Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество14 октября 2014 18:20

«Спайс»ибо за наше счастливое детство!

«Комсомолка» попыталась выяснить, что мешает наркополицейским справиться с новым наркотиком, который буквально выкашивает молодежь [видео]
7 лет назад Госнаркоконтроль за год по всей России изымал примерно 160 килограммов курительных смесей. Теперь - 22 тонны.

7 лет назад Госнаркоконтроль за год по всей России изымал примерно 160 килограммов курительных смесей. Теперь - 22 тонны.

Коля Н. - щупленький семнадцатилетний паренек с короткой стрижкой. Попал в наркологическую клинику месяц назад. Мама привела его после того, как он пришел домой совершенно голым и весь в грязи. Объяснил: «За мной гналась смерть!». Он бежал от электрички через лес, а потом пытался спрятаться в маленькой луже. Потом голый два километра, прикрываясь листьями, добирался домой.

Колины родители и раньше замечали неладное. Однажды на даче он сел на камень и не двигался десять часов. Объяснил, что слился с гранитом и сам стал камнем, у которого есть душа. Потом подолгу говорил с духами, якобы бродящими вокруг. Убеждал родителей, что у него открылись паранормальные способности, и те верили – до тех пор, пока не увидели сына обнаженным на пороге. Подумали, что сын сошел с ума. А потом узнали: уже полгода Коля курит спайсы, галлюциногенную курительную смесь.

«ЗАБИРАЮТ РЫНОК И ЖИЗНИ»

Очутившись в клинике, Коля и в самом деле убежал от смерти. За последний месяц в разных регионах страны было зафиксировано больше 800 отравлений. Около трех десятков – со смертельным исходом.

- А вы на самом деле думаете, что раньше смертей не было, – говорит Руслан Исаев, руководитель столичной программы «Анти-Спайс», президент независимой гильдии наркологов. – Только в Москве в 2012-2013 годах был резкий всплеск смертей от передозировки. В предыдущие годы этот показатель держался на одном уровне, а потом скакнул в полтора раза. И это при том, что героиновых наркоманов стало намного меньше. Только в нашей клинике героинщиков раньше было 60-70%, а теперь 30-40%. Спайсы забирают рынок. И жизни.

Официальные цифры говорят о том же. 7 лет назад Госнаркоконтроль за год по всей России изымал примерно 160 килограммов курительных смесей. Теперь - 22 тонны.

СМЕРТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО

Курительные смеси появились сравнительно недавно – в 2002 году. Пакетики с надписью «Spice», похожие на те, в которые расфасовывают чай, выпустила на рынок ирландская фирма Psyche Deli. Смеси состояли из экзотических растений, дающих небольшой галлюциногенный эффект. Шалфей предсказателей, малая гавайская роза - ни одного запрещенного наименования. Ни в одной стране мира новшество не восприняли всерьез. Пока в 2008 году в Германии случайно не обнаружили, что внутри пакетиков есть не только растительность. Засушенные листья пропитаны веществом JWH-018, синтетическим аналогом марихуаны.

Этот JWH-018 появился в 1995 году в США. Синтезировал его Джон Хаффман (John W. Huffman - его инициалами вещество и названо). Изобретение должно было служить благим целям – на его основе планировали создать лекарство для страдающих болезнью Альцгеймера. У Хаффмана получилось то, что надо – состав действовал как марихуана, но в разы сильнее. Ученый без задней мысли опубликовал результаты исследований в одном из научных журналов. Кто ж знал, что еще раньше больных лекарство испробуют подростки всего мира.

ПОЧТИ ЛЕГАЛЬНО

В фирме Psyche Deli божились, что никакой синтетической марихуаны в пакетики с надписью «Spice» не клали. Проверки и расследования этот факт подтвердили. Оказалось, что и брендом, и технологией воспользовались дельцы из Юго-Восточной Азии. Отрава разошлась со скоростью вируса – курительные смеси, пропитанные наркотиком, расходились тоннами.

В Европе начали запрещать JWH-018. Но выяснилось, что наркодизайнерам – так называют тех, кто синтезирует наркотики – достаточно чуть подправить формулу, чтобы уйти из под запрета. Появились JWH-20, JWH-21... Потом совсем другие вещества, которыми опрыскивали курительные смеси. Пока бюрократическая машина в разных странах проводила необходимые манипуляции, внося новые вещества в список запрещенных, наркоторговцы успевали отбить вложенные в разработку средства и даже запустить новую разновидность смеси на рынок. И так продолжается уже несколько лет.

Каждая новая разновидность действующего вещества «бьет по мозгам» сильнее прежней. Если первые варианты синтетической марихуаны давали лишь стимулирующий эффект, то последние – длительные и весьма живые галлюцинации. А новое вещество – диметилбутаноат - вообще провоцирует судороги и проблемы с дыханием. Его, кстати, завозят в Россию в форме концентрата. Наши наркодельцы уже здесь разводят его и опрыскивают смеси. Вероятно, из-за передозировок и случились последние 3 десятка смертей. До сих пор даже аналоги нового вещества не встречались ни в спайсах, ни где бы то ни было. А значит, формально, диметилбутаноат к обороту не запрещен. Ввозить его в страну и продавать можно легально. Ну, почти легально.

