Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды2 августа 2016 22:00

Виктория Токарева: За сценарий продолжения «Джентльменов удачи» предложили миллион долларов

Известная писательница рассказала о своей новой книжке
- Сколько-сколько за нас обещали?

- Сколько-сколько за нас обещали?

Фото: кадр из фильма

В издательстве «Азбука» вышел новый томик рассказов и очерков Виктории Токаревой. «Немножко иностранка» - это путевые заметки и эссе, придуманные новеллы и былое, полет фантазии и наблюдения писательницы. Отдельные сюжеты этого сборника мы решили обсудить с его автором. Например, историю о том, как Виктории Токаревой предложили написать сценарий к продолжению «Джентльменов удачи».

«Мимино». Дубль 2

- Виктория Самойловна, это правда, что за новый сценарий вам предложили миллион долларов?

- Эта цифра завораживающе прозвучала в телефонном разговоре с продюсером фильма. На что Данелия (в соавторстве с ним Токарева сочинила сценарий «Джентльменов...». - Ред.) мне сказал: «Обманут. Ты проверь». А как проверить? Мне же никто не принес пачки денег в чемоданчике. Да и невозможно написать хорошее продолжение даже за миллион долларов. У этой истории законченный сюжет.

- Тем не менее фильм «Джентльмены