Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество5 августа 2015 12:49

Если полковник Пономарев не виновен в гибели десантников, почему он под следствием?

Таким вопросом всё больше задаются читатели «Комсомолки» и не только они. Наш спецкор Николай Варсегов продолжает изучение трагедии, унесшей жизни 24 человек
В Уставе ясно прописано: командир отвечает за всё. И в данном случае Пономарев, согласно Уставу и командирскому долгу, взял на себя ответственность

В Уставе ясно прописано: командир отвечает за всё. И в данном случае Пономарев, согласно Уставу и командирскому долгу, взял на себя ответственность

Фото: РИА Новости

Ко мне в гостиницу вчера пришел офицер, служащий в том самом учебном в центре ВДВ.

- Наболело, - сказал офицер, - хочу рассказать вам все.

Сразу отметим, что всё, рассказанное офицером, мы тут публиковать не можем, потому как многое требует серьезной проверки. Но кое о чем стоит поговорить открыто.

Напомним, сразу после трагедии командир части полковник Олег Пономарев объявил себя к этой трагедии причастным и был арестован. Но, как выяснилось, основанием для ареста Пономарева стало не заявление о причастности, а показания его зама по тылу тоже полковника - Владислава Пархоменко, который указал следствию, что Олег Пономарев дал команду на заселение в казарму без ввода ее в эксплуатацию. В то же время есть Протокол комиссии, которая в канун заселения осмотрела злополучную казарму и разрешила туда поместить солдат. Под Протоколом также стоит и подпись зама по тылу Пархоменко, а вот подписи командира Пономарева там нет. Загадочная история.

Дозвониться, добраться до самого Пархоменко невозможно. Потому я сразу же и спросил моего гостя-офицера, почему Пархоменко дал такие показания?

- Мы думаем, чтобы отвести удар от себя. Дело в том, что зам по тылу командует подразделением КЭС (Коммунально-Эксплуатационная Служба). Это именно то хозяйство, которое отвечает за состояние казарм, дает оценку их годности. Именно замов по тылу обучают в тыловых училищах всем премудростям по строительству и ремонту. А задача же командира – готовить солдат к войне. Почему в данном случае зам по тылу остался у нас свидетелем, мы можем только гадать. И одно из наших предположений такое. Расскажу историю, которая в Омске всем хорошо известна. Когда в 2013 году командиром части пришел полковник Пономарев, он первым делом крепко поссорился с начальником военного следственного отдела Омского гарнизона Александром Калдеевым. Раньше у нас, по решению прежнего командира, ряд десантников несли службу по охране военного следственного отдела Омского гарнизона. Ну, нравилось следователям, что высокие крепкие парни в красивой форме стоят там на карауле у них. Пономарев же, исполняя приказ министра обороны о том, что каждый солдат должен заниматься тем, к чему он призван, эту охрану снял и тем самым вызвал бурную реакцию Калдеева. Скандал был громкий. Пономарев даже о том доложил командующему Шаманову, и Шаманов его поддержал. И вот с этого момента у нас начались проблемы с военными следователями. Если случалось какое-то ЧП в части, то отрабатывались только обвинительные против нас версии. Никаких оправдательных! Яркий пример – дело сержанта Голубева.

- Чем отличился Голубев?

- В январе 2014 года утром, после команды «подъем», один молодой боец выпрыгнул из окна четвертого этажа и сломал ногу. Ну, мы провели свое расследование. Выяснилось, что парень из неблагополучной семьи, ранее баловался наркотиками. Накануне вечером к нему приезжали друзья. Возможно, не утверждаю, дали ему таблетки или там спайс какой. В результате такая случиться могла реакция. В госпитале взяли у него кровь на анализ по наркотикам, но этот анализ, почему-то, военные следователи потеряли. Зато в том же госпитале этому парню и его матери объяснили, если он будет говорить, что прыгнул из окна сам, то сядет за членовредительство. Но если окажется, что его обижали старики, тогда он еще большую денежную компенсацию получит. Вот парень и показал на сержанта Голубева, который когда-то его в строю по каске ударил за нерасторопность. До сих пор это дело тянется. Так вот, нам думается, что этот странный арест командира Пономарева, скорее, ему отместка.

