Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Минск17 сентября 2014 11:05

Торговцы с минского блошиного рынка: Таким, как раньше, «Поле чудес» уже не будет

Знаменитый когда-то рынок превратился в унылую барахолку. На ней изредка попадаются интересные вещицы, зато все больше хлама и подозрительных продуктов [фото]
Именно на блошиных рынках можно прочувствовать народный колорит, соприкоснуться с историей, ну и купить что-то необычное на память.

Именно на блошиных рынках можно прочувствовать народный колорит, соприкоснуться с историей, ну и купить что-то необычное на память.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Во многих европейских городах блошиные рынки считаются не чем-то второсортным, а скорее достопримечательностями наравне с памятниками архитектуры. Ведь именно на блошинках, как их называют, можно прочувствовать народный колорит, соприкоснуться с историей, ну и купить что-то необычное на память.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

«НЕ СНИМАЙТЕ, МЫ ЗДЕСЬ НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ»

Мы отправились на минскую блошинку, больше известную как «Поле чудес». Сразу скажу, добраться до «поля» незнающему человеку не так уж просто. Главный ориентир - окраина рынка «Ждановичи». Чтобы добраться до цели, придется пройти его насквозь - через авторынок, палатки с товарами, парковку для машин. Дальше - по наводкам прохожих.

Приходим, делаем первый кадр…

- Слышь, уважаемый, еще раз снимешь, разобью камеру, - выдает «вежливый» продавец.

По сути, прийти сюда может кто угодно, торговля легальная, каждый платит за место. Но журналистам вход закрыт. Что ж, ищем администратора, просим разрешить съемку, возвращаемся.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Среди рядов, растянувшихся на метров двести, народа не так уж и много. Ищем взглядом, за что бы зацепиться.

-Что вы фотографируете, кто разрешил? - идет в наступление продавец медных кастрюль и чайников, но на этот раз мы готовы.

- Мне сказали, я в кадр попала, - женщина, только что бойко торговавшая, оказывается рядом. - Удаляйте снимок. Вдруг меня знакомые узнают?

- Почему на европейских рынках фотокамера никого не пугает? Там толпится народ, а торгующие вовсе не чувствуют себя ущербными, - не понимаю я.

- Да потому что сюда люди не от хорошей жизни приходят. На пенсию разве проживешь? - возмущается мужчина преклонных лет, торгующий изрядно поношенными ботинками из прошлого века. - Пять копеек, и те на лекарства уходят. Тут хоть на хлеб заработать можно.

Эмоции и недовольство местных «предпринимателей» - от неуверенности в завтрашнем дне. Для многих блошиный рынок не хобби, а способ выжить, и торговать здесь отнюдь не почетно. Хотя для некоторых - два в одном: и возможность заработать, и способ избежать одиночества. Здесь всегда можно с кем-то поговорить.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Оглядываюсь по сторонам. Палатки с действительно уникальным товаром можно пересчитать по пальцам. Больше блошинка напоминает секонд-хенд. В основном бабушки, торгующие из сундука, и так называемые перекупы, которые сбывают все подряд: запчасти, сантехнику, китайский ширпотреб, алюминиевую посуду... Покупателей немного. Молодежь ищет что-нибудь оригинальное да пенсионеры смотрят, что дешевле.

Печально, но факт: блошиный рынок в Минске - всего лишь народный вариант комиссионок.

«ОТКУДА? СКУПАЮ ПО ДЕРЕВНЯМ»

- Раньше «Поле чудес» было местом, куда иностранцев не стыдно было пригласить, - неохотно рассказывает заметно выделяющийся из общей массы продавец старинной посуды, бюстов и прочего антиквариата. - А продавцы считались самыми колоритными людьми в Минске. Многие перебрались сюда с площади Свободы, которую реконструировали лет десять назад, согнав их людей в угол между Домом профсоюзов и музеем Великой Отечественной. Там они не прижились, перекочевали на «Жданы». Найти здесь можно было что угодно. Сегодня встретить среди «старья» что-то действительно стоящее и уникальное - большая редкость. Я, например, свои бюсты порядка 20 лет собирал. А сегодня они никому и не нужны. Хорошо, если раз в неделю что-нибудь купят. Если так и дальше пойдет, буду сворачивать бизнес.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

- А я как приходил, так и буду приходить, - говорить торговец с соседнего ряда. На прилавке у него настоящий музей. Гильзы, патроны, ножи, ордена, монеты…И все как минимум времен Второй мировой. - Покупают редко, да и не важно. Главное - общение. Домашние мое увлечение не разделяют, но дома я редко бываю. Все свободное время в полях или тут. Сюда такие же «больные», как я, захаживают. Для меня «Поле чудес» - как кружок по интересам.

