Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+19°
Boom metrics
Экономика18 декабря 2014 11:45

"Россиянам не привыкать к экономическим кризисам"

Наш колумнист помнит времена, когда было гораздо хуже
Фото: архив "КП"

Фото: архив "КП"

«Я пережил и многое и многих, и многих. И многому изведал цену я», - писал в свое время поэт Петр Вяземский. Думаю, нечто подобное могут сказать о себе россияне среднего и старшего поколения. Ведь нынешний кризис, который переживает наша страна, как минимум, четвертый за последние двадцать пять лет.

1990-й год

Первый случился еще в советские времена. Бездумные реформы привели к тому, что в 1990 году даже в столицах – Москве и Ленинграде – прилавки магазинов начали стремительно пустеть. О провинциальных городах и говорить нечего: там уже давно ничего не было.

Осенью в продуктовые магазины стали выстраиваться огромные очереди. В конце ноября было объявлено, что в Ленинграде вводится талонная система на основные продукты питания. Понятно, какую реакцию это вызвало в пережившем блокаду городе.

Как выкручивались? По-разному. В принципе продуктов, которые можно было купить по талонам, хватало, чтобы не голодать. Работали колхозные рынки и кооперативные магазины, на многих предприятиях существовали так называемые заказы: когда вместе с вкусным и необходимым товаром всучивали что-то никому не нужное.

Обстановка была мрачная. Помню, в какой-то радиопередаче выступал ветеран войны.

- Сейчас мне даже страшнее, чем на фронте, - говорил он. – Тогда была надежда, что мы победим, война закончится. И если даже я погибну, то мои дети будут жить хорошо. А сейчас и надежды никакой нет.

Вскоре канул в Лету Советский Союз – страна, где мы родились и выросли. Со 2 января 1992 года в новой России почти на все товары были отпущены цены, они тут же взлетели вверх. Правда, на прилавках стали появляться продукты, вкус которых мы успели подзабыть. Да и президент Борис Ельцин тогда уверял, что уже к августу «жить станет лучше, жить станет веселее».

Мы и не предполагали тогда, какие еще потрясения ждут нас впереди.

- Рыночная экономика гораздо эффективнее плановой, - сказал мне как-то раз профессор Константин Худолей, в тот момент декан факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. - Но периодически повторяющиеся кризисы являются ее органической частью.

Не понимали мы в конце девяностых и того, что неправильно ориентированную советскую экономику очень трудно реформировать, а потому наше благосостояние еще долго, дай бог, чтобы не вечно, будет зависеть от мировых цен на нефть и газ.

1998-й год

Следующий серьезный кризис произошел в 1998 году. Наряду с падением цен, причиной послужил и крах пирамиды ГКО – Государственных краткосрочных облигаций. (По сути, та же система, что и недоброй памяти «МММ») За короткий период курс доллара вырос с 6 до 20-22 рублей, опустели прилавки магазинов, в первую очередь, промтоварных, люди не могли снять деньги со своих счетов в банках, стали закрываться малые предприятия.

Правда, вскоре магазины вновь наполнились товарами. Но цены на них выросли в два-три раза. Пришлось затянуть пояса. На самое необходимое большинству петербуржцев денег хватало, но вот о поездках за границу, дорогостоящих покупках на время пришлось забыть.

Впрочем, к удивление западных экономистов, после этого кризиса Россия восстановилась достаточно быстро – примерно за год. В этом немалая заслуга патриарха отечественной политики Евгения Примакова, который в сентябре 1998 года возглавил российское правительство.

2008-й год

Мировой кризис 2008 года возник за пределами России. Более того, несколько месяцев наша страна оставалась островком стабильности. Нас ударило лишь в декабре. Но как ударило! Самым страшным было даже не рост курса валют, весьма умеренный по нынешним меркам, и даже не рост цен, а закрытие предприятий и массовые увольнения. При этом хозяева и директоры старались не сокращать штаты, ибо это сопряжено с выплатой компенсаций, а принуждали увольняться «по собственному желанию».

Говорят, что судьи получили тогда негласное указание: даже в спорных ситуациях удовлетворять иски уволенных работников. Власти всерьез опасались народных волнений.

По оценке депутата Государственной Думы Оксаны Дмитриевой, тот кризис Россия пережила хуже, чем остальные страны. Но, в отличие от 1998 года, одной беды все же удалось избежать: финансовая система не рухнула, можно было без проблем снять деньги в банкомате. В 2010 году ситуация в стране начала улучшаться.

Как пройдем нынешний кризис? Сказать сложно. На мой взгляд, он будет тяжелее предыдущего. Ибо тогда с кризисом боролось все мировое сообщество, а сейчас Россия находится в изоляции, вблизи наших границ идет война. Да и жить мы за последние годы привыкли относительно хорошо. Впрочем, опыт выживания в тяжелых условиях у нас большой. Так что, не пропадем!