Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Наука12 июля 2016 7:00

Насколько опасны сотовые станции у нас всерьез никто не изучал

Продолжаем разбираться с засилием излучающего оборудования мобильной связи в столице
И за всеми излучениями следит недремлющее око Роспотребнадзора

И за всеми излучениями следит недремлющее око Роспотребнадзора

На днях "КП" опубликовала мое расследование о том, почему в Москве стало так много базовых станций сотовой связи и насколько их излучение опасно для горожан. Столичный Департамент информационных технологий утверждает: все делается в рамках санитарных норм и правил. И за всеми излучениями следит недремлющее око Роспотребнадзора.

Но, оказывается, следить-то оно следит. Только в этом контроле, по мнению ученых, не много смысла.

Я попросил прокомментировать публикацию Олега Григорьева, зав научным отделом неионизирующих излучений Федерального медицинского биофизического центра, председателя Российского национального комитетв по защите от неионизирующих излучений.

- Олег Александрович, сотовые операторы ссылаются на то, что по нормам базовые станции не должны излучать больше, чем 10 мкВт/кв.см. Вон, говорят они, в США нормы в 10 раз выше - 100 мкВт/кв.см.

- Хм... А мы знаете откуда взялись эти самые 10 мкВт/кв.см ? Они приняты еще в 1984 году во "Временных санитарных норм и правилах защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами". Тогда еще никакой мобильной связи и в помине не было!

Документ разрабатывался Киевским институтом коммунальной гигиены и Институтом биофизики Минздрава СССР. Непосредственно отделом, который я возглавляю несколько последних лет. Цифра эта предназначена для объекта, когда он включен на полную мощность и для него определена и контролируется санитарно-защитная зона! Мало того, объект должен быть одиночный, а режим излучения - постоянный. И главное - норма должна была действовать до 2004 года.

И вообще, как гласят легенды, норма разрабатывалась для "глушилок" (в советское время в городах ставили специальные станции, которые глушили сигналы "враждеских" радиостанций - А.М.).

- А какое отношение она тогда имеет к сотовой связи?

- Сотовая связь возникла в 1994 году. Тогда было не до исследований. Поэтому просто воткнули в нормы те самые 10 мкВт/кв.см. Считали так - базовые станции тоже радиотехнический объект и стоят они так же редко!

Но в 1996 году Москва приняла региональный норматив - 2 мкВт/кв.см в помещениях, 3 - на улице. Специалисты понимали - в мегаполисе на людей негативно действуют разные факторов - шум, загазованность, стрессы. И излучения, конечно. Московский опыт стала перенимать страна. И Украина, кстати, где остался Институт коммунальной гигиены, тоже приняла норму 2,4 мкВт.

Но в 1999 году вышел Федеральный закон "О санэпид благополучии...", который отменил региональные нормы и в Москве опять стало 10 мкВт/кв.см.

В общем, как вы понимаете, специально никто не обосновывал - излучение 10 мкВт/кв.см - это хорошо или плохо для современных условий? И никто не выяснял последствия такого излучения.

Сейчас ситуация принципиально изменилась. На нас одновременно действует множество облучений. На разных частотах, со сложной модуляцией. Не известна повторяемость поступающих сигналов. И при этом источники излучения максимально приближены к населению. В общем, уровень облучения сейчас по сути не контролируется. Со мной тут могут поспорить: мол, излучение базовой станции измеряют, когда ее принимают в эксплуатацию. Но одновременно на нас воздейстуют несколько таких станций! И кто контролирует реальную излучаемую мощность передатчика? Кто ведет учет других станций, переотражений сигнала? А еще практически во всех квартирах есть роутеры, раздающие Wi-Fi!

А наш отдел неионизирующих излучений и лаборатория радиобиологии и гигиены неионизирующих излучений - теперь вообще единственные в Минздраве научные подразделения, которые занимаются изучением таких явлений!

