. С подозрением на аппендицит она поступила в КГБУЗ Краевую клиническую больницу скорой медицинской помощи (до недавнего времени официальное название - горбольница №1 Барнаула).

- У врача появились сомнения на счет данного диагноза. Ведь картина состояния больной была не совсем характерной для аппендицита - температура невысокая, боли не резкие, лейкоциты тоже не «зашкаливали». Однако у беременных течение заболевания может быть совершенно непредсказуемым, - рассказывает Владислав Бомбизо, главврач больницы. - Для уточнения диагноза ей предложили провести лапароскопическое обследование. Эта небольшая операция, при которой делается прокол и оптическим прибором осматривается брюшная полость. Подобное исследование очень сложно делать у беременных, так как матка занимает больше половины брюшной полости, а все остальные органы сдавлены.

Перед процедурой Ирина подписала соответствующее согласие на операцию. Под общим наркозом старший дежурный врач, один из самых опытных в больнице, начал проводить обследование брюшной полости пациентки.

- В поисках очага воспаления, при отделении инструментом внутренних органов одного от другого произошло повреждении матки, - поясняет главврач Владислав Бомбизо. – Были сразу же вызваны гинекологи из нашей больницы, а также бригада из роддома №2. После оперативного консилиума, состоящего из самых высококвалифицированных специалистов, приняли решение провести кесарево сечение.

После кесарева, врачи провели еще одну операцию - удалили и причину болей женщины – воспаленный перекрученный привесок в кишечнике.

После операции

Молодая мамочка быстро пошла на поправку. А вот ребенка, родившегося в состоянии глубокой недоношенности, поместили в реанимацию. Долгое время были опасения за жизнь малышки. Когда угроза миновала, ребенка выписали домой.

- В соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы, у новорожденной девочки присутствует стойкое органическое поражение головного мозга и заболевание органов зрения, которое требует постоянного лечения, – рассказывает Татьяна Фарафонова, помощник прокурора Октябрьского района.

Проще говоря, ребенок родился недозрелым, что повлекло за собой тяжелые последствия – инвалидность. Для любой матери это большое горе. Тем более, когда беременность протекала хорошо и подобного исхода ничто не предвещало.

Вина врача или несчастный случай?

Вопрос этот очень сложный и однозначно на него ответить нельзя. Когда ставишь себя на место этой женщины, которая пролила немало слез из-за случившегося и сейчас все свои моральные и физические силы тратит на то, чтобы поднять малышку, ответ кажется очевиден… Но если посмотреть на эту историю немного со стороны - неизвестно, родился бы ребенок 100% здоровым, если бы роды прошли в срок?

- Я работаю в акушерстве 40 лет и за мою практику было очень много случаев, когда вроде бы и беременность, и роды у женщины протекали хорошо, а ребенок рождался с серьезными поражениями органов, - говорит Людмила Ананьина, главврач роддома №2 Барнаула. - Не смотря на то, что сейчас существуют высокоэффективные методы диагностики плода, ни один врач не может дать 100% гарантию того, что ребеночек родится здоровым. И это проблема всего мира. В настоящее время очень остро стоит проблема внутриутробных инфекций. Они очень сложно диагностируются, но при этом могут оказать решающее губительное влияние на здоровье будущего ребенка. Что касается данного случая - дети, рожденные на таком сроке, мало готовы к самостоятельной жизни. В связи с незрелостью у них существует высокий риск развития различных заболеваний и осложнений.

Медики свою вину полностью признают, но считаю случившееся несчастным случаем.

- Я очень соболезную этой женщине. Готов помогать всем, чем возможно. На мой взгляд, произошел несчастный случай, - говорит главврач Владислав Бомбизо. – Нелепая трагическая случайность. К сожалению, в хирургии есть такой риск. При любой операции возможны осложнения. Узаконенный процент осложнений – 2-5 %. В нашей больнице он составляет 0,3%. Врач, делавший лапороскпию беременной, один из самых опытных в нашей больнице. Все его действия во время операции были правильными, это подтвердила и судебно-медицинская экспертиза, но ему просто не повезло, прибором он случайно повредил стенку матки…

Суд

После случившегося Управление по здравоохранению выделило для малышки квоты на дорогостоящие операции. Некоторые больные дети ждут таких квот по несколько месяцев, порой даже год-два.

