«Скоро тебе позвонит журналист - забери у него велосипед»
В последний раз до этого репортажа я катался на велосипеде, наверное, лет 15 назад – транспорт для поездки предоставил участник велоклуба. Узнав, что на встречу приедет журналист, на форуме движения состоялась дискуссия страниц на десять. Всех интересовало одно: удастся ли мне выжить на маршруте. Я надеялся на свое спортивное прошлое.
Итак, вечер пятницы. К шару у речного вокзала стекается более полусотни человек. Куда ни глянь, повсюду велошлемы, специальные комбинезоны, навороченные велосипеды.
Куратор мероприятия и мой учитель по управлению велосипедом со скоростями (на таком прежде я никогда не катался) – отец Александр, настоятель храма Святого Духа. Впрочем, сегодня он не столько проповедник, сколько лидер экстремалов. С длинной бородой, в шлеме, одетый в темные бриджи и большую футболку, он больше напоминает байкера со стажем, нежели святого отца.
- Езжу на велосипеде на работу, - говорит Александр. – По-другому просто неудобно. Чтобы добраться до храма, нужно ехать 11 минут на такси, или столько же на велосипеде. На общественном транспорте – 35 - 40 минут. С прошлого года начал принимать участие в велопробегах и мне понравилось… Конечно, автомобилистам мы мешаем. Побольше выделенных дорожек для нас надо делать.
- Здесь любители? – интересуюсь я. – Мне, наверное, позади всех придется ехать.
- Скоро он осознает всю глубину своей ошибки! – раздается из толпы.
- 50 на 50. Многие - серьезные спортсмены, но смысла ехать последним нет. Точно отстанете, - Александр дает мне три телефона членов семьи и тут же перезванивает сыну: - Скоро тебе позвонит журналист - забери у него велосипед.
Пара формальностей – коллективная фотография, несколько шуток – поехали. Первая остановка – Казачий собор возле Концертного зала. Отец Александр вкратце рассказывает историю собора.
Едем дальше. Остановок с каждым получасом становится меньше, а скорость возрастает. Езда на велосипеде мало чем отличается от русской ходьбы пешком или езды на машине: есть закон и правила дорожного движения, а есть человеческая привычка. Там, где можно ехать по обочине, гоним по тротуару. На пешеходнике кто-то, как и надо, идет на своих двоих и, кто-то, как я, с велосипеда не слазит. За эти несколько часов нарушаю ПДД столько раз, сколько, наверное, не нарушал за всю жизнь.
Подъезжаем к храму на Космическом проспекте, где служит отец Александр. И снова лекция.
Тем временем спортсмены заправляются: кто-то шарит в сумке в поисках банана, у других припасены «сникерсы» и вода с лимоном.
- Углеводы? – умничаю я.
- Угу—у-у, - тянет мой собеседник.
Ближе к полуночи кажется, что на улицах не осталось никого - только велосипедисты, да мужики с пивом в руках.
«Там где сложно - интересно»
Около полуночи заезжаем на поля Московки. Вокруг щебень, ухабы. Поднимаемся в гору к железной дороге, спускаемся, упираемся в болото. Процессия еле движется - тащим велосипеды в руках через бревна на болоте. Выезжаем на окраину Ленинского округа. Слева – поля, справа – хорошая дорога. Куда едем? Конечно, налево.
- Почему направо не едем? Там же нормальная дорога.
- Там где сложно, там - интересно, - отвечает мне один из спортсменов. Еще несколько секунд. Шмяк! Он же катится кубарем с горки.
- Ничего! Я даже не ушибся, – отряхивается парень и садится в седло.
В районе улицы Радищева, примерно на 30-м километре, я и еще четверо любителей отстаем. Спасибо велосипедисту Максиму, который остается с нами.
На набережной завязывается разговор: он на слух (в темноте толком ничего не видно) учит меня переключать скорости.
- Как ты оцениваешь велосипедную дорожку? – спрашиваю я, кивая на нее.
- Очень узкая. Неудобная. Сколько раз видел, как там люди падают, друг в друга врезаются. Вообще, есть ребята, которые ездят на велосипедах, а есть велосипедисты. Первые со вторыми на одной дорожке кататься не смогут.
Подъезжаем к последнему пункту назначения - торговому комплексу «Океан». Число участников сократилось, наверное, процентов на 20. У отца Александра на лбу ни капли пота.
Мнение спортсмена
«В России велосипедные дорожки в зачаточном состоянии»
Турист, спортсмен-любитель с 20-летним стажем Юрий Ситковский.
- Юрий, во время велопробегов многие ездят и по тротуарам, и по пешеходным переходам, не слезая с седла. Не видите в этом нарушений правил дорожного движения?
- По тротуарам - не запрещено. А что касается - пешеходных переходов, то это личное дело каждого. Тот, кто нарушает правила в коллективном заезде, будет нарушать их и в одиночку.
- Что вы можете сказать о велосипедной дорожке на Иртышской набережной?
- Для первого шага пойдет. По пятибалльной шкале можно оценить на «четыре с минусом». Но для человека со стажем она негодна. Идеальным вариантом была бы велосипедная дорожка от Ленинского округа до Советского.
- Я знаю, вы бывали во многих городах России. Как оцениваете дорожки для спортсменов за рубежом и в других городах?
- В России велосипедные дорожки в зачаточном состоянии. Даже комментировать нечего. С Европой сравнивать смысла нет.
- По вашей инициативе власти пошли вам навстречу и два дня назад был обустроен веловагон, как в Европе, на маршруте электрички Омск – Называевка...
- Это не только моя инициатива, об этом просили и другие члены клуба «Цепная реакция». В салоне вагона действительно теперь есть специальное парковочное место для велосипедов.
Звонок в мэрию
«Мои подчиненные на работу ездят на велосипедах»
Михаил Расин, директор департамента физической культуры и спорта:
- Михаил Семенович, спортсмены недовольны тем, что в городе одна велодорожка, и то, говорят, что не особо удобная.
- Развитие велоспорта в Омске происходит. И общая длина дорожки на набережной не такая уж маленькая. Она на три километра протянулась от улицы Рождественского до Ленинградской площади. Затем есть другая дорожка – от моста на Ленина, по набережной Тухачевского до «Зеленого острова». Ее длина – 5 километров.
- Но все равно активисты считают, что для велоспорта делается мало.
- Ну почему? В ближайшее время планируем продлить дорожку на набережной до городка Нефтяников, хотим организовать полосу для велосипедистов от парка им. 30-летия ВЛКСМ до Ленинградской площади. Эти вопросом занимается департамент транспорта. Если найдутся средства – дорожки появятся. 7 июня проводили праздник «ВелоОмск». Была гонка велосипедистов на 80 километров.
- Вы нередко призывали людей чаще садиться на велосипеды, в том числе на работу. А сами им для этого пользуетесь?
- Пока нет, но не потому, что велосипед не нравится. Дресс-код не позволяет. Весь день проходит в совещаниях. А вот многие мои подчиненные на работу ездят на велосипедах.
Мнение юриста
«Запрет на езду по тротуарам не установлен»
Дмитрий Шейко:
- Конечно, мало приятного, когда идешь по тротуару, а на тебя надвигается толпа велосипедистов. Но в законодательстве большой пробел. В правилах дорожного движения говорится, что нужно двигаться по велосипедной дорожке, когда она есть рядом. Запрет на езду по тротуарам не установлен. Помню, в 90-х годах, после службы в армии, я был в шведском Лулео. Несмотря на то, что это северный город, там масса дорожек для велосипедистов. Омску до этого еще далеко.