ПОДАРОК ИЗ КИТАЯ

Сегодня, после серии отравлений, и дня не проходит без сообщений о задержании нескольких торговцев спайсами. Как будто раньше их не было, а тут вдруг появились. Но до сих пор торговцы действовали почти в открытую.

Коммунальщики лишь срывали объявления о продаже спайсов на столбах и затирали номера телефонов на асфальте. Правоохранительные органы, надо признать, нашествие этого дурмана проморгали: в борьбе с традиционными наркотиками никто не заметил, как тысячи молодых людей подсели на не менее опасную дурь.

Откуда идет к нам эта отрава?

- Политики корректно говорят, что производства находятся в Юго-Восточной Азии, - говорит нарколог Исаев. - Но все знают, то процентов 90 делается в Китае. Я был там недавно. Меня поразила позиция местных властей. За традиционные наркотики они готовы приговаривать к смерти, а на синтетику вообще не обращают внимание. Хотя у них точно также из клубов обкурившихся увозят на «скорой» в бессознательном состоянии. Почему? Мне кажется, у них до сих пор помнят опиумные войны. Героин для них – абсолютное зло. А все остальное – ерунда.

Кстати, на днях в аэропорту «Шереметьево» была задержана 40-летняя россиянка. В ее багаже обнаружили 61 килограмм спрессованных курительных смесей. Прилетела она как раз из Поднебесной.

«ЧТО ЖЕ НАМ, ПИРОЖКИ ЗАПРЕТИТЬ?»

Как же победить «спайсы»? Напрашивается ответ: нужно запретить спайсы, и точка. Или, по крайней мере, поставить оборот под жесточайший контроль. Так, например, сделали в Белоруссии – теперь все, что дымит, подлежит там обязательному лицензированию.

В США спайсы тоже запретили продавать и в обычных магазинах, и в Интернете. Но среди школьников тут же появилась новая мода – пить коктейли. В их составе – молоко, соки, морсы и… те самые вещества, что используются в «спайсах». Надо понимать, что курительная смесь, это лишь контейнер, с помощью которого наркотик доставляется потребителю. Если его запретить, то наркоконтролю станет легче, а наркомафии – труднее. Но проблему в целом это не решит.

По России дурь расходится и в других формах. Например, с этикеткой «Соль для ванн». Ее толкут и вдыхают, как кокаин. Или растворяют и колют в вену, как героин. Есть аналогичные удобрения для кактусов, крысиный яд и другие маскировки.

- Если пропитать пирожок такой отравой, он станет наркотическим. Что же нам теперь, пирожки запрещать, - сказал на недавней пресс-конференции глава Наркоконтроля Виктор Иванов.

БОРЕМСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, А О СПРОСЕ ЗАБЫЛИ

В Европе пошли более хитрым путем: законодательно закрепили возможность временного запрета на любое подозрительное вещество. Вводится такой запрет буквально за неделю, а действует 3 года - за это время специалисты успеют разобраться, наркотик перед ними или нет. У нас же пока внесение дурмана в список запретных веществ занимает от года до полутора. Госнаркоконтроль предлагал последовать примеру Европы. Но инициатива пока вязнет в межведомственных бюрократических сетях. То же самое происходит и с созданием системы реабилитации наркоманов. Программа есть, но она не финансируется, клиник не хватает.

Но есть еще одна важная вещь. Мы традиционно боремся с предложением - то есть с наркомафией. Но мало работаем со спросом. А ведь он огромен. По сравнению с героином «спайс» стоит копейки, поэтому доступен любому школьнику. И пока чиновники решают, куда направить ту бумажку, а куда переложить следующую, самые юные жители страны взрослеют и умирают под «спайсами».

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Как определить, что подросток подсел на «спайс»

- Курительные смеси – это не табак, пытаться уловить запах изо рта бесполезно, - говорит врач-нарколог Игорь Надеждин. – Так что остается лишь следить за поведением. Для тех, кто подсел на спайс, характерны замкнутость, раздражительность, немотивированная агрессия. Ухудшается память, мыслительные процессы. Ответы на вопросы становятся в основном односложными – «да», «нет», «не знаю». Подросток чаще надолго задумывается над простыми, казалось бы, проблемами. Вектор вины направлен наружу – во всех проблемах виноваты окружающие, но не он сам. Стоит понаблюдать за кругом общения подростка – как правило, у курильщиков спайса он резко меняется. Раньше были одни друзья и подруги, сегодня уже совсем другие. Все это может быть поводом для тревоги, но не для диагноза. Диагноз может поставить только специалист. Кстати, тестов по моче для спайсов не существует. Вещества слишком часто меняются, и тесты не выпускают.

Как лечится зависимость

- Физических ломок, как у того же героина, у них нет, - объясняет нарколог Руслан Исаев. – Есть тяга, похожая на тягу к табаку. Человек вроде бы здоров, «кайф» исчезает минут через 20-30. И вроде бы никаких проблем. Но в том-то и коварство – человек не понимает, что болен. Его близкие видят, что он сходит с ума, что у него постоянные галлюцинации, что мыслительная способность, память падают. Но сам он этого не видит. В результате почти никто не приходит лечиться сам. И если сравнить пациента-героинщика с курильщиком спайсов, то последнего вылечить даже труднее. Потому что нужно 2-3 месяца потратить на то, чтобы спайсовый наркоман понял, что болен. И рецидивов среди них намного больше.