Премия Рунета-2020
Омск
+13°
Boom metrics
Общество25 июня 2014 14:24

«Комсомолка» проверила, удобно ли в Омске велосипедистам

Участники велоклуба «Цепная реакция» хотят больше специальных дорожек

«Скоро тебе позвонит журналист - забери у него велосипед»

В последний раз до этого репортажа я катался на велосипеде, наверное, лет 15 назад – транспорт для поездки предоставил участник велоклуба. Узнав, что на встречу приедет журналист, на форуме движения состоялась дискуссия страниц на десять. Всех интересовало одно: удастся ли мне выжить на маршруте. Я надеялся на свое спортивное прошлое.

Итак, вечер пятницы. К шару у речного вокзала стекается более полусотни человек. Куда ни глянь, повсюду велошлемы, специальные комбинезоны, навороченные велосипеды.

Куратор мероприятия и мой учитель по управлению велосипедом со скоростями (на таком прежде я никогда не катался) – отец Александр, настоятель храма Святого Духа. Впрочем, сегодня он не столько проповедник, сколько лидер экстремалов. С длинной бородой, в шлеме, одетый в темные бриджи и большую футболку, он больше напоминает байкера со стажем, нежели святого отца.

- Езжу на велосипеде на работу, - говорит Александр. – По-другому просто неудобно. Чтобы добраться до храма, нужно ехать 11 минут на такси, или столько же на велосипеде. На общественном транспорте – 35 - 40 минут. С прошлого года начал принимать участие в велопробегах и мне понравилось… Конечно, автомобилистам мы мешаем. Побольше выделенных дорожек для нас надо делать.

- Здесь любители? – интересуюсь я. – Мне, наверное, позади всех придется ехать.

- Скоро он осознает всю глубину своей ошибки! – раздается из толпы.

- 50 на 50. Многие - серьезные спортсмены, но смысла ехать последним нет. Точно отстанете, - Александр дает мне три телефона членов семьи и тут же перезванивает сыну: - Скоро тебе позвонит журналист - забери у него велосипед.

Пара формальностей – коллективная фотография, несколько шуток – поехали. Первая остановка – Казачий собор возле Концертного зала. Отец Александр вкратце рассказывает историю собора.

Едем дальше. Остановок с каждым получасом становится меньше, а скорость возрастает. Езда на велосипеде мало чем отличается от русской ходьбы пешком или езды на машине: есть закон и правила дорожного движения, а есть человеческая привычка. Там, где можно ехать по обочине, гоним по тротуару. На пешеходнике кто-то, как и надо, идет на своих двоих и, кто-то, как я, с велосипеда не слазит. За эти несколько часов нарушаю ПДД столько раз, сколько, наверное, не нарушал за всю жизнь.

Подъезжаем к храму на Космическом проспекте, где служит отец Александр. И снова лекция.

Тем временем спортсмены заправляются: кто-то шарит в сумке в поисках банана, у других припасены «сникерсы» и вода с лимоном.

- Углеводы? – умничаю я.

- Угу—у-у, - тянет мой собеседник.

Ближе к полуночи кажется, что на улицах не осталось никого - только велосипедисты, да мужики с пивом в руках.

«Там где сложно - интересно»

Около полуночи заезжаем на поля Московки. Вокруг щебень, ухабы. Поднимаемся в гору к железной дороге, спускаемся, упираемся в болото. Процессия еле движется - тащим велосипеды в руках через бревна на болоте. Выезжаем на окраину Ленинского округа. Слева – поля, справа – хорошая дорога. Куда едем? Конечно, налево.

- Почему направо не едем? Там же нормальная дорога.

- Там где сложно, там - интересно, - отвечает мне один из спортсменов. Еще несколько секунд. Шмяк! Он же катится кубарем с горки.

- Ничего! Я даже не ушибся, – отряхивается парень и садится в седло.

В районе улицы Радищева, примерно на 30-м километре, я и еще четверо любителей отстаем. Спасибо велосипедисту Максиму, который остается с нами.