- А насколько это опасно то, что людей облучают сразу несколько источников?

- Излучения базовых станций сотовой связи гораздо больше влияют на биологические объекты, чем какие-то другие источники, от которых идет постоянное излучение. То есть при равной энергии, падающей на человека, постоянное облучение (с любой модуляцией) менее вредно, чем то, когда человека одновременно облучают нескольких источников на разных частотах и с разными модуляциями. Да еще и периодически включающихся и выключающихся. На этот счет сделана масса экспериментальных работ еще в СССР.

С 1984 года появилось множество данных о биоэффектах электромагнитного поля. Но они не были учтены при определении норм. Доказано, что электромагнитоное поле - раздражитель центральной нервной системы слабой или средней силы.

- Что такое раздражитель?

- Это, например, свет для глаза, звук для уха. Каждый орган имеет рецептор, поэтому мы его ощущаем. Электромагнитное излучение воспринимается непосредственно тканями нервной системы. Скажем так, если лампу на вашем столе заставить мигать с частотой 5 герц, то через 10 минут вам будет некофортно, примерно через час голова заболит. А день-другой в таких условиях - и добро пожаловать в Кащенко.

Примерно так с электромагнитным полем и с центральной нервной системой. "Дискомфорт, головные боли, плохой сон, память" - это неспецифические проявления действия электромагнитного поля малой интенсивности. Они эпидемиологически подтверждены еще в 70-80-х годах прошлого века.

- А сейчас есть такие работы?

- У нас в стране ни одного исследования, которое бы выявило влияние электромагнитного поля сотовой связи на человека, не сделано. Хотя весь мир этим занимается. Даже те страны, которые не считаются технически развитыми.

В общем, думаю, понятно: ограничение излучения 10 мкВт/кв.см - далеко не объективная цифра. И на нее нельзя уповать при определении степени риска роста заболеваемости при хроническом облучении электромагнитным полем.

Не надо лукавить и говоря о зарубежных нормах. Во-первых, везде по-разному. Есть страны, где излучение ограничено 0,1 мкВт/кв.см. Европа стремится к 1 мкВт/кв.см (у нас такой норма была до 1984).

Во-вторых, упомянутые американские нормы разработаны при спонсорстве армии США. Если не лень, можно зайти на сайт и там честно это написано. А, как известно, армия США делает тепловое элетромагнитное оружие (нелетальное и другое, что объединяется словом "направленная энергия"). Особенность их законодательства гласит, что доказательная база нелетальности должна быть общедоступна. Вот и формируют такой предельно допустимый уровень, чтобы он позволял легально работать в том направлении. А после "дембеля" военные идут работать в исследовательские центры коммуникационных компаний и продолжают двигать этот самый "тепловой" подход в связь.

Зато французы понимают влияние электромагнитного поля на нервную систему человека. В прошлом году они резко урезали права и свободы сотовых операторов. Особенно в отношении мест, гда учатся или лечатся дети.

В Москве растет общий электромагнитный фон. Причем, в разы. Исключительно за счет базовых станций. Как известно, мы, люди, - это вещество, электромагнитное поле - это поле. Два разных вида материи. Без определенного электромагнитного поля мы не можем жить, как без кислорода. Это поле синхронизирует биологические процессы. К электромагнитным полям базовых станций сотовой связи (понятно, что это не природное поле) по идее мы сначала адаптируемся. Но потом, возможно, возникнут различные реакции. И сейчас никто не знает, какие именно.

Кстати, по заданию Минздрава США 10 лет назад был поставлен эксперимент - крыс облучали электромагнитным полем радиочастот. И вот недавно опубликован пресс-релиз: у крыс была обнаружена онкология.

В общем, мы, как специалисты, оцениваем ситуацию с электромагнитным загрязнением и увеличением количества базовых станций как развивающуюся в очень плохом направлении. Она очень необдуманна. И наивно тут опираться на необоснованный норматив.