Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Происшествия23 августа 2016 23:37

Эксперт «КП» о загадочных убийствах в Подмосковье: Возможно, это диверсионная группа, прибывшая с Украины

Корреспондент «Комсомолки» проехал по трассе «Дон» и попытался на месте понять, кто и зачем может там охотиться на автомобилистов [фото, видео]
Место первого преступления - 84-й километр трассы. Здесь 3 мая застрелили супругов-пенсионеров Лебедевых.

Место первого преступления - 84-й километр трассы. Здесь 3 мая застрелили супругов-пенсионеров Лебедевых.

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

Банда убийц, нападающих на водителей на трассах южного Подмосковья, действует уже больше трех месяцев, но существенных подвижек в расследовании пока нет. Люди в панике, они пытаются ловить эту банду своими силами. Ее уже с подачи журналистов окрестили «Банда GTA» - по названию жестокой компьютерной игры. В рейд даже выезжали стритрейсеры. Пронеслись на огромной скорости по трассе «Дон», распугали людей на заправках и гордо разъехались по домам. С таким же успехом они могли ловить преступников дома за компьютером, играя в ту же GTA.

И все же, почему буксует расследование? Как поймать этих убийц? Уже известно, что это не какой-то маньяк-одиночка. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов консультирует следователей и видел видеозапись авторегистратора, на которую случайно попали подозреваемые. Их трое, но лицо видно только у одного, - сказал «КП» Виноградов. – Судя по выправке, это либо бывшие военные, либо сотрудники правоохранительных органов или спецслужб.

Известно, что преступники забирают водительские права убитых, но не трогают ценности. С чего же начать расследование, пусть даже журналистское? Наверное, с осмотра мест происшествия.

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

С ПРИМЕТАМИ - НЕБОГАТО

Данные о количестве жертв этой банды противоречивые (смотри «в тему»). Но достоверно известно о трех случаях. Два из них – на трассе «Дон», еще одно – на Большом кольце. Съезжаю с МКАД и на первой же заправке натыкаюсь на ориентировку: по подозрению в убийстве 53-летнего Алексея Цыганова (это одна из жертв банды) полиция ищет мужчину (одного) лет 30-35, высокого (рост 180-185) в спортивных брюках и куртке с капюшоном. Тут же знакомый скуластый фоторобот в профиль и анфас. Еду дальше. Следующая ориентировка на заправке – километров через 50. Тот же фоторобот, но говорится лишь о розыске «жигулей» 10-й или 15-й модели со светодиодной подсветкой на заднем бампере. Похоже, это все, что есть у следствия. Не богато.

СТРЕЛЬБА РЯДОМ С ПОСТАМИ

Вот и место первого преступления - 84-й километр трассы. Здесь 3 мая застрелили супругов-пенсионеров Лебедевых. Пустынный участок трассы, без освещения – глубокой ночью здесь темень, иногда разрываемая фарами. В двух километрах на север – съезд на Большое кольцо (трасса А-108), а там и пост ДПС – до него отсюда четыре километра. Слишком далеко, чтобы услышать выстрелы. Густой лес прямо рядом с дорожным полотном. Иду вглубь и понимаю: путь отхода пролегал не здесь – обязательно где-нибудь наследили бы – подарок кинологам и экспертам. Скорее всего, убийцы все-таки и приехали, и уехали на авто.

Второе место - ближе к Москве. 49-й километр - 30 июня здесь расстреляли того самого Алексея Цыганова из Тульской области. Примечательно, что и здесь преступники действовали рядом со съездом на кольцо – только на малое (трасса А-107). Развязка метрах в 300, видно даже проезжающие по ней машины. Лес тоже подходит почти к трассе, есть даже асфальтовая дорожка, идущая чуть вглубь – для отдыха уставших путников. Но сейчас съезд перекрыт отбойником.

Совершить убийство здесь – большая наглость. До поста ГИБДД еще ближе, он на пересечении малого кольца и Каширского шоссе, до него 800 метров. А на самой трассе - батарея фонарей на столбах, ночью они прекрасно освещает место. К тому же напротив, чуть под углом от места убийства, круглосуточно работающая заправка. Менеджер, которого я встретил там, как раз дежурил в ту ночь.

- Уже раз десять я отвечал на вопросы полиции, - говорит он. – Но дело в том, что я ничего не видел. Мы на ночь запираемся, торгуем через окошко. К тому месту мы сидим спиной, а камеры настроены так, что покрывают только территорию заправки. О том, что случилось, я узнал только утром, когда ко мне вот так же, как и вы, пришел полицейский.

- Но выстрелы вы должны были слышать, - усомнился я. – Стреляли же буквально в 100 метрах от вас.

- Должен был, но не слышал, - пожимает плечами Олег. – Сам удивляюсь. Может быть, у них был глушитель?

