Премия Рунета-2020
Мурманск
+2°
Boom metrics
Досуг26 июня 2014 8:50

«Враг»

Фильмы недели
Источник:kp.ru

«Враг» (режиссер Дэни Вильнев)

Скучный и апатичный университетский преподаватель Адам Белл хоть как-то оживает лишь на лекциях да в постели с любимой девушкой Мэри. Он принципиально не ходит в кино, но однажды, воспользовавшись советом коллеги, чтобы хоть как-то развеяться, берет в прокате диск с комедией. Унылая гримаса не покидала Адама во время просмотра (кто бы сомневался), если бы не одно «но»... В эпизодической роли Белл разглядел персонажа, как две капли воды похожего внешне на него... С этой минуты учитель одержим идеей разыскать малоизвестного актера Энтони Сент-Клера, чье лицо ему до боли знакомо. На удивление, задача оказывается для Адама выполнимой, но вот последствия грозят стать необратимыми...

Крайне любопытно складывающееся сотрудничество актера Джилленхола и режиссера Вильнева продолжается. В 2013 году Джейк снялся в двух лентах. И обе поставил канадец. В его «Пленницах» Джилленхол сыграл одну из лучших (если не лучшую, в соперничестве с «Зодиаком») ролей в карьере. А в новой работе воплощает на экране сразу дуэт персонажей. И вновь делает это убедительно, мощно, заявляя свои аргументированные претензии на звание одного из самых последовательных актеров своего поколения.

Если в своей предыдущей ленте Вильнев загнал главных героев на территорию Финчера и Хичкока, то теперь предлагает прогуляться по тропинкам, вымощенным заветами Линча и Кроненберга. Неторопливая, тягучая, загадочная, параноидальная кафкианская притча затягивает в свои жуткие объятия, как паук муху в сети. Опираясь на первоисточник (роман лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамаго), режиссер минута за минутой наполняет героя и смотрящего за его похождениями зрителя тревогой и любопытством от заглядывания по ту сторону зеркала человеческой личности.

Полезно ли заниматься самокопанием? "Наверное, нет, - говорит Вильнев, - хотите, расскажу почему?"

«Враг» выходит в прокат практически в унисон с еще одной дуальной историей - «Двойник». Однако если лента Ричарда Айоади – почти классическая антиутопия с классическим же английским черным юмором, похожая на сюрреалистический кошмарный сон, то у Вильнева это и есть тот самый сон наяву, но без тоталитарной подоплеки и хоть капли юмора.

Картина наполнена сонмом маленьких и больших (вплоть до кульминационной) головоломок, на которые вряд ли удастся дать однозначный ответ после окончания действа. Куда вернее они могут вызвать недоумение и желание раскрыть задуманное автором во время повторного просмотра.

Не факт, что получится. Ведь во «Враге» для Вильнева значительно важнее «как?», чем «о чем?». Если вы принимаете эти правила игры, то получите внушительную порцию извращенного удовольствия, если нет – станете гневно ругать автора за сумасбродство. Причем и то, и другое будет для талантливого канадца комплиментом. Ради таких смешанных эмоций и зрительской сумятицы, возможно, все и задумывалось.