Михаил Боярский празднует сегодня 65-летие
Фото: Евгения ГУСЕВА
Азарт в глазах Боярского возникал, лишь когда речь шла о футболе и внуках. Не самым веселым получился предъюбилейный разговор с последним гасконцем города над вольной Невой…
В ПАРИЖ ЗА 3 МИНУТЫ
- Михаил Сергеевич, вы когда гуляли по ночному Питеру?
- Я не только по ночному Питеру - я вообще не гуляю. Мне хватает фантазии. Вдруг возникает мысль: не махнуть ли в Париж? Три минуты – и я там побывал. Вот я в аэропорту Шарля де Голля, взял машину, поехал на Пляс Пигаль. Походил вдоль ночной Сены, под Триумфальной аркой в кафе сел. И фантазия настолько опережает реальные поступки, что уже ничего особо не хочется. Ни в кино не хочется, ни в театр…
- Все уже видели, все познали?
- Отчасти и это. Завидую тем, у кого есть страсть. Кто ходит на охоту или рыбалку, едет куда-то компаниями. Прежде был лидером похождений, а теперь… Ну, позвонит друг мой Серега Мигицко: «Пойдем, сходим туда-то». Ну что ж, давай. Но мне интересней дома посидеть с внуком, посмотреть, как он кубиками играет…
- Но вас можно видеть на матчах любимого «Зенита», хотя часть его болельщиков вы называли быдлом и готовы были отказаться от походов на стадион.
- А как иначе называть тех, кто всю игру оскорбляет отличных от себя? Они с презрением относятся к другим. Зачем идти на футбол с сумасшедшими баннерами? Есть там умные люди, но велико число желающих сделать больно. Они объединяются в стаю, и это страшно.
- Однако вы не боитесь бросать им в лицо резкие слова.
- Они и сами не стесняются говорить мне то, что они думают. Но на такие поступки как они, я не способен.
- Вы человек отважный?
- Думаю, нет. Чтобы проверить это, надо быть в экстремальных ситуациях, а я в таких не бывал.
- Как вы узнаете счет, когда играете на сцене театра Ленсовета?
- Если мы играем с Мигицко «Интимную жизнь», то он за кулисами, размахивая своими длинными руками, показывает счет. Это не отвлекает от спектакля, но придает ему некую пикантность. Хотя на премьере такое исключено. И, если б я узнал, что подобное позволяли себе мои студенты, я бы их выгнал.
- Вы входили в жюри популярного телепроекта Первого канала…
- «Две звезды» пока не восстанавливают. Появились другие проекты. Но, думаю, «Две звезды» еще имеют порох. Там все вживую, там неожиданные дуэты. Мне известны все подводные камни. И мне интересно сравнивать поющего человека с тем, кто занимается этим непрофессионально. Допустим, когда с Агутиным пел наш знаменитый артист, это было здорово. Но были и серьезные неудачи.
- Имеете ввиду известную балерину?
- Ну да. Вот у нее идея фикс: не важно как, лишь бы быть на экране. За что и получила. Но все равно подходят редакторы и говорят, что, проявляя свою принципиальность при оценке этого кошмара, надо помнить про шоу.
- Предлагают притормозить?
- Конечно. Можно сказать правду - что никому не нужно. Можно сказать неправду - что тоже не очень-то приветствуется. И потому гораздо проще отвечать с юмором. Но вот Барбара Брыльска в жюри лупила всерьез: это чудовищно, я не хочу это смотреть! И Лайма резко выступала.
- Западный менталитет…
- Возможно. Но были и те, кто поддерживал на проекте равновесие. Но когда кто-то оказывался за гранью добра и зла, тот должен был получить. Это хорошо умеет делать Нагиев.
МЕШОК С ВОДКОЙ ВЫКИНУЛ
- Ваш юбилей, это…
-… Юбилей – это ужас. Помню свое 50-летие. Октябрьский зал, киноафиши, суета. Ненавижу юбилеи. На чужих – с удовольствием. Написать песенку «капустную», что-то сделать. Но, к сожалению, приходится через это пройти. Когда театру 50, 150 лет – это здорово. Когда человеку – это мучение.
