Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество24 августа 2015 19:30

Мать-инвалид из Ивацевичей: «Как я могу позволить своему ребенку скитаться по приютам?»

Ребенка, который родился у 37-летней матери с врожденной аномалией конечностей, соцслужбы хотят отдать опекунам - боятся, что родители-инвалиды не смогут его вырастить [фото]
В Ивацевичах у матери хотят забрать ребенка только потому, что она инвалид. Фото: Вячеслав ЧАГЛУШ.

В Ивацевичах у матери хотят забрать ребенка только потому, что она инвалид. Фото: Вячеслав ЧАГЛУШ.

Рождение ребенка для семьи инвалидов первой группы Анны и Анатолия Бахур из Ивацевичей стало поводом и для радости, и для нервотрепки. Уже почти месяц мать живет в страхе, что маленького Костю у нее отнимут.

- В роддоме нам с мужем врачи сказали, что принято решение: мы не можем воспитывать ребенка, потому либо его отдадут в приют, либо опекуну, - вспоминает Анна Бахур. - Мне даже не дали шанса, не пошли на уступку. Никто не хотел даже посмотреть, как я справляюсь с ребенком. Никто не хотел меня понять. Мне казалось, я тонула в слезах…

У Анны - врожденная аномалия конечностей, у ее мужа Анатолия - ДЦП. Для соцслужб это достаточное основание для того, чтобы сделать вывод, что семья не сможет в полной мере позаботиться о ребенке в силу физических ограничений.

Сейчас Анна вместе с сыном лежат в отдельной палате в педиатрии Ивацевичской райбольницы. Здесь они будут оставаться до тех пор, пока не решится этот болезненный вопрос.

Женщина старается сохранять самообладание - у малыша хороший аппетит, нельзя допустить, чтобы от стресса пропало молоко. Да и уход за месячным ребенком отвлекает маму от переживаний. Покормить, сменить подгузник, переодеть и уложить спать - обычные заботы обычной матери.

«Я ТАКАЯ ЖЕ, КАК И ВСЕ!»

- Всю любовь, все, что есть у меня, я ему отдам. Да, мой хороший? - говорит Анна. - Я так понимаю, за инвалида не хотят ответственность нести. Если женщина здоровая, то пускай рожает. А чем я хуже нее? Я такая же, как и все. Я не виновата, что я инвалид. Другие матери детей выкидывают из окон, избивают… Душа болит.

Ситуация, в которой оказалась Анна, ее очень обижает. С того самого момента, как она узнала о беременности, ее преследует настороженное отношение медиков к матери-инвалиду. Правда, о том, что ребенка после рождения у женщины могут отнять, мать никто не предупредил.

Всю любовь, все, что есть у меня, я ему отдам. Да, мой хороший? - говорит Анна. Фото: belta.by

Всю любовь, все, что есть у меня, я ему отдам. Да, мой хороший? - говорит Анна. Фото: belta.by

- Мне предлагали прервать беременность. Показаний никаких к этому не было. Я отказалась, - делится молодая мать. - Потом меня хотели отправить в Минск, чтобы сдать анализ на генетические заболевания. Я целый час размышляла. И подумала: я поеду, они на меня посмотрят, что я инвалид, и даже если анализ будет хороший, напишут, что плохой. И заставят прервать беременность. И не поехала.

Выписка из роддома тоже получилась какой-то скомканной.

- Меня очень быстро, буквально за 20 минут, собрали и перевезли в Ивацевичи. Я думала, что мы едем домой, а оказалось, что в больницу. Мне было очень обидно. Я думала, что я выйду по-человечески - знаете, как людей на выходе поздравляют, что мамой стала, с цветами встречают… Где там! - с горечью в голосе жалуется Анна.

«ДРУГИХ ДЕТЕЙ ПОДНИМАЛА, А СВОЕГО НЕ СМОГУ?»

Семья Бахур образовалась семь лет назад. Анна и Анатолий сперва попробовали жить вместе, а потом сыграли свадьбу. Супруги живут в квартире мужа в Ивацевичах. К ним каждый день приходит соцработница Тамара - помогает по хозяйству.

- Если соцслужбы считают, что мне так нужна помощь, пусть дадут мне няню. Что я не смогу сама сделать, так это шторы и тюль на окно повесить. Все. И зачем нам опекун, если я сама справляюсь? - задается вопросом Анна.

С домашними делами женщине помогает и супруг Анатолий.