На набережной завязывается разговор: он на слух (в темноте толком ничего не видно) учит меня переключать скорости.

- Как ты оцениваешь велосипедную дорожку? – спрашиваю я, кивая на нее.

- Очень узкая. Неудобная. Сколько раз видел, как там люди падают, друг в друга врезаются. Вообще, есть ребята, которые ездят на велосипедах, а есть велосипедисты. Первые со вторыми на одной дорожке кататься не смогут.

Подъезжаем к последнему пункту назначения - торговому комплексу «Океан». Число участников сократилось, наверное, процентов на 20. У отца Александра на лбу ни капли пота.

Мнение спортсмена

«В России велосипедные дорожки в зачаточном состоянии»

Турист, спортсмен-любитель с 20-летним стажем Юрий Ситковский.

- Юрий, во время велопробегов многие ездят и по тротуарам, и по пешеходным переходам, не слезая с седла. Не видите в этом нарушений правил дорожного движения?

- По тротуарам - не запрещено. А что касается - пешеходных переходов, то это личное дело каждого. Тот, кто нарушает правила в коллективном заезде, будет нарушать их и в одиночку.

- Что вы можете сказать о велосипедной дорожке на Иртышской набережной?

- Для первого шага пойдет. По пятибалльной шкале можно оценить на «четыре с минусом». Но для человека со стажем она негодна. Идеальным вариантом была бы велосипедная дорожка от Ленинского округа до Советского.

- Я знаю, вы бывали во многих городах России. Как оцениваете дорожки для спортсменов за рубежом и в других городах?

- В России велосипедные дорожки в зачаточном состоянии. Даже комментировать нечего. С Европой сравнивать смысла нет.

- По вашей инициативе власти пошли вам навстречу и два дня назад был обустроен веловагон, как в Европе, на маршруте электрички Омск – Называевка...

- Это не только моя инициатива, об этом просили и другие члены клуба «Цепная реакция». В салоне вагона действительно теперь есть специальное парковочное место для велосипедов.

Звонок в мэрию

«Мои подчиненные на работу ездят на велосипедах»

Михаил Расин, директор департамента физической культуры и спорта:

- Михаил Семенович, спортсмены недовольны тем, что в городе одна велодорожка, и то, говорят, что не особо удобная.

- Развитие велоспорта в Омске происходит. И общая длина дорожки на набережной не такая уж маленькая. Она на три километра протянулась от улицы Рождественского до Ленинградской площади. Затем есть другая дорожка – от моста на Ленина, по набережной Тухачевского до «Зеленого острова». Ее длина – 5 километров.

- Но все равно активисты считают, что для велоспорта делается мало.

- Ну почему? В ближайшее время планируем продлить дорожку на набережной до городка Нефтяников, хотим организовать полосу для велосипедистов от парка им. 30-летия ВЛКСМ до Ленинградской площади. Эти вопросом занимается департамент транспорта. Если найдутся средства – дорожки появятся. 7 июня проводили праздник «ВелоОмск». Была гонка велосипедистов на 80 километров.

- Вы нередко призывали людей чаще садиться на велосипеды, в том числе на работу. А сами им для этого пользуетесь?

- Пока нет, но не потому, что велосипед не нравится. Дресс-код не позволяет. Весь день проходит в совещаниях. А вот многие мои подчиненные на работу ездят на велосипедах.

Мнение юриста

«Запрет на езду по тротуарам не установлен»

Дмитрий Шейко:

- Конечно, мало приятного, когда идешь по тротуару, а на тебя надвигается толпа велосипедистов. Но в законодательстве большой пробел. В правилах дорожного движения говорится, что нужно двигаться по велосипедной дорожке, когда она есть рядом. Запрет на езду по тротуарам не установлен. Помню, в 90-х годах, после службы в армии, я был в шведском Лулео. Несмотря на то, что это северный город, там масса дорожек для велосипедистов. Омску до этого еще далеко.