Дальше видим редкое и весьма странное сочетание товаров. Старые, пожелтевшие от времени иконы - большие и маленькие, украшенные вручную. Прялки, вековые утюги, ржавые чайники, медные статуэтки, рушники, самодельные рамки с цветочками времен наших бабушек… Продавцу лет 50. И на владельца всего этого добра он явно не похож.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

- А откуда у вас такие интересные вещи? - любопытствую.

- Ну как откуда? Скупаю. Езжу по деревням. Старушки готовы все отдать. Лишь бы копейка была. В глубинке ведь и мужиков не осталось, деньги зарабатывать некому. Вот и сбывают что могут... Кто на гроб копит, кому на хлеб не хватает. Вы меня еще судить начните, мол, последнее забираю! И вообще, не загораживайте мне товар! Идите!

Фото: Павел МАРТИНЧИК

МАСЮКОВШИНА, ИЛИ «ПОЛЕ ЧУДЕС-2»

Еще пару лет назад «Поле чудес» было одной из главных торговых достопримечательностей столицы. В начале декабря прошлого года в «Ждановичах» началась реконструкция блошиного рынка. Продавцов подержанного товара на время расселили по категориям товаров: те, кто продавал электронику, могли отправиться на радиорынок, а продавцы одежды - на вещевой. Естественно, за аренду торгового места пришлось бы платить. Делать этого никто не хотел.

Торговцы с «Поля чудес» нашли свое решение. Новым местом обитания стал небольшой участок земли между остановкой «Масюковщина» и подземным переходом под железнодорожными путями. 10 января реконструкция блошиного рынка закончилась, однако «предприниматели» с Масюковщины не ушли. Платить никому не надо, а место вполне себе рыбное.

Мы побывали и там.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

В 5-6 утра с пятницы по воскресенье свободных мест продавцам здесь не найти, за них даже иногда дерутся. Никаких требований к товару здесь, разумеется, нет. Витрины устраивают на кусках клеенки или картона, а то и вовсе на голой земле.

Сломанные пылесосы, потертые открытки, радиоприемники в ужасном состоянии, марки, противогазы, ржавые смесители, старые видеокассеты, страшненькие советские куклы без ресниц и одежды, закопченные сковородки, мятые костюмы, брюки, платья, бэушное белье… Казалось бы, кому все это нужно? Но покупатели к «Полю чудес-2» идут толпами.

Подходим к старушке лет 70, которая пытается продать распакованные шприцы и таблетки.

- Бабушка, это ведь лекарства. Как же вы их продаете? У них и срок годности, наверное, закончился, да и торговать ими нельзя.

- Что ж делать, деточка. Дед умер, а лекарства пооставались. Можа, продам. Хоть копеечку мне.

Сказать мне нечего, хотя через край эмоций. Денег бабушке, судя по всему, действительно не хватает. И лекарства эти у нее вряд ли кто-то купит...

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Но таких исключительных случаев на новом «Поле чудес» мало. Среди тех, чьи товары и гроша ломаного не стоят, есть уникумы, которые торговлю развернули по всем законам черного рынка. Прямо у входа - палатка с мясом. Колбасу продают по 25 - 40 тысяч, в жару и в холод. Чтобы покупатели велись, дают кусочек на пробу. Разумеется, ни о каких санитарных нормах здесь и речи быть не может.

- Вы не боитесь покупать такие сомнительные продукты? - спрашиваю у довольной женщины, купившей минуту назад палку копченой колбасы. - Вы же можете отравиться!

- Нет, - выдает та без капли сомнения. - В магазине бы ее втридорога пришлось брать. А здесь вот сэкономила. Но считаю, что разрешать такую торговлю нужно обязательно. Это же незаконно.

Тем временем жители Масюковщины бьют тревогу. Стихийная торговля превратилась в стихийное бедствие.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Наша жизнь превратилась в настоящий ад, - чуть не плачет жительница частного дома вблизи нового «Поля чудес». - Шумят, дерутся, пьянствуют, мусор в огород бросают, в туалет прямо под забор ходят. Соседу вообще картошку кто-то выкопал. И нет на них никакой управы!

Каждые выходные на «Поле чудес» все больше «предпринимателей». К администрации ТЦ «Ждановичи» эта территория не относится, поэтому и порядок они здесь наводить не могут. Время от времени торговцев гоняет милиция и налоговая, но взять с «преступников» нечего. Одним словом, знаменитый когда-то блошиный рынок в Минске превратился в унылую барахолку и, по словам бывалых, вряд ли уже будет прежним.