- Например, мне надо уйти, я прошу: «Толик, почисти и нарежь картошку». Прихожу, он жалуется, что у него не получилось это сделать так красиво, как у меня. Ничего страшного, говорю, как нарезал, так и будешь есть! - смеется Анна.

К рождению ребенка супруги в квартире сделали ремонт. Полностью обновили ванну, поменяли трубы… Малышу купили кроватку.

- Кроватка стоит, а спать в ней некому, - грустно замечает мама Костика.

Оба супруга получают пособие - 1,8 млн. на каждого. Плюс к этому Анна старается подрабатывать - пишет картины и продает их за границей через знакомого в Дании. Еще женщина умеет работать на компьютере и шить, но на работу ее не берут.

Анна недоумевает, почему ей, активной и дееспособной женщине, боятся доверить ребенка.

- Мне врач говорил: «А не дай бог ты выпустишь на дорогу ребенка?» Я ответила: «Я что, не соображаю?» Тогда мне предложили другой вариант: если ребенок залезет на дерево? Так в детстве все лазят по деревьям, и я тоже лазила! Придумывают какие-то ситуации, в которых я не смогу выполнить родительские обязанности. Как это? Других детей я поднимала, а своего не смогу? Это просто обидно!

У Анны и Анатолия есть опыт общения с детьми - нянчились и с малышами знакомых, и с племянниками.

- Спрашивают: как я буду его поднимать на руки, когда будет весить больше 5 килограммов? Я сама по себе чувствую, что я здоровый человек. Я могу больше поднять! Пусть 15 кило будет, я подниму - что тут такого? Если бы я не чувствовала в себе силы, я бы детей не имела.

«Я УТВЕРЖДАЮ: Я МАТЬ!»

Когда Анну поставили перед выбором: она отдает ребенка в дом малютки, приемную семью либо опекуну, женщина обратилась за помощью к юристам «Офиса по правам людей с инвалидностью». Просто так расстаться с сыном Анна Бахур не готова: она сама выросла в детском доме и знает, что такое жизнь без родителей.

- Мать-алкоголичка меня бросила. Я по детским домам и интернатам поскиталась. Как я могу позволить своему ребенку пойти по моим стопам? Ничего хорошего в этом нет, - отмечает женщина.

Министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина взяла дело семьи Бахур под личный контроль. Фото: belta.by

Министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина взяла дело семьи Бахур под личный контроль. Фото: belta.by

Ее история получила резонанс и даже привлекла внимание министра труда и соцзащиты Марианны Щеткиной. Она лично приезжала к Анне и Костику в больницу и поручила подойти к решению этого сложного вопроса индивидуально, а не формально.

- Нужно сделать все, чтобы ребенок остался в своей семье. У него есть родители. Ребенок этот ожидаемый. Они его любят. И, конечно, нужно им помогать. Важно, чтобы они могли осуществлять уход, чтобы ребенок был в безопасности», - сказала тогда министр.

Правда, слова высокопоставленной гостьи в Анну вселяют мало уверенности. Вздохнуть с облегчением она сможет только тогда, когда ей скажут точно: ребенок остается с ней. Решение должны озвучить в начале сентября.

- Не знаю, на чем это все закончится. Хотелось бы, чтобы все разрешилось благополучно. Пока два варианта: или я с ребенком, или опекун. Няню не дают, говорят, не положена, а опекуна пихают. Получается, другая женщина будет все права на него иметь, а я нет. Я не согласна на это. Я утверждаю: я - мать! Мать!

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Инвалидность - не основание, чтобы отбирать детей

- В случае с семьей Бахур много вопросов. Их можно решить, если местные органы власти готовы использовать действующее законодательство для того, чтобы помочь этой семье, - считает юрист «Офиса по правам людей с инвалидностью» Ольга Лихачева. - Во-первых, местные власти вправе вносить дополнительные решения отдельных вопросов, например, по обеспечению социальной защиты граждан на соответствующей территории. Во-вторых, законодателем определены категории, которым положена няня. Формально семья Бахур на няню рассчитывать не может, но их случай может стать поводом для внесения дополнений в постановление Совмина «О некоторых вопросах оказания социальных услуг». Мы считаем, что ребенок имеет право на проживание в семье, родители имеют право быть таковыми. Вынесение формальных решений и произвольное толкование норм закона недопустимо. Закон защищает маму и ребенка. Мы надеемся на благополучный исход.