Премия Рунета-2020
Саратов
+16°
Boom metrics
Общество15 декабря 2014 8:00

Дмитрий Федотов: о том, как в Саратове будут спасать Водоканал и когда по городу пустят скоростной трамвай

Замглавы администрации города рассказал радио КП-Саратов, как будут решать самые наболевшие городские проблемы

Фото: Роман ЗЛОБИН

Каждую пятницу в программе «Картина недели» на радио «Комсомольская правда» мы подводим итоги уходящей семидневки. В этот раз мы пригласили в студию заместителя главы администрации Саратова Дмитрия Федотова, чтобы поговорить о наиболее острых проблемах городского хозяйства и путях их решения

Полную запись эфира можно послушать здесь.

О повышении тарифов на водоснабжение

- Прежде всего, нужно сказать, что тарифы на коммунальные услуги у нас меняются раз в год. И связано это с естественными причинами: инфляция, рост стоимости ресурсов и зарплат. Предельный рост тарифов для населения – восемь процентов. Но мы предполагаем, что в следующем году по водоснабжению и водоотведению рост составит 11 процентов.

Несколько лет назад у нас опережающими темпами рос газ – по 15 процентов в год, а теперь пришло время для систем водоснабжения. Еще раз хочу подчеркнуть, что это повышение не в разы. Если полностью все ремонтные работы взвалить на плечи горожан, тариф надо повышать в два раза. Никто этого делать не будет.

О проблемах Водоканала

- Конечно, проблемы Водоканала одним повышением тарифов не решить. Однако этот инструмент тоже надо использовать. У меня есть любимый пример на эту тему: куб водоканальноской воды стоит 17 рублей, и бутылка воды 0,33 литра в магазине стоит примерно столько же. А в кубе воды таких бутылок три тысячи.

Безусловно, надо искать и дополнительные источники финансирования. Надо понимать, что основные водопроводные сети Саратова были проложены в 70-е годы. И тогда был построен наш базовый комплекс ВК-3 – сейчас почти 80 процентов воды в городе именно оттуда. И срок службы ВК-3 и сетей истек почти одновременно. В 90-е и нулевые трубы износились, ведь в них ничего не вкладывали, а по нормативам каждый год нужно перекладывать четыре процента водопровода. И сейчас ситуация такая, что в некоторых случаях даже когда мы пытаемся ремонтировать трубы, их нет – там практически одна фольга.

Естественно, если сейчас мы начнем перекладывать по четыре процента, мы никуда не успеем. Поэтому нужны дополнительные инвестиции.

Для полной перекладки труб Водоканалу нужно четыре миллиарда рублей. Или чтобы выровнять ситуацию, нужно вкладывать в сети по 300-400 миллионов рублей в год. Сейчас совместно с правительством области администрация Саратова рассматривает программу, согласно которой мы будем выделять по 200 миллионов рублей в год – это уже неплохо.

О вероятности остановки трамваев

- Проблемы предприятия «Саратовгорэлектротранс» накапливались не один год. Оно недофинансируется по нескольким статьям – это правда. Отмечу, что источников финансирования у «СГЭТ» всего три: продажи билетов и проездных, оплата правительством области перевозки льготников и дотации городского бюджета.

Конечно, сборы от билетов – это основная доходная статья. Кстати, по расчетам «СГЭТ», если обойтись без дотаций и при этом без ремонта путей, реальная себестоимость одной поездки – 23 рубля. Да к тому же «СГЭТ» не совпадает в расчетах с правительством по перевозкам льготников. И в такой ситуации городской бюджет, конечно, поддерживает предприятие. В 2014 году было выделено 150 миллионов рублей, в следующем – сто миллионов. Такое сокращение связано с сокращением городского бюджета вообще.

К сожалению, с каждым годом все меньше доходов остается на уровне муниципалитета. Но вместе с тем у нас есть четкое понимание того, что «СГЭТ» - стратегически важное для города предприятие, и оно не должно прекратить свою деятельность.

О строительстве линий скоростного трамвая

- Тот подвижной состав и рельсы, который у нас есть, не отвечают требованиям современного Саратова. Ведь главным преимуществом трамвая является то, что он идет вне основного транспортного потока и не стоит в пробках. У нас есть проект запуска в Саратове скоростного трамвая, он состоит из трех этапов.

Первый – это скоростная линия, которая пройдет от 6-й Дачной до кольца девятки, а вторая линия пройдет от Сенного по маршруту 11 трамвая и закончится в Солнечном. Вторая линия имеет ответвления через новые микрорайоны, Дубки и дальше на новый аэропорт. В перспективном плане вообще пять линий: Усть-Курдюм – Пристанное, линия в Энгельс по новому мосту.

Но если говорить о первом этапе, который сейчас наиболее актуален, в следующем году муниципалитет будет заказывать проект планировки, чтобы мы видели, где именно пройдет маршрут. Ориентировочно такая стройка стоит от десяти до 16 миллиардов в зависимости от выбранной технологии.

Надо отметить, что та экономическая ситуация, которую мы имеем сейчас, не заставит нас отказаться от проекта, но заставит пересмотреть подходы и сдвинуть сроки. У нас были просчитаны варианты как с зарубежными партнерами, так и с отечественными, и очевидно, что сейчас мы будем ориентироваться скорее на вторых.

О мусоросортировочном комплексе для всего Саратова

- Отмечу, что вступают в силу новые правила захоронения отходов, и скоро без сортировки этого вообще нельзя будет сделать. Ну и в принципе отношение к мусору должно быть более цивилизованным и более эффективным.

Сейчас на подписи главы администрации находится документ об объявлении концессии на строительство мусоросортировочного комплекса. Планируется, что он будет находиться на территории рядом с Петровским трактом за Елшанкой, а полигон в Татищевском районе. Рассчитан он на 200 тысяч тонн в год, что покрывает потребность города. Туда мы можем возить две трети ТБО, а при введении третьей смены и все отходы. Там будет отбираться порядка 30 процентов вторсырья для дальнейшей переработки и продажи. Срок строительства завода -25 месяцев с момента заключения договора. А потом уже можно будет говорить о раздельном сборе мусора.

О рекультивации Гусельской свалки

- Для этого есть два способа. Первый, более простой: можно все это утрамбовать, засыпать глиной, сверху грунт, сверху деревья, а потом ждать несколько сотен лет. Но, наверно, это не очень правильно. Сейчас есть более интересные технологии, которые позволяют рекультивировать полигоны даже с определенной выгодой. Во-первых, там можно добывать биогаз, там рядом есть и потенциальный потребитель. Часть мусора будет перевезена на новый мусоросортировочный комплекс, и там переработана. Понятно, что это не коснется отходов, которые легли в землю в 70-х, но мусор последних лет еще можно разобрать и достать оттуда вторсырье.

О снегопаде в Саратове

- Без снега не так уж и хорошо. Во-первых, город не очень красивый, а во-вторых, из-за того, что нет снега – рвутся трубы. А то, что было в эти дни – это еще не настоящий снег. Но к снегопаду мы готовы: все службы работают, реагента хватает.