Премия Рунета-2020
Киров
+7°
Boom metrics
Политика19 июня 2014 16:00

Беженцы из Славянска нашедшие кров на Вятке: «Если бы мы не уехали, нас бы убили»

Читатели «Комсомолки» собрали вещи для многодетной семьи из Донбасса [фото]
Люди хотели переждать бомбежку, укрывшись в вятской глубинке, но возвращаться им, видимо, уже некуда.

Люди хотели переждать бомбежку, укрывшись в вятской глубинке, но возвращаться им, видимо, уже некуда.

Фото: Валентина РОГАЧЕВА

Спасаясь от бомбежек в Славянске, две семьи Носачевых и Быковых приехали в кировскую глубинку. Сестры Светлана и Юлия, вместе со своими детьми - у первой их четверо, а у второй двое - а так же с мужьями и свекровью теперь живут в маленьком деревянном домике престарелых родителей в поселке Даровском.

Спасали детей

- Мы никуда не собирались уезжать, - рассказывает Николай, глава многодетной семьи Носачевых. - В Славянске мы только что отстроили дом. Своими руками делал там каждую комнату, еще даже туалет не успел доделать. Четыре года работали, во всем себя ограничивали, чтобы наконец закончить строительство и начать спокойно жить: в отпуск ни разу не ездили, лишнюю вещь себе и детям купить не могли. И когда началось все это, до последнего ждали, что вот сейчас все закончится, еще немного, еще неделька. Вначале ведь не бомбили. Да, летали самолеты, вертолеты, появились блокпосты со всех сторон города. Детишкам даже интересно было посмотреть, как самолеты летают. А 28 мая, в четверг, из этих самолетов, за которыми детишки наблюдали, начали бомбить, стрелять со всех сторон. Ранило мою родственницу осколком в бедро, один снаряд упал во дворе школы, где дочка учится.

- По российским каналам показывали, что творится в Славянске, - продолжила рассказ Светлана Носачева, жена Николая. - Моя мама в Кировской области, в Даровском, и моя бабушка, смотрели новости. От переживаний бабушке стало плохо. К сожалению, сердце подвело и ее не спасли. И тогда я поняла: в Вятке мать с отцом бабушку будут хоронить, да еще за нас переживать... Я так и мать потеряю, и детей, ни дай Бог, под пулями.

За один день семья Носачевых собралась: взяли только вещи первой необходимости, легкую одежду (в Славянске в это время было под сорок градусов жары). Уговорили ехать и семью сестры, в которой двое детей и свекровь. Все вместе сели в автомобиль «Форд Транзит» и поехали.

- Мы успели выехать из города, а буквально на следующий день его закрыли и никого оттуда не выпускали, - говорит Николай.

Обе семьи мечтали, что приедут на Вятку всего на недельку-другую, оставят бабушке детей, а сами вернуться. Но за эти две недели ситуация в Славянске только ухудшилась.

- Мы даже не знаем, есть ли нам куда возвращаться, - признается Николай. - Мы не можем дозвониться ни до кого в городе: ни до соседей, ни до родных — связи в Славянске нет. Мы не знаем, живы ли они, цел ли наш дом. Каждый день смотрим новости, видели кадры с нашим кварталом, там все разрушено.

Желание одно - работать

В небольшом деревянном домике в Даровском сейчас живут 13 человек: 6 детей и 7 взрослых. Тесно, спальных мест на всех не хватает, но главное - не бомбят.

В этом не большом домике ютятся две семьи Носачевых и Быковых.

В этом не большом домике ютятся две семьи Носачевых и Быковых.

Фото: Валентина РОГАЧЕВА

- Будем обживаться тут, - говорит Николай. - Главное сейчас - оформить все документы. Уже подаем бумаги на получение статуса «временного убежища», оно оформляется три месяца. Без этих бумаг мы не можем работать. А пока мы не работаем — не можем оплатить оформление этих бумаг, а это в среднем по 10 000 рублей на человека: стоимость медосмотра, госпошлины. Замкнутый круг. А нам на что-то детей кормить нужно.

Николай готов работать,не отказывается ни от каких предложений. В тот день, когда мы приехали в гости к этой семье, с утра Николай три часа работал на огороде по найму, заработал 350 рублей.