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

СТРЕЛЯЮТ С ГЛУШИТЕЛЕМ

Выстрелов не слышали и полицейские на посту. Как не слышали и на третьем месте преступления – у села Фоминское на Большом московском кольце (А-108). Это в 45 километрах от трассы «Дон». И в километре от перекрестка с Новорязанским шоссе, где тоже стоит пост ГАИ. Но еще ближе – дома жителей села, они буквально в 100 метрах от места, где 19 августа убили 31-летнего танцора Альберта Юсупова. Дорога не освещена, с одной стороны –деревья и кукурузное поле, с другой – поле и дома. Опросив местных жителей, я не добился ничего. Как и полицейские, много раз говорившие с ними до меня? Никто не слышал выстрелов и тем более не видел убийц. Значит, все-таки используют глушитель?

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

По какому принципу бандиты выбирали места для убийств? Поставим себя на их место. Во-первых, и по пути «на дело», и при отходе нужно, чтобы автомобиль не попал в зоны видимости видеокамер. Во-вторых, отход не должен быть слишком долгим, иначе есть риск попасть под какой-нибудь план «Перехват».

Первое место - 84 километр М4. Если двигаться по трассе – в любую сторону – в поле видимости камер попадаешь неминуемо. То же самое будет, если ехать по Большому кольцу на восток – камера стоит в поселке Малино, его никак не объедешь. По бетонке можно уйти на Запад - там камер нет до самого Симферопольского шоссе. Или проехать по трассе 4 километра на юг: на 89-м километре через стоянку у кафе можно уйти на Каширское шоссе. Постов ГАИ здесь нет, а первая камера встречается через 20 километров в Ступино.

Похожая картина и на месте второго убийства. По трассе не поедешь, камеры везде. К югу вообще платная дорога и пункт сбора денег, тут по камере у каждой кассы. Так что, скорее всего, убийцы скрылись по Малому кольцу. Но на востоке камера буквально через 3 километра у железнодорожного переезда. А к западу – те же Каширское и Симферопольское шоссе. Правда, надо миновать пост ГАИ. Но ведь это через 3-4 минуты после убийства, тревогу никто поднять не успеет.

Последнее из известных мест преступления - у села Фоминское. Ехать через ближайший перекресток с Новорязанским шоссе? Вряд ли. Тут сначала пост ГАИ, а потом камера за камерой в обе стороны. И до Симферопольского шоссе не засветившись не доедешь. А вот до Каширки - без проблем. Когда я ехал в обратный путь, навигатор сам направил меня в объезд пробки, и за одно мы миновали видеокамеру в Малино. Эта дорога выводит на Каширку километрах в 30 от Ступино. Ни камер, ни постов. Может быть, во всех случаях убийцы ехали именно сюда? Может, они и живут где-то поблизости? Проехав еще несколько километров, я неожиданно получил подтверждение этой версии.

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

ИЩУТ СВАРКУ И ГИЛЬОТИНУ

В отличие от трассы М4, проложенной в основном через леса и поля, вокруг Каширского шоссе довольно много обжитых мест. Старокурово, Киясово, Металлург - дворики никнут один к другому вдоль дороги, где-то продают яблоки, где-то грибы… Торможу в Ситне-Щелканово - у одного из дворов мужики возятся с шестеркой жигулей. Узнав, что я корреспондент, позволяют себе небольшой перерыв.

- Полицейские приходили много раз, - говорит один, утирая пот. – Раньше просто участковый опрашивал. Предупреждал, чтоб ночью по одной машине не выезжали. А 10 дней назад приезжали опера – суровые такие, по гражданке, с пистолетами. И без всяких предисловий спрашивают: у кого из знакомых есть сварочный аппарат и гильотина – это такой станок для резки металла.

- То есть они ищут оборудование, на котором делали шипы? - уточняю.

- Да. Я так понял, они хотят сравнить срез - он ведь уникальный, как отпечатки пальцев. И еще полицейские считают, что убийцы живут где-то здесь, в радиусе 30 километров. Причем это не приезжие, иначе их бы уже давно вычислили. У нас тут все на виду.

«СИГНАЛОВ ОЧЕНЬ МНОГО»

Другие жители окрестных сел в беседе со мной подтвердили: полиция ищет убийц именно в этом районе. А женщина-оператор на одной из заправок вообще заявила, что видела маньяка.

- Дело было ночью четыре дня назад, - сказала она. – Подъехал мужчина на старой иномарке. Когда зашел, то явно прятал лицо, старался, чтобы я только лысину видела. Но я его разглядела, на фоторобот очень похож. Ну и страху я натерпелась. Но он заправился и уехал.

- А он подходит под описание? – спросил я и показал ей ориентировку про высокого мужчину лет 35.

- Вообще-то он был маленький и коренастый, - не слишком уверено сказала женщина. – Да и под 50 ему было. Но я все равно в полицию сообщила, даже номер машины сказала. Но они до сих пор не приезжали. По телефону сказали, что таких сигналов очень много, что все оперативники разъехались их проверять.

