Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды26 июля 2016 22:00

На самом деле он Бэтмен

В выходные на Первом повторяли докфильм Валдиса Пельша «Люди, сделавшие Землю круглой»

Мини-сериал про советскую авиацию 30-х. Про трансполярные перелеты и безумство храбрых испытателей. Премьера была в прошлом году, на 23 февраля, и тогда она затерялась в том котле, куда по всем телеканалам стекались праздничные песни про Красную Армию и обязательные фильмы про нее же. Пельш снял кино вдумчивое, не для котлов и не для фона на посиделках по случаю военных гуляний. Тут надо и слушать, и смотреть - на раскрашенные кадры хроники, на воссозданные виртуальные схемы полетов, на самого Пельша, вылезающего на жуткой высоте из летящего самолетика, чтобы показать максимально наглядно, как трудно было «тому парню» в холодном небе.

Еще звучат воспоминания Георгия Байдукова, второго пилота экипажа Валерия Чкалова. Дневники были найдены мужем внучки Байдукова, журналистом Дмитрием Хаустовым, во время ремонта на даче, что и породило в итоге фильм. В общем, фантастическая работа, где азарт и артистизм исполнения сочетаются со скрупулезным отношением к фактам, к истории. И вот где-то в середине моего завороженного просмотра в комнате появляется сын.

- О! - удивляется он. - Ведущий программы про песни. Он еще в жюри КВН сидел.

На экране тем временем Пельш показывает, как именно сменяли друг друга пилоты за штурвалом в узкой кабине.

- Да, - отвечаю. - Это Валдис Пельш. Еще он окончил философский факультет МГУ, прыгает с парашютом, историю всерьез изучал.

- Так он на самом деле... - прерывает меня сын еще до цитат из творчества группы «Несчастный случай». - Так он на самом деле ТАКОЙ?!

Я пересказала вам эту семейную сценку не для того, чтобы вы восхитились Пельшем, хотя восхищения он за проект про летчиков заслуживает. Смысл - в словосочетании «на самом деле». У меня есть ощущение, что только с помощью этого заклинания успокаивает себя отечественный шоу-бизнес. «Что вы, программа «Съешь таракана» - это такой формат. На самом деле я обожаю Малларме», «Ах, мне надоела эта маска похабника, но зритель хочет видеть меня таким. На самом деле я просыпаюсь с молитвой на устах», «Ой, пусть я пела песню про Маруху в лагерях, но на самом деле я люблю слушать Шнитке».

Множество знакомых репортеров, вернувшись с интервью, говорили: «На самом деле». И не дурак, мол, и манеры у собеседника приличные, и глаза вдумчивые, и кино человек смотрит неплохое. Что ж так тошно-то смотреть на продукт этих «недураков»? Может, потому, что иногда кто-то умудряется все же показать свое «на самом деле» не только случайному журналисту. И добивается того, чтобы рассказать про «людей, сделавших Землю круглой».