Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество25 августа 2015 22:00

Рискованный английский

Что делать учителю, если учебник, по которому он привык работать, исключили из Федерального перечня?
Евгений СТРИГУНОВ
Чтобы дать детям возможность все школьные годы учиться по одной методике,  учителям  нужно опираться только на качественные, всесторонне проверенные линейки учебников.

Чтобы дать детям возможность все школьные годы учиться по одной методике, учителям нужно опираться только на качественные, всесторонне проверенные линейки учебников.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

В прошедшем учебном году Минобрнауки России провело очередную ревизию Федерального перечня учебников для школ. В новый список, который будет действовать в ближайшие три года, не попало больше тысячи учебников, по которым раньше работали учителя. Были протесты авторов и издателей в СМИ, были судебные иски. Однако все суды Минобрнауки выиграло и Федеральный перечень пересмотрен не был.

Министерство образования и науки утверждает - новая система оценки учебников, когда кроме экспертизы Российской академии наук и Российской академии образования была организована еще и общественная экспертиза, позволяет обеспечить школы качественными книгами.

Новые учебники школы имеют право закупать, только если они вошли в Федеральный перечень. Книгами прежних лет выпуска, не вошедших в перечень, можно пользоваться в течение пяти лет - до их полного износа. Понятно, почему такая норма существует - не будут же школы выбрасывать учебники, закупленные годом раньше, не по-хозяйски это. Да и «перепрыгивать» с книг одного автора на другие во время учебы как-то не очень удобно. Но вот вопрос: всеми ли учебниками, еще лежащими на библиотечных полках, стоит и - главное - удобно пользоваться?

Линейка не полная

Например, одна из линеек учебников, не попавшая в новый Федеральный перечень, - «Английский язык» под редакцией М. Биболетовой (Enjoy English - «Английский с удовольствием»). Права на учебники из этой линейки для 2-х, 5 - 8-х и 11-х классов принадлежат известному издательству, а права на учебники для 3-х, 4-х, 9 - 10?х классов у него недавно закончились. Выпуск этих книг прекращен. У авторов были планы выпустить их в другом издательстве, изменив художественное оформление и сохранив содержание. Но на сегодня конкретные решения не приняты. То есть из линейки «уверенно себя чувствуют» только учебники для шести классов вместо десяти - неполная линейка.

Уже весной этого года учителя и родители в социальных сетях начали интересоваться, стоит ли дальше работать по учебникам Биболетовой. Издательство, которое взялось напечатать новые книжки, обещало, что все будет хорошо, утверждая, что перечень - документ рекомендательный, а значит, отсутствие в нем учебника не означает запрета на его использование в школах. А это, конечно же, не так. В данном случае слово «рекомендованный» предполагает, что другие учебники в школу поступать не могут. Запрещено и пользоваться учебниками, когда они не представляют собой полный учебно-методический комплекс (УМК) - то есть когда книги для одного класса уже напечатаны, а для другого их еще нет.

Кроме того, УМК предполагает целый набор учебных пособий для ученика и методических пособий для учителя. В случае с английским языком это книги для учителя, рабочие тетради, аудиоприложения и другие компоненты. Из-за разногласий авторского коллектива учебников Биболетовой с издательством есть угроза, что весь комплект того, что необходимо учителю для проведения качественного урока, выпускаться не будет.

К тому же учителя должны получать методическую и информационную поддержку - обычно ее осуществляют авторы при поддержке издательства. В существующей версии «Английского с удовольствием» такая поддержка осложняется опять же потому, что авторы не планируют продолжать работу вместе с издательством.

А как готовиться к ЕГЭ?

Мало того, учебники, претендующие на включение в перечень, проверяются экспертами в том числе и на соответствие государственным образовательным стандартам. Именно на их основе разрабатываются контрольно-измерительные материалы (КИМы) для ГИА в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Это значит, что подготовка к государственной итоговой аттестации по такому учебнику рискованна. Каждый год КИМы совершенствуются, опираясь на современные методики преподавания. Они ориентированы на то, чтобы максимально полно раскрыть уровень освоения учеником программы. И здесь, конечно, нельзя ошибиться в выборе основного учебника, который поможет в подготовке к экзаменам. Особенно тем, кто собирается поступать в вуз на гуманитарные специальности и хочет сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

Английский язык - как главный язык международного общения - требует очень серьезной подготовки. А с 2020 года Единый госэкзамен по иностранному языку станет обязательным. И, конечно, готовиться к таким испытаниям нужно серьезно и по самым свежим, прошедшим все необходимые экспертизы учебникам.

Фото: Иван ВИСЛОВ

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ЭЛЕКТРОННУЮ ВЕРСИЮ

Есть и еще одна проблема с учебниками, не попавшими в перечень.

Дело в том, что все учебники, одобренные Минобрнауки, должны иметь электронную версию. А с 1 сентября 2015 года школы могут использовать как бумажные учебники, так и электронные (учителя по всей стране сейчас проходят повышение квалификации по работе с электронными учебниками). Как правило, учебники, не вошедшие в новый перечень, электронную версию не имеют. А если и имеют, то использовать ее на занятиях нельзя - она не прошла экспертизу.

На педагогических форумах по поводу учебников Биболетовой нет единого мнения. Одни учителя говорят, что с удовольствием пользовались бы им, если бы была полная линейка и УМК. Другие говорят, что это был не лучший учебник («программа ужасная, не учебник, а сплошные картинки»). И предлагают линейки других издательств, на которые с нового года школы планируют перейти.

У родителей также разные мнения: одних учебник устраивает, другие говорят, что по нему неудобно готовиться к урокам дома. А в старших классах материал излагается несистемно при достаточно четкой структуре языка, так что исключили его из Федерального перечня не случайно.

Все больше участников дискуссий в социальных сетях склоняются к выводу, что учебники, исключенные из перечня, не имеют перспектив в ближайшее время. Так что школам нужно переходить на устойчивые линейки, включенные в Федеральный перечень. Пусть даже переход на них для привыкших к прежним УМК связан с определенными сложностями: «Пусть уж сразу по полной линейке идут, дети предмет знать будут».

Тем более нужно учитывать, что перечень постоянно совершенствуется.

ЦИФРЫ

В Федеральном перечне на 2013/2014 год было 2985 учебников. В перечне 2014/2015 года, который будет действовать на протяжении трех лет, осталось 1365 учебников.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Придерживайтесь Федерального перечня

Федеральный перечень был принят на ближайшие три года. Но, несмотря на это, не так давно состоялся Научно-методический совет по учебникам Минобрнауки, на котором еще несколько учебников были исключены из этого документа. Это были учебники, авторы которых не устранили замечаний экспертов, сформулированных годом раньше.

Так что, чтобы не сбивать детей, дать им возможность все школьные годы учиться по одной методике, учителям, методистам, школьным администраторам нужно опираться только на качественные, всесторонне проверенные линейки учебников. Тогда и не будет переживаний по поводу того - ах, учились по одним книжкам, а теперь придется привыкать к другим.