Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире4 июля 2016 8:59

Вам ловить террористов или ставить на место «этих русских»?

Наш колумнист — о том, почему международный антитеррор превращается в профанацию
Георгий Бовт.

Георгий Бовт.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Как уже подтвердили спецслужбы сразу нескольких стран, организатором теракта в стамбульском аэропорту на прошлой неделе оказался уроженец Чечни Ахмед Чатаев. Судьба этого человека в последние годы – наглядное свидетельство того, в какую профанацию превратилось так называемое международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. Причем в данном случае нельзя свалить все на антироссийские санкции со стороны Запада, которые действительно формально затруднили взаимодействие спецслужб (хотя применительно к антитеррористической борьбе заявляется обратное – мол, по-прежнему взаимодействуем). История Чатаева тянется еще с тех пор, когда наши отношения с Западом были если не идеальными, то вполне дружескими. Еще не была произнесена и знаменитая «мюнхенская речь Путина». И даже Януковича не был избран президентом Украины, чтобы затем свергнуть его в результате «проевропейского Майдана-переворота».

В ходе второй чеченской войны Чатаев, 1980 года рождения, воевал против федералов. Видимо, там и потерял руку. Хотя подал это как результат пыток. Чеченским боевикам в начале 2000-х охотно давали статус «политических беженцев» в «добром» Евросоюзе. Чатаев получил такой статус в 2003 году в Австрии. Как он вообще оказался в Австрии, выехав из России, дело темное. Но у нас его официально ищут как раз с 2003 года. И, кстати, могли запросто получить этого персонажа назад аж несколько раз. В рамках, так сказать, международного антитеррористического сотрудничества. Тем более что Чатаев одно время фигурировал в базе Интерпола, «совмещая» со статусом политического беженца. И всякий раз статус перевешивал. На момент совершения теракта в Стамбуле его в базе Интерпола уж не было. Он был «чист и невинен».

Чатаева задерживали в Швеции в 2008 году с багажником машины полным оружия. Продержали год и отпустили. В январе 2010 года его задержали уже на Украине. Тогда там свой президентский срок досиживал президент Виктор Ющенко, Киев не стал спешить с выдачей Чатаева Москве, а решил «проконсультироваться» с Европой. В телефоне Чатаева якобы тогда нашли инструкцию по подрывному делу, а также фотографии убитых. Дело передали в Европейский суд по правам человека, который не увидел в фотках криминала и на основании имеющегося статуса австрийского политического беженца запретил выдавать Чатаева России. Его выдали Грузии, где правил тогда Саакашвили и где Чатаева обвиняли в ряде преступлений, совершенных еще в начале 2000-х. Грузия его отпустила, отношения с Москвой были не таковы, чтобы даже начать обсуждать вопрос о выдаче террориста.

Через год его задержали болгары. На границе с Турций. Суд сначала постановил выдать таки Чатаева Москве, однако апелляцию российская сторона проиграла. В следующем году Чатаев снова попался в руки грузинских правоохранителей – после перестрелки с силами МВД страны в печально известном (как гнездо боевиков) Панкисском ущелье. Грузинский суд, претендуя на звание самого гуманного в мире, оправдал Чатаева, к тому времени уже гражданина этой страны (ранее он женился на грузинке). И в 2015 году он благополучно отправился воевать в Сирию, где обучал русскоговорящих исламистов искусству убивать.

Эта история напоминает известную историю братьев-чеченцев Царнаевых, о которых российские спецслужбы предупреждали в свое время ФБР, но предупреждения игнорировали до тех пор, пока братья не взорвали бостонский марафон. Или историю парижских терактов уже этого года, организаторы которых и исполнители тоже ранее попадали в поле зрения спецслужб (французов, в частности, предупреждали об одном из организаторов турки).

Каждая спецслужба, такова уже ее природа, крайне неохотно делится информацией и сотрудничает даже с коллегами. Это клинический факт. Спецслужбы заточены на закрытость, а не на открытость. Они не любят действовать по чужой наводке, подсказке или указке. Мало ли, может, это «провокация». И еще неизвестно, что тут нам «подбрасывают». Особенно «эти русские». Чтобы сотрудничество в той же антитеррористической сфере завертелось, нужна политическая воля, навязанная спецслужбам сверху. Как мы видим, такой воли пока в должной мере не явлено. По-прежнему господствует политическая подозрительность. Даже в рамках ЕС, по сути, нет эффективного сотрудничества спецслужб и обмена соответствующей информацией. Что должно произойти еще, сколько раз и с каким числом жертв, ситуация изменилась? Вопрос, конечно, риторический.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Вероятного организатора теракта в Стамбуле назвали агентом Саакашвили

Выходца из Чечни Ахмета Чатаева, которого подозревают в организации теракта в аэропорту Ататюрка, причислили к агентам грузинских спецслужб во времена президентства Михаила Саакашвили (подробности)