Премия Рунета-2020
Воронеж
+8°
Boom metrics
Общество14 апреля 2015 17:30

«Мы видели, как уезжает последний трамвай...»

К годовщине завершения работы городского рельсового транспорта журналисты «Комсомольской правды» посетили места, где в Воронеже еще можно найти его следы [фото, инфографика]

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

15 апреля 2009 года стало черной датой для воронежского трамвая.

— Его гибель шесть лет назад была предсказуема, — уверен руководитель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Андрей Фурсов. — В городе работали 30 - 40 изношенных вагонов, рельсы во многом требовали замены. Были проблемы в энергохозяйстве. Когда на линию выходило слишком много трамваев, случались перегрузки, все останавливалось… Но если в 2009 году поздно было что-то менять, то в 2004-м еще существовала возможность вложить в эту сферу деньги и исправить ситуацию. Решение закрыть трамвай было неверным стратегически. Сейчас городу не хватает магистрального транспорта. Наша сегодняшняя цель — не столько скорейшее строительство скоростного трамвая, сколько работа на перспективу. Средств на это начинание сейчас никто не найдет, но надо защитить землеотводы для будущих линий, чтобы ничто не могло помешать их строительству. Очень важно мыслить стратегически в категориях на 20-30 лет вперед, чтобы осознать необходимость появления в городе легкорельсового транспорта (ЛРТ). Воронеж продолжит развиваться, и людям необходима альтернатива стоянию в пробках. Только ЛРТ сможет ее обеспечить, предлагая высокую скорость и надежность при приемлемом уровне капиталовложений.

Фото: Елена Нечаева

Фото: Елена Нечаева

После того, как объявили, что трамваи будут демонтировать, неравнодушные горожане решили устроить воронежскому трамваю настоящие проводы. Придумал и организовал их тогда еще студент, а ныне программист и преподаватель Станислав Протасов:

— У меня с ранних лет была особая любовь к трамваям. Я в музыкалку ходил вдоль путей от Молодогвардейцев до Южно-моравской и постоянно бегал с 2-кой и 8-кой наперегонки. Ещё помню, когда впервые за девушкой ухаживал, сумел "стопнуть" трамвай между остановками в районе Песчаного Лога. Поэтому очень хотелось в последний раз проехаться, отдать должное. Я тогда насобирал-напечатал все известные песни про трамвай, бросил клич в соцсетях. В итоге собралось человек 30. Последний рейс должен был идти от ж/д вокзала в депо на Кривошеина. Сели на кольце, стали ждать, петь. Дождаться не дождались. И пошли по путям последнего маршрута. С проблесковым маячком, дзиньканием, объявлением остановок и соблюдением трамвайных правил. Постепенно люди «выходили» на остановках, так что до Кривошеина доехали только человек 5-6. Мы пофотографировались с последними трамвайчиками, поговорили со сторожем и пошли в соседний двор петь песни.

Журналисты «Комсомольской правды» совершили путешествие в поисках рудиментов воронежской трамвайной системы. Остатки шпал, заброшенные станции и ржавые таблички - это все, что напоминает нам сегодня о рельсовом электротранспорте.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Заброшенная диспетчерская на конечной на улице Артамонова заполнилась мусором.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

На разворотном кольце в небольшом лесочке еще можно рассмотреть остатки шпал.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

На Остужевском кольце до сих пор сохранились не только рельсы, но и специальные указатели.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

По рельсам Северного моста можно гулять без опасения, что вас собьет трамвай.

Как умирал трамвай | Create infographics

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

По этим рельсам у бывшего депо №3 на улице Кривошеина обычный трамвай уже не проедет. Разве что речной.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

А к самому депо путь все еще указывают трамвайные столбы.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Никаких ограничений для демонтажа рельсов больше не осталось. Прямо перед годовщиной смерти трамвая линии убирают на улице Героев Сибиряков.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Работники юго-западного рынка «благоустроили» рельсы под свои нужды.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Рельсы еще тянутся вдоль парка «Танаис».

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Городские власти планируют на их месте создать велодорожки.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Путепровод на улице 9 января, кажется, держится только за счет рельсов. Линии сохранились также на «виадуках» на улице Ленина и улице Менделеева.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

В районе птичьего рынка рельсы ушли в подполье.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Среди сосен на Антонова-Овсеенко до сих пор растут столбы. Благодаря этой линии студенты добирались до корпусов Политехнического института на девятом километре.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Сейчас на месте трамвайной линии только песок и колючки.

Ни один из трамваев, что использовались в Воронеже, не колесит сейчас по рельсам другого города. Все вагоны были списаны и разукомплектованы. Запчасти, которые еще можно было использовать, продали в другие города (например, в Краснодар). Корпуса трамваев сохранились разве что в роли садовых домиков.