- На юбилейных торжествах вам неоднократно пожелают здоровья…
- Будь мне вчера 25, а сегодня 65, я сказал бы: господи, какой ужас, как же вчера было здорово! Но это постепенно происходит. Что-то отмирает, ты уже что-то не можешь, в футбол не поиграешь, на велосипеде не поедешь далеко - но как-то без этого обходишься. До магазина дойти могу? Могу. Уже серьезный показатель. Купить то, что мне хочется, могу? Могу. Покурить могу? Могу. Сравниваю человеческую жизнь с воздушным шаром, на котором много мешков с песком. Допустим, выпивал я раньше много. Теперь этот мешок с водкой взял - и выкинул. Воздушный шар опять держится на каком-то уровне.
- Вам приходится ежедневно делать себе инъекции…
- Этого даже не замечаю. Когда мне сказали врачи первый раз: «Миша, придется колоться», - я подумал: какой ужас. Ведь это ж все время с собой таскать шприцы! А сейчас у жены спрашиваю: «Ларка, я сегодня кололся или не кололся?». И даже не запоминаю момент укола, настолько это стало автоматически выполняться. Как зубы почистить.
- Вы сказали, что мешок с водкой выкинули с вашего воздушного шара. На съемках вам эти мешки не особенно мешали?
- Ну, это эйфория актерской романтики. На съемках все более безответственно, чем в театре. И компания актерская - она такая бесшабашная! Вот ты приходишь на ночную, или утреннюю съемку. Твое КПД – 4 секунды, мимо камеры на коне проскакать. И какая разница – я проехал, или дублер, в каком я состоянии, и кто узнает об этом? Я же не дышу с экрана. На съемках мушкетеров кампания была такая, что сложно удержаться. По существу, мушкетеры никогда трезвыми не были. И там не было ни одного серьезного монолога типа «Быть или не быть?». При том пьяный никогда сыграть пьяного не сможет. И потом, у меня комплекс со студенческой скамьи: когда выпью, забываю текст. Но зато могу и запомнить роль в 120 страниц, за ночь выучить.
- Давно такое случалось?
- Сейчас уже нет, но однажды Игорь Петрович Владимиров позвонил мне 31 декабря. Сказал, что заболел актер, играющий главную роль, и надо выйти вместо него 1 января. Я, не задумываясь, ответил: «Смогу!»» И за новогоднюю ночь выучил роль и исполнил ее 1 января без запинки, а до того играл только «кушать подано!».
«ПОЛ СЕЛ ЗА РОЯЛЬ»
- Вы битломан со стажем. Когда Пол Маккартни приезжал в Россию, вы встречались?
- Я был на всех его концертах и в Москве, и в Питере. А встретились после его выступления в нашей консерватории. Он сидел со мной рядом, как я с вами. И я ничего не помню. А потом, когда мы расстались, начал вспоминать: я вошел, потом руку пожал, потом он сел за рояль… И когда я отошел от шока, когда вдруг сказка превратилась в реальность, стало немножко обидно. Что он настоящий, реальный. За кулисы к артисту заходить не стоит ни после спектакля, ни до. Теряется романтика: вот на сцене он герой, а на самом деле - потный, усталый, и у него еще зуб болит. Это как детям Гудвина развенчать. Для меня битлы превратились в почти мифических персонажей, а тут вдруг: вот конек-горбунок, знакомьтесь…
- Можете сейчас, спустя годы, подтвердить: главное, что в жизни сделали, это сын и дочь?
- Конечно. Другого быть не может. Единственное счастье, которое должен испытывать нормальный человек. А если они еще и приличными людьми получились… Больше ничего и не остается.
- Еще дом и дерево…
- Да. Человечество мудрое, и все, что нужно, сказано уже тысячи раз…
5 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ
«Старший сын» (1975)
«Д, Артаньян и три мушкетера» (1978)
«Гардемарины, вперед!» (1987)
«Тарас Бульба» (2008)
«Шерлок Холмс» (2013)