В общем, похоже, что круг поиска сужается. Будем надеяться, что скоро убийцу или убийц поймают. А пока, если вы живете где-то в районе Супино, или там у вас дача, будьте внимательны и осторожны. Не исключено, что убийца – это ваш сосед.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Их мотив — сеять панику

- Вы сделали то, что нужно делать при любой серии преступлений: провели осмотр мест и попытались найти что-то общее, - говорит адвокат Евгений Черноусов, который более 30 лет проработал в системе уголовного розыска СССР и России. – Для полноценного расследования этого, конечно, не достаточно. Я уверен, что сейчас оперативники скрупулезно исследуют все камеры наблюдения на дорогах. Потому что эти убийцы наверняка где-то да засветились, не по воздуху же они летают. Кроме того, нужно проверять биллинг мобильных телефонов. Возможно, они и не брали аппараты на преступление, но, мне кажется, этот маловероятно, телефоны сейчас носят все и всегда. Нужно наладить оперативную работу, в том числе с криминальными авторитетами. Надо трясти их, чтобы они тоже искали. Нужно пускать по ночам мобильные группы оперативников, которые должны проверять машины у обочины. Нередко такие преступления раскрываются случайно, но это должны быть именно оперативники, а не какие-то общественники. Но, что мне кажется самым главным, нужно четко понять мотив этих убийц. Хватит говорить о маньяках и немотивированных убийствах. Всегда есть мотив. В данном случае, мне кажется это очевидным, мотив – сеять панику среди нас. Это им хорошо удается. Зачем? Это уже другой вопрос. Кто-то считает, что это что-то типа диверсионной группы, прибывшей, например, с Украины. Я бы не исключал этой версии. Может быть это не украинцы, но они могут действовать по заданию оттуда. Они не уголовники и не психи, не проходят ни по каким оперативным базам, иначе их уже давно бы поймали. То, что они забирают права жертв (об этом ранее «КП» сообщал психиатр-криминалист Михаил Виноградов, имеющий доступ к информации следователей — Ред.), вполне в нее вписывается – так они отчитываются перед руководством. Они явно имели отношения к спецслужбам, потому что используют спецсредства – те же шипы. И у них явно железная дисциплина. Маньяки так себя не ведут.

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

ВОПРОС — РЕБРОМ

Сколько все-таки жертв?

Точное количество убийств, совершенных бандой, не известно даже следователям. После третьего случая, расстрела танцора Альберта Юсупова 19 августа, в областном управлении Следственного комитета говорили о четырех случаях. Три из них совпадали по почерку и по баллистической экспертизе. Четвертый случай был «под подозрением» - тогда водитель, поняв, что колесо проколото, не остановился. Ему стреляли в след, пробили заднее стекло. Но мужик дотянул до ближайшего поста. Этот случай «под подозрением», потому что есть проколотое шипом колесо, но нет пули, а потому делать однозначные выводы нельзя.

В конце августа дело передали в центральный аппарат СКР и засекретили. Постоянные попытки журналистов узнать какие-то подробности натыкались на стену молчания. И тогда банде стали приписывать все висяки, в которых фигурировал пистолет и патроны калибра 9 мм. Например, убийство участкового в Новопеределкино в июне этого года. Или расстрел рабочих у платформы Лось осенью прошлого года. Якобы, эти люди были убиты из того же пистолета, что и водители.

В случае убийства рабочих достаточно было небольшого исследования, чтобы понять: быть того не может. Убийцу задержали, он показал следователям, где спрятал пистолет. Тем не мене тот случай в новостных подборках прочно закрепился среди «подвигов» подмосковной банды. Как и многие другие преступления в других районах области.

Тем не менее, убийства продолжаются. По данным наших источников, сейчас речь идет о 15 убийствах, в которых авторство «автоубийц» проверяется.

- Почерк во всех случаях похожий, хотя не везде применялись шипы, - говорит наш источник. – Правда, некоторые случаи были не ночью. Так, например, молодую пару расстреляли под вечер, как и двух грибников. Но во всех случаях есть немотивированное убийство людей на автомобилях. Все случаи происходят вокруг трасс М4, Большого и Малого бетонных колец. Ситуация осложняется тем, что не всегда баллистическая экспертиза дает точный ответ, одно ли применялось оружие или нет. Иногда пули оказываются сильно деформированы, смяты. А тогда экспертиза может не дать результата.

Но паника нарастает. По интернету, как рябь по воде, расходятся истории об убитых и чудом избежавших гибели. Каждая машина на обочине воспринимается как поджидающие жертву бандиты, блоггеры взахлеб рассказывают о моргах Воскресенска (а также Подольска, Коломны, далее везде), забитых телами жертв дорожных отморозков. Их якобы уже 40, 60, 100... Зачем публиковать этот откровенный бред? Поначалу версии о засланной диверсионной группе казались шуткой. Теперь – нет. Чем больше таких сообщений, тем крепче впечатление, что это единая оплаченная кампания с целью заставить нас жить в страхе. Единственный выход сейчас – найти убийц. Пока они на свободе, будет и пища для паники, и те, кто будет нас ей кормить.