Одну из самых ярких сцен фильма было решено снимать на берегу реки Медведица
Весна 1942 года. С тяжелыми боями Советские войска продолжают отступать. Тяжкий труд по снабжению армии и тыла хлебом ложится на плечи женщин, стариков и подростков в отдаленных от фронта районах.... С 20 января не телеканале «Россия 1» стартовал 26-серийный сериал "Две зимы и три лета", созданный по одноименному произведению Федора Абрамова. Эпохальная сага, охватывающая промежуток с 1942-го по 1972-й года, создавалась автором на протяжении двадцати пяти лет и по окончанию была признана одним из самых значительных произведений второй половины XX века. Фильм обещает стать одной из самых ярких премьер сезона. В драме режиссера и сценариста Теймураза Эсадзе («Лесная царевна», «Моя вторая половинка») занят действительно звездный состав - Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Наталья Вдовина, Полина Кутепова, Юрий Назаров, Александр Леньков и другие...
В перерыве между съемками
История нескольких поколений жителей небольшой деревни Пекашино под Архангельском на фоне истории большой страны. Снимали северную натуру совсем не на севере, а в сотне километрах от столицы, в поселке Тетьково, что в Кашинском районе Тверской области. Съемки шли три месяца в конце лета 2012 года. МАКОВЕЦКИЙ — НА СПЕКТАКЛИ, БАЛУЕВ — В ДУШ ШАРКО «Внимание, для съемок в кинокартине «Братья и сестры» (рабочее название фильма - ред.) требуются люди для массовки: мужчины, женщины, старики, подростки, дети... Записывайтесь по указанным телефонам или обращайтесь к бригадиру Андрею» Стоило только в Тетьково появиться этому объявлению, как жизнь местных тут же изменилась. Деревенские тут же потянулись на кастинги. Киношники брали всех. - Что уж у нас в последние годы только не снимали! - вспоминают местные жители. - Говорят, природа наша под все подходит: и под Сибирь, и под север, и под центр России. Нужны река и берега пологие?.. Пожалуйста! Болота?.. Тоже есть! Березы и равнины?.. И этого у нас достаточно!
В местном клубе, больше похожем на сказочный теремок, расположился кабинет председателя колхоза (Наталия Вдовина), в библиотеке - кабинет сурового секретаря райкома Евдокима Подрезова (Александр Балуев). Стены тут же украсили портретами Сталина, ступеньки деревенских домов - вязанными ковриками.
Ряд сцен сняли в местном клубе Дома отдыха, похожем больше на теремок
Чуть позже подъехали и звезды, которых по традиции расселили в местном Доме отдыха.
- Маковецкий всегда в себе был: серьезный, но со всеми приветливый. На съемки приезжал один, а когда работа заканчивалась, уезжал. Говорили, то домой, то на спектакли, - вспоминают тетьковские селяне. - А вот Балуев был проще. Вместе с ним приехала и его супруга. Так они часто вечерами на нашу реку купаться ходили или просто гуляли по деревне. А иной раз выйдешь утром, а он из душа Шарко в одном халате возвращается... Мы даже как-то сродниться с ними успели. Вели они себя просто, со всеми фотографировались и даже делали комплименты.
Сергей Маковецкий вжился в образ фронтовика Лукашина
- Мне в одном эпизоде выпало играть деревенскую девочку, - рассказывает 16-летняя Мария Миронова. - Так вот, когда гримировали нас, Сергей Маковецкий, проходя мимо, улыбнулся и отметил: «Ах, какие милые барышни!» После этих слов он мне показался очень добрым человеком, и все волнение тут же ушло. Правда, потом я поняла, насколько кино - непростое дело. Но это было позже.
Местные селянки
ЗВЕЗДЫ И КОНИ
Действительно природа Кашинского района красоты необыкновенной. Извилистая река Медведица, то высокие, то пологие берега.. Одну из самых ярких сцен фильма было решено снимать именно там. - Нам сообщили, что для съемок необходимы лошади. Сценарий мы не знали, кто будет играть - тоже, а потому выбирали на свое усмотрение: главное, чтобы кони были спокойные, - вспоминает заместитель директора местной коневодческой фермы Анна Кощеева. - Какого же было наше удивление, когда лошадки идеально подошли главным героям картины. Серый красивый мощный мерин Хайлендр был очень хорош для Балуева. А жеребец Ахиллес и по комплекции, и по темпераменту подошел для Маковецкого. Единственное, что нас рассмешило: по сценарию наш Ахиллес значился как "кобыла Лукашина". Но, думаю, это несоответствие зрители не заметят, если только специалисты. К слову, и тот и другой актер идеально держались в седле и как всадники смотрелись очень достойно. Но все-таки без сложностей не обошлось...
