2016-08-24T02:18:42+03:00
Комсомольская правда
5

Придет ли к Табакову королева?

В «Юбилее ювелира» Олег Павлович решает главные вопросы бытия
Это премьера в МХТ им. Чехова, в которой Олег Павлович Табаков играет главную роль. Фото: mxat.ruЭто премьера в МХТ им. Чехова, в которой Олег Павлович Табаков играет главную роль. Фото: mxat.ru

Это премьера в МХТ им. Чехова, в которой Олег Павлович Табаков играет главную роль и снова оказывается невероятным и удивительным.

Спектакль сделан к его 80-летию (17 августа 2015), но ничем не напоминает традиционный «эпохальный» бенефис. Ставил «Юбилей ювелира» Константин Богомолов, жуткий раздражитель для любителей скреп и благочинности. Взяв за основу малоизвестную пьесу британской современницы, актрисы Николы МакОлифф, он, конечно, выкидывает все лишнее, начиняет ее своим содержанием, приспосабливая вздорную в общем-то историю для размышления о жизни и смерти. А от того, что делается это даже – о ужас! - с каким-то веселым цинизмом, постановка становится значительнее в тысячу раз (и какими же бессмысленными по сравнению с этим ошеломляющим спектаклем будут те праздничные пустословия, которые наплодятся ближе к августу и без которых не обходится ни один юбилей человека положения Олега Табакова).

Главный герой, состарившийся королевский ювелир Морис Ходжер, болен раком мозга и доктор (эту роль Богомолов отдал себе), честно дает ему на все про все не больше двух недель. Но Морису нужно протянуть несколько месяцев, ровно до 90-летия. Потому что к нему в этот день рождения (и как окажется, смерти) обещала прийти ее Величество Елизавета Вторая. Ювелир ждет этого с тех пор, как однажды ему довелось говорить и танцевать с ней, тогда еще юной девушкой. У мистера Ходжера есть жена Хелен (потрясающе сыгранная Натальей Теняковой) и она прекрасно знает, что никакая Королева придти не может, потому что это старая выдумка Мориса, прикрывавшего банальную интрижку на стороне. Но за давностью лет выдумщик и сам, может, поверил в свою влюбленность и августейшую визитершу – с таким ожиданием интереснее жить, а может, это опухоль так действует. «Память - это клетки мозга. Рак множит клетки. Память становится опухолью» - появляются видеотитры. Экраны и камеры (ими ведают Артем и Владимир Панчики) – у режиссера важнейшая составляющая спектакля. Крупные планы лиц, глаза, сочетаясь с малоподвижностью действия, стерильностью диалогов и убийственно конкретными титрами (вроде такого: «Морфий попадает в кровь. Морфий обнимается с кровью. Кровь разносит морфий по старому телу, как талый снег") заставляют тебя замереть как у края пропасти. Такая неигровая игра – требование режиссера, лишающего даже Табакова почти всех его фирменных «штучек» и интонирования. И его герой становится героем уже только потому что имеет мужество жить. Привычнее всех эта сдержанность, конечно, Дарье Мороз, «соучастнице» многих постановок Богомолова. Ее отрешенная загадочная сиделка Кэти – это просто какой-то Харон на переправе, не меньше. Особенно в сцене, когда она несет к кровати тюфяк и с профессиональной заботой подтыкает его одеялом. Харону все едины - тюфяки, мертвые, живые. Работа такая.

Кроме, разве самых начальных титров про «начало конца», в этом спектакле нет никаких намеков на день сегодняшний. Потому что там, за окном, реальность так очевидна, что даже неинтересна. Гораздо интереснее, придет ли к Морису Королева. И зачем это ей нужно. И что такое человек - стареющий мясной организм, страдающий от памяти, как от рака (недаром сын героя – зоолог), или нечто, способное раздвинуть мелкие людские границы. Или все сразу? Отвергая открытые эмоции и психологизм, режиссер предлагает нам рациональный театр, когда твой мозг, не рассчитывая на прожеванную кашу, варит ее сам.

Ст. м. «Театральная», Камергерский пер., д. 3

6, 21, 25 апреля

Цена билетов: 500 – 5000 руб.

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ

Гоголь-центр

«Хармс. Мыр»

Еще одна премьера из весенней обоймы ГЦ, где просто не бывает ничего скучного и предсказуемого. Стоит поторопиться на это сложное и масштабное действо с живой музыкой и множеством актеров. Тексты Хармса тут поются, читаются, танцуются и думаются. В результате к нам возвращается архаичное целостное восприятие мира.

Режиссер: Максим Диденко

В ролях: Филипп Авдеев, Евгения Афонская, Никита Кукушкин

Ст. м. «Курская», Казакова, 8а

27 – 29 марта

Цене билетов: от 500 руб.

Ленком

«Вальпургиева ночь»

Мир Венедикта Ерофеева, режиссура Марка Захарова и прекрасные актеры делают эту премьеру обязательной для просмотра. Вся бесшабашность, нежность, боль, одиночество и все парадоксы нашей русской жизни сосредоточены в уникальном Веничке – интеллигенте, философе и забулдыге, какой существует только в России и больше нигде.

Режиссер: Марк Захаров

В ролях: Игорь Миркурбанов, Виктор Вержбицкий, Александр Балуев, Виктор Раков, Александра Захарова…

Ст. м. «Пушкинская»,

29 марта, 4, 5 апреля

Цена билетов: от 1000 руб.

Мастерская Петра Фоменко

«Современная идиллия»

Фантасмагория в 11 явлениях по Салтыкову-Щедрину исследует, как из ничтожной малости рождается страх и как подменяет собой изначальную человеческую суть. Герои бросаются в самое стыдное и страшное – в стоячее болото «гождения». Но, дойдя до дна, отталкиваются и выплывают. Как спастись от страха – вопрос вечный.

В спектакле звучат песни «АукцЫона».

Режиссер: Евгений Каменькович

В ролях: Михаил Крылов, Игорь Войнаровский, Моника Санторо…

Ст. м. «Кутузовская», наб. Тараса Шевченко, 29

26 марта, 3, 10 апреля

Цена билетов: 100 – 5000 руб.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Мини-Оскар в Подвале

Олег Павлович Табаков снова раздал "слонов" самым достойным людям театра.

20 марта в Табакерке - известном столичном театре на улице Чаплыгина состоялось 20-е по счету вручение премий Табакова.

Как только все расселись «согласно купленным билетам» - на спинках кресел были таблички с фамилиями почетных гостей, на сцену вышел Олег Павлович и в своей табаковской манере объяснил картину мира:

- Знаете что! Был у нас один социально-экономический строй, а стал другой. А премия наша как была так и есть. И она ведь у нас не спущенная сверху, а своя. А когда из своего кармана даешь, то бываешь бережлив и внимателен к тому, кого награждаешь. Ладно, что тут говорить - переходим к раздаче слонов, - сказал Олег Павлович и значительно потрогал пачку конвертов с деньгами. Премию Табакова его соратник Анатолий Смелянский называет Мини-Оскаром в Подвале - за теплоту атмосферы и значительность награды, моральную, прежде всего. (подробности)

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также