Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
В мире11 февраля 2014 14:58

«Пора прекратить видеть в России то, что мы хотим увидеть»

Влиятельный американский журнал написал о том, что большинству россиян наплевать на Навального и Pussy Riot, и что теперь с этим делать
Влиятельный американский журнал написал о том, что большинству россиян наплевать на Навального и Pussy Riot, и что теперь с этим делать

Влиятельный американский журнал написал о том, что большинству россиян наплевать на Навального и Pussy Riot, и что теперь с этим делать

«Снежная слепота», - нет, статья журнала Foreign Policy не о зимней Олимпиаде в Сочи. Автор Кристиан Кэрил поднимает актуальный и масштабный вопрос - о пропасти в восприятии одних и тех же фактов в России и на Западе.

Пример первый. «Две самые знаменитые российские диссидентки сейчас находятся в Америке, - пишет Кэрил о Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной из Pussy Riot, именуя их «членами феминистской концептуальной арт-группы» и перечисляя восторженные отзывы о них в американской прессе. - Есть только одна проблема. Большинство восхищенных статей о двух звездах из Pussy Riot полагает, что их протест серьезно воздействует на политическую ситуацию в их родной стране. А если нет, то почему мы (и Мадонна) уделяем им столько внимания? Хотя очень мало оснований полагать, что у них есть хоть какое-то влияние на общественное мнение в России. Большинство россиян относятся к ним откровенно враждебно. Недавний соцопрос показал, что число россиян, считающих приговор двум женщинам справедливым или слишком мягким, вырос за два года. Теперь это 66%».

Тут автор вскользь вспоминает и другую похабную акцию «диссиденток»: «Толоконникова однажды под камеры занималась сексом с мужем в музее против Патриархии или чего-то еще». А исключенные и группы за ряд проступков дамы, по его словам, представляют сейчас «периферию периферий».

«Эндрю Монахан из лондонского аналитического центра «Чатэм-хаус», отслеживающий общественное мнение в России, говорит откровенно: «На мой взгляд, большинству россиян на это наплевать». Эпизод с Pussy Riot - лишь часть гораздо большей истории о пропасти в восприятии одних и тех же фактов между Западом и Россией», - пишет Кэрил.

А дальше начинается очень любопытный экскурс в новейшую историю с не менее любопытными ремарками.

«Чем больше берлинцы и нью-йоркцы любили Михаила Горбачева за демонтаж «железного занавеса», тем больше россияне презирали его за развал империи и экономический коллапс. Сегодня многие на Западе, которых пугают авторитарные замашки Путина, практически интуитивно предпочитают оппозицию. Западные репортеры освещали большие антипутинские протесты в 2012 году, как если бы его отставка была делом нескольких дней, но вот он открывает Олимпиаду, а протестующих не видать. А его рейтингу на уровне 65% может позавидовать практически любой западный коллега. На контрасте, самый выдающийся оппозиционный лидер, борец с коррупцией Алексей Навальный набирает в текущих соцопросах 1%.. «Мы смотрим на Россию и часто хотим, чтобы произошли определенные вещи. Навальный очень хорошо презентовал себя на Западе. Он, несомненно, талантливый политик. Но здесь у него дела намного лучше, чем в России», - приводит автор экспертное мнение все того же Монахана.

И еще немного параллелей с ельцинским периодом.

«Запад (особенно администрация Клинтона) восхвалял успехи Бориса Ельцина, ведшего страну к светлому демократическому будущему. В то время как простые россияне каждый день сталкивались с потерей сбережений, хронической невыплатой зарплат, триумфом чеченских повстанцев (ну что поделать, их упорно отказываются называть боевиками - Ред.), мафиозными разборками и несправедливой приватизацией, которая привела к тому, что большая часть промышленности оказалась в руках семи человек. Архитектор приватизации Анатолий Чубайс, который в Вашингтоне слыл молодым технически подкованным гением (ходил на заседания с ноутбуком!), стал для россиян мерзким воплощением новой коррупционной системы, даже не пытавшейся скрыть свою несправедливость. Были ли россияне неправы? Возможно. Но у них были очень хорошие основания считать так, как они считали», - констатирует Кэрил.

А завершает анализ Foreign Policy следующий вывод: «Может быть, настало время прекратить видеть в России то, что мы хотим увидеть».