Сцену, где по сюжету тонет герой Балуева, пришлось переснимать несколько раз
По сценарию, лошадь Балуева во время форсирования реки попадает в глубокую яму, а из-за того, что нога героя застревает в стремени, он начинает тонуть. Тонуть должен был Балуев, но режиссер не разрешил. Вместо него работал дублер. Так вот эта сцена всё никак не удавалсь: режиссеру что-то да не нравилось. Только с четвертого дубля каскадеру удалось «утонуть» как надо. Да и сами актеры тоже здорово вымокли и намучились.
Досталось всем: и дублеру, и ведущим актерам
ПОСКОРЕЕ БЫ ВСЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ...
Сложностей действительно было немало. Режиссер требовал, чтобы всё выглядело натурально, максимально приближено к тому времени и местности. Актёры сами скакали на лошадях, сами правили телегой, волокушей и санями, сами пахали конным плугом. Перед каждой ответственной сценой специалисты из фермерского хозяйства проводили с актёрами короткий ликбез. Однако несладко порой приходилось не только звездам.
- Никогда не думала, что сниматься в кино, ох, как непросто, - продолжает местная жительница Мария Миронова. - Первое, что со мной сделали гримеры, это смыли всю косметику и измазали лицо чем-то похожим на уголь. А потом еще и нарядили.. Дали ботинки на три размера больше и старое крестьянское платье. По сценарию я должна была бежать в гору за Маковецким, а затем обогнать его, потому что я узнала о пожаре в поле. Погода была ужасная: сильный ветер, собирался дождь. Огромные ботинки скользили. Было жутко неудобно и холодно. Я бежала, смотрела в спину актеру и думала об одном: поскорее бы все закончилось. Однако закончилось не скоро, ту сцену мы снимали три часа. А потом еще одну. Уже сейчас, вспоминая съемки, могу сказать, что это было самое яркое событие того лета и, несмотря на все сложности, усталость была очень приятная.
Бежать в гору в ботинках на три размера больше для Марии Мировой (справа от Маковецкого) было очень непросто
ТАЙНА НАТАЛИИ ВДОВИНОЙ
Если Для Балуева и Маковецкого управляться с лошадьми было делом привычным, то для актрисы Наталии Вдовиной, которой досталась роль председателя колхоза Анфисы Мининой, вовсе нет. В целях безопасности режиссер не позволял делать ничего лишнего и ей. Забота заботой, а запретный плод и здесь оказался сладок. Когда возникала свободная минутка Наталия Вдовина, которая до этого никогда не ездила верхом, втайне от Теймураза Эсадзе, шла на коневодческую ферму и брала уроки верховой езды. Там же, в перерывах между съемками, она научилась доить и корову.
Съёмки фильма "Две зимы и три лета"
СПРАВКА «КП»
О чем "Две зимы и три лета"
В центре повествования – многодетная семья Пряслиных: мать Анна и шестеро ее детей - Михаил (Глеб Пускепалис и Антон Хабаров), близнецы Петр и Григорий (Кирилл Гребенщиков), Федор и Таня. А также фронтовик Иван Лукашин (Сергей Маковецкий) и суровый секретарь райкома Евдоким Подрезов (Александр Балуев). Во главе колхоза "Новый путь", что в Архангельской области, становится Анфиса Минина, простая крестьянка и бывший бригадир. В помощь ей назначается переведенный из блокадного Ленинграда раненый фронтовик Иван Лукашин. Непосильный труд и долг перед страной наполняют жизнь охваченных взаимным чувством героев. После гибели отца 14-летний Миша Пряслин становится старшим в доме – единственной надеждой на выживание для своей матери и младших братьев и сестер. На протяжении тридцати лет герои несут тяжелую ношу лишений военных и послевоенных лет, деля с односельчанами и труд, и нужду, и горе.
Звезды (Александр Балуев - справа) вели они себя просто, со всеми фотографировались и даже делали комплименты
В свободное время Александр Балуев с удовольствием ходил на лечебные процедуры
Полина Кутепова сыграла взрослую Лизавету Пряслину