Чтобы компенсировать моральный вред Ирина обратилась в суд с исковым требованием на 15 миллионов рублей. Суд удовлетворил ее требование, но присудил больнице выплатить женщине лишь 2 миллиона 200 тысяч рублей. Для Алтайского края сумма по таким делам - беспрецедентная. Такого еще не было.

- У вас запланированы в бюджете подобные расходы? – интересуюсь у главврача.

- Нет.

- А не получится ли так, что выплатишь истице 2,2 млн. рублей, больница не докупит каких-либо медицинских препаратов для других больных?

- Это исключено. Пациенты больницы будут полностью обеспечены всем необходимым. Будем работать над оптимизацией своих расходов, - говорит Владислав Бомбизо.

Откровение

Предполагаю, что многих интересует вопрос – а был ли наказан врач? Ведь именно по его вине случилось несчастье. Кстати, у самого этого хирурга есть маленькие дети.

- Лично моя позиция, как главврача – я не могу наказать доктора, ведь все произошло неумышленно, повторюсь, это несчастный случай, - говорит Владислав Бомбизо. – Если наказывать хирургов за неумышленные технические ошибки, тогда я должен выписывать им и премии и благодарности за то, что они, постоянно рискуя, оперируют больных с ВИЧ и гепатитом, за то, что зашили рану в сердце и спасли пациента, задержались на сложной длительной операции и т.д. Я сам практикующий хирург с 27-летним стажем. И в моей практике тоже были подобные случаи, я помню их все до одного, часто перекручиваю в голове снова и снова. Поверьте, что самобичевание в таких случаях – это куда более серьезней, чем выговор или лишение премии. Кроме того, по данному случаю проведено внутреннее служебное расследование, где подробнейшим образом были рассмотрены все этапы операции, сделаны выводы на будущее, чтобы избежать подобных осложнений.

Недавно я рассказала эту историю одному своему знакомому доктору. И вот что он ответил: «Допустим, в силу неявных проявлений признаков аппендицита, врач затянул бы лапароскопию на день-два… За это время у больной мог бы образоваться некроз, развиться перитонит, пошло бы заражение крови… Естественно, что последствия в таком случае оказались бы куда более серьезными, как для матери, так и для ребенка, ведь могла случиться угроза жизни. Но при этом медики смогли бы аргументировать ошибку в более выгодном для себя свете: все списали бы на диагностическую погрешность, а не на техническую… И врач в этом случае пострадал в меньшей степени…».

Наверное, это звучит как-то цинично. Однако это мнение все-таки имеет место быть. Судиться с медиками за врачебные ошибки, как показывает практика, довольно сложно. В данной истории суд признал вину горбольницы №1.

26 ноября 2,2 млн.рублей были переведены на счет Ирины. Деньги молодая мамочка планирует потратить на лечение ребенка. Хочется надеяться, что этой суммы хватит на то, чтобы поставить дочечку на ноги. В любом случае хочется еще раз сказать – дай ей Бог здоровья!

Подсказка КП

Куда обращаться, если врач оказал вам ненадлежащую медицинскую помощь?

- Если пациент считает, что врач оказал ему неквалифицированную медицинскую помощь, он вправе обратится к руководству больницы или к вышестоящей организации, то есть в Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (пр. Красноармейский, 95а. – Прим. авт.), - говорит Сергей Насонов, заместитель начальника управления. - Также можно обратиться в страховую компанию, которая выдавала вам полис.

Дословно

Из официального ответа Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности Алтайского края на запрос «Комсомолки»:

«Данный случай не является умышленным, относится к категории технических трудностей в диагностическом процессе (для пациента - несчастным случаем). Применение каких-либо мер административного или иного характера в данном случае не правомочно. Основным документом, регламентирующим организацию работы медицинских работников и права пациента, определены Федеральным законом от 21.11.11 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».