Премия Рунета-2020
Саратов
+7°
Boom metrics
Происшествия5 сентября 2014 15:29

Cуд над саратовским экс-министром Александром Сурковым: кому и зачем предназначались 7 миллионов?

В суде рассматривается уголовное дело, связанное со строительством «провальной» набережной
Источник:kp.ru
Александр Сурков

Александр Сурков

Фото: Роман ЗЛОБИН

В Кировском районном суде Саратова начались заседания по рассмотрению уголовного дела в отношении бывшего председателя комитета капитального строительства области Александра Суркова. Экс-чиновника, напомним, обвиняют в получении взятки в особо крупном размере - 7 миллионов рублей от ЗАО «Саратовгесстрой». Эту сумму Сурков требовал якобы в качестве "отката" за перечисление на счет фирмы платежей по госконтракту на выполнение реконструкции набережной – эти работы "Саратовгесстрой" ведет с 2011 года.

Материалы уголовного дело следователи собрали в 12 увесистых томов. Свидетелей - порядка полусотни человек, среди которых представители «пострадавшей» стороны — акционеры ЗАО «Саратовгесстрой», и.о главы комитета капстроительства Николай Якубович, сотрудники комитета, глава администрации Саратова Александр Буренин, а также те, кто эту набережную принимали — специалисты технадзора.

На первых заседаниях, которые всю эту неделю шли в суде, «Комсомолка» выслушала свидетелей.

«Саратовгесстрой»: с нас требовали взятку

Алексей Панагушин, гендиректор ЗАО «Саратовгесстрой», оказался в числе первых, кого допросили в суде. Именно он написал заявление в полицию на экс-чиновника. О том, что с «Саратовгесстроя» требуют взятку, по словам Панагушина, он узнал от одного из акционеров Александра Шалабанова. 10 миллионов рублей Сурков хотел якобы за перечисление на счет компании денег, которые ей были положены по госконтракту. Кстати, решения «сдать» чиновника Панагушин принимал не один, для этого, как рассказал в суде гендиректор, созвали совещание с акционерами.

- Мы с Шалабановым приехали в полицию, написали заявление, сообщили, что у нас требуют взятку, - говорит Панагушин. - Потом я поехал к Суркову, взяв с собой диктофон. Ждал в приемной, а потом он меня позвал. Я принес первую часть денег, 7 миллионов, передал еще и коньяк...

А спустя совсем немного времени в кабинет вошли силовики, Суркова задержали.

Слово «откат» фигурирует в показаниях еще одного свидетеля — адвоката акционера ЗАО «Саратовгесстрой», Оксаны Кулясовой. Женщина пояснила, что 28 августа ей позвонил Шалабанов и заявил, что Сурков требует «откат» - 10% от суммы, которая поступила им на счет .

- Незадолго до этого на счет нашей компании перечислили деньги в рамках госконтракта, - пояснила Кулясова, - именно от этих денег Сурков и хотел получить «откат».

В результате, акционеры решили написать в полицию, и уже на утро двое из них отправились к силовикам.

С показаниями гендиректора «Саратовгесстрой» Алексея Панагушина Сурков не согласился. Своей вины он не признает и говорит, что не требовал деньги в качестве взятки.

Защита Суркова: деньги предназначались на ремонт стены новой набережной

Предметом основным обсуждений всех трех заседаний стала не сама набережная, а стена, выходящая на нее. Как выяснилось, проблемы с ее ремонтом были действительно серьезные. В госконтракте на строительство набережной работ по благоустройству этой стены быть и не могло: одна ее часть — в собственности у СарГРЭС, другая — принадлежит комбикормовому заводу. Оба учреждения ремонтировать стенку за свой счет не собирались, а сдавать набережную нужно было 6 сентября, чтобы открыть накануне дня города. Как отметил свидетель Олег Гейн, директор «Единой дирекции капстроительства», осуществляющей технический надзор по строительству набережной, без ремонта этой стенки набережную действительно могли не принять.

Та самая стена, ремонт которой обошелся в семь миллионов рублей

Та самая стена, ремонт которой обошелся в семь миллионов рублей

Свидетели — представители строительных компаний Саратова — сообщили, что стену на набережной изначально планировали отремонтировать, используя специальные алюминиевые панели, стоимость таких работ они оценивали в суммы от 10 до 15. В результате, в сжатые сроки, работы выполнила компания «Саратовгесстрой».

Правда все, что они сделали - это отбили стену и оштукатурили. Дешево и сердито, но главное быстро, управились за пару недель.

Как пояснил директор «Саратовгесстрой» ремонт они выполнили на свои деньги:

- Мы просто не могли не сделать эти работы! Это лицо набережной! И конечно мы привели ее в порядок вне контракта, - отметил Панагушин. - Стоимость этих работ могла быть включена в смету при дополнительных соглашениях, то есть эти деньги нам могли вернуть. На это мы и рассчитывали. Но эти работы компании до сих пор не оплачены.

Защита: 7 миллионов - не взятка, а деньги на благоустройство набережной

Только на третьем заседании со стороны защиты была наконец-то озвучена позиция Суркова по поводу того, что за деньги были обнаружены в его кабинете в тот день, и какое отношение к этому имеет стенка набережной. По словам адвоката Татьяны Шиловой, 7 миллионов предназначались как раз на восстановление той самой злополучной стенки набережной, ремонт которой не был предусмотрен госконтрактом.

Так может деньги Суркову и не приносили вовсе, а они лежали у него в кабинете и как раз он должен был передать их Панагушину? Не к этому ли клонит защита? Но выступление самого обвиняемого, которое окончательно должно прояснить позицию защиты, еще впереди.