Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Экономика25 апреля 2016 12:25

Ограничить зарплаты начальства — это хорошо, но мало

Почему закон о разрыве зарплат в госучреждениях — шаг в правильном направлении, но слишком нерешительный
Это шаг в правильном направлении. Но шаг нерешительный и противоречивый

Это шаг в правильном направлении. Но шаг нерешительный и противоречивый

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на ограничение разрыва в зарплате между руководителями и рядовыми сотрудниками. Это шаг в правильном направлении. Но шаг нерешительный и противоречивый. В нем невооруженным взглядом видно, как закон будут обходить и по сути, и по форме.

Речь идет о госорганизациях, заметим. Хотя по части разрыва в доходах Россия в целом по экономике опережает самые «расколотые» страны и регионы мира. Так, у нас разрыв между руководством и рядовым составом фирм и организаций достигает 12-15 раз, тогда как в США и Западной Европе – 3,5, по Латинской Америке- 10 раз, по Африке – как раз 8. Нам теперь предлагается догнать Африку, установив максимальный 8-кратный разрыв?

При этом в законопроекте речь идет о зарплате, а не об общем доходе, а это вещи не идентичные. Эту зарплату предлагается даже публиковать в интернете, что хорошо. И увольнять «вышедших за берега скромности». Что еще лучше. Однако ничто не мешает начальникам по-прежнему выписывать себе премии и прочие бонусы, в разы превышающие их номинальный оклад. И ничего не публиковать об этом в интернете.

Помимо этого, у начальств есть масса возможностей организовать при себе любимых (или родственниках и супругах) всякие аффилированные конторки, которые будут успешно осваивать часть бюджетных средств, обращая их в неконтролируемый опять же доход. Так, скажем, главврач больницы может, получая формально скромный оклад, прирабатывать в разы больше от манипулирования потоками платных услуг пациентам. И все будет законно. Ведь источник его дохода – не только бюджет.

Вторая уловка заключается в том, что в законопроекте говорится о средней зарплате и запрете ее превышать в 8 раз. Тогда как во всем мире в подобных случаях принято говорить о медианной зарплате (выше нее получает ровно половина работников и ниже – другая половина). Именно она в большей степени отражает степень «социальной справедливости». Скажем, если на предприятии 7 работников, из них начальник получает 1000 рублей, трое по 100, а другие трое - 110, 115 и 120, то средняя зарплата будет чуть больше 232, а медианная – 110. Есть разница, что умножать на 8? Так и по стране в целом: медианная зарплата в условиях большого разрыва в доходах между самыми богатыми и самыми бедными примерно на 10 тысяч в месяц меньше среднеарифметической.

Наконец, третьей уловкой является предусмотренное исключение из закона: федеральные и местные власти смогут утверждать списки организаций, на которые этот закон распространяться не будет. Причем это, надо полагать, будет делаться келейно, без утверждения соответствующим законодательным органом, не говоря уже вынесении на суд общественности. Если сегодня крупнейшие госкорпорации в наглую лоббируют идею засекретить даже свои инвестиционные программы, то что говорить о доходах (не об окладах, заметим) тамошнего топ-менеджмента, о которых ходят легенды – сколько это миллионов в день.