- Непонятно, зачем он, Пономарев, сам-то сразу себя объявил причастным?

- В Уставе ясно прописано: командир отвечает за всё. И в данном случае Пономарев, согласно Уставу и командирскому долгу, взял на себя ответственность.

- Можете рассказать, как вообще этот ремонт проводился в части?

- Тут дело такое. В советские времена, а я уж давно служу и знаю, были четкие нормативы. Срок службы кирпича силикатного – 50 лет. Красного – 75 лет. Прочие материалы – столько-то. На каждую казарму имелись паспорта. Всем было ясно когда и что ремонтировать. С перестройкой всю эту систему поломали. Документация пропала. Поэтому то, что случилось здесь, завтра может случиться в любом военном городке. Нету давно уж системного контроля. Еще с 90-х годов аварийное состояние наших казарм было известно и службе КЭС, и прокуратуре. Уже били тревогу, но тогда не было денег. И только в 2012 году деньги дали. Тогда же в преддверии ремонта в нашей части был проведен конкурс среди подрядчиков. Их специалисты, в частности и от двух омских фирм, всё осмотрели и отказались работать. Им было ясно, чтобы сделать качественно работу, нужно разбирать казармы на куски. Менять несущие конструкции. Проверять сварные швы и прочий крепеж, который за сорок лет наверняка проржавел изрядно.

Олег Пономарев объявил себя к этой трагедии причастным и был арестован. Но, как выяснилось, основанием для ареста Пономарева стало не заявление о причастности, а показания его зама по тылу

Олег Пономарев объявил себя к этой трагедии причастным и был арестован. Но, как выяснилось, основанием для ареста Пономарева стало не заявление о причастности, а показания его зама по тылу

Фото: РИА Новости

Строители сказали, что проще и дешевле новые казармы построить, чем это всё ремонтировать, если, конечно, делать ремонт на совесть. В итоге нашли вот каких-то сомнительных подрядчиков, вроде этой нижегородской фирмы Ремэксстрой, которая в свою очередь, отыскала субподрядчиков, те наняли еще субподрядчиков и так далее.

Это ныне обычная система, в результате которой деньги лавинообразно доходят до исполнителя в том количестве, в котором уже невозможно выполнить что-то качественно. И уже применяются самые дешевые материалы, самая дешевая рабочая сила.

- Можно предположить здесь какие-то махинации, о которых тут говорят повсюду?

- С этим вопросом к следственным органам. Но мы с вами знаем по опыту космодрома «Восточный» и по многим другим объектам, как у нас химичат на стройках. Потому ничего отрицать нельзя. У нас ведь каждый, находящийся при деньгах, считает себя их хозяином.

- В армии легче воровать, чем на гражданке?

- На гражданке всякий может сунуть нос в строительные, финансовые дела. А на военный объект вы не так-то легко пройдете.

- Если выяснится, что полковник Пономарев не виноват, кто-то будет наказан за его арест?

- Думаю, нет. Уверен, что сам Пономарев не станет подавать в суд.

Разумеется, домыслы офицеров части о возможной отместке Пономареву, это всего лишь домыслы, которые мы подтвердить не можем. Но в то же время ни нам, ни обществу не понятно за что арестован полковник Пономарев? Надеемся, что следственные органы скоро нам прояснят картину.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Полковник Пономарев не подписывал протокол о вводе в экспплуатацию рухнушей под Омском казармы

В распоряжении "Комсомолки" оказался тот самый документ

Напомним, 12 июля в учебном центре ВДВ под Омском обрушилась недавно ремонтированная казарма. Погибли 24 десантника. Их командир полковник Олег Пономарев сразу же объявил себя причастным к трагедии, за что и был взят под стражу. (подробности)