- Я и таким деньгам рад: купил хлеба и детям молока, - рассказывает глава большой семьи. - У нас же все счета заморожены. Были небольшие сбережения, всю жизнь копили, откладывали, но после того, как Донбасс проголосовал за независимость от Украины, власти заблокировали все наши счета. А еще после этого референдума нам перестали платить зарплаты, пенсии, детские пособия. Мы выезжали, имея деньги только на бензин.

После того, простить Украину нельзя

Собираясь за большим столом семья рассуждает обо всем, что происходит на Украине.

- Когда начался этот майдан, мы, да и почти весь Донбасс, поддерживали Януковича, - рассказывает Светлана. - Не потому, что он хороший президент, не потому что он с Донбасса. Просто по сравнению с другими руководителями страны он хоть что-то для людей сделал. За 20 лет самостийности Украины, у нас никогда не было хорошо, и нормального президента не было. При Кучме нас лиши всех выплат и льгот. Ющенко вообще как будто и не было, кроме громких высказываний Юли мы вообще этот период никак не запомнили. При Януковиче хотя бы появились какие-то выплаты на детей, льготы на коммуналку. Мы почувствовали, что и о народу чуть-чуть думают, а не только о своих кошельках. А против Евроинтеграции восток выступил потому, что Евросоюз сразу объявил: льгот лишить, коммуналку поднять. Да и ценности их нам совсем чужды. Донбасс - рабочий регион, где живут крепкие большие семьи. А Европа нам объясняет, что семья - пережиток, что ребенок - это «оно» и только повзрослев «оно» решит, мальчик или девочка. Почему «западники» эти идеи Еросоюза поддерживают? Они к ним и географически и ментально ближе. Из Львова на заработки едут в Польшу, а с Донбасса - в Россию.

Николай признался, что он пошел бы в ополченцы. Многие знакомые и соседи воевать пошли.

- Звали меня, но случись что, кто моих четверых детей кормить будет? - говорит он.

- Мы на востоке все это время терпели. Нас обзывали, нас считали вторым сортом, а мы терпели, считали, что это все пройдет. Мы бы даже майдан пережили, простили и жили дальше. Но после того, как они открыли огонь по детям, после того, как они стали нас уничтожать целыми городами, простить уже нельзя, забыть такое нельзя. У меня дети плачут по ночам, они должны в игрушки играть, а они от войны убегают, это просто в голове не укладывается...

Отзывчивые люди

Так как собирались в спешке, да и вообще не планировали ехать надолго, с собой даже теплые вещи не взяли. А на Вятке похолодало. Дети, у которых из одежды шорты да футболки, сразу простыли. Узнав об этом «Комсомолка» попросила своих читателей откликнуться, и помочь теплыми вещами, постельным бельем, посудой. За два часа отзывчивые кировчане принесли вещи, которые еле поместились в машину. Все это мы сразу увезли в Даровской.

Все, что удалось собрать меньше чем за сутки.

Все, что удалось собрать меньше чем за сутки.

Фото: Валентина РОГАЧЕВА

Дети искренне благодарят всех за игрушки.

Дети искренне благодарят всех за игрушки.

Фото: Валентина РОГАЧЕВА

Все семейство теперь одето и обуто

Все семейство теперь одето и обуто

Фото: Валентина РОГАЧЕВА

Четверо мальчишек ссорились из-за машинок, теперь это в прошлом.

Четверо мальчишек ссорились из-за машинок, теперь это в прошлом.

Фото: Валентина РОГАЧЕВА

Малышка сменила свои сланцы на красивые кроссовочки.

Малышка сменила свои сланцы на красивые кроссовочки.

Фото: Валентина РОГАЧЕВА

- Спасибо всем огромное, - со слезами на глазах в сотый раз повторяли нам все члены этой большой семьи. - Мы не ожидали такой помощи. Спасибо! Мы не попрошайки, нам очень стыдно просить. У нас ведь все есть... то есть все было. Теперь и теплые вещи у детей есть, и игрушки, да и нам есть чем ночью укрыться. Мы благодарны всем, низкий поклон каждому!

Редакция «Комсомольской правды» также выражает огромную благодарность и признание за помощь семье из Донбасса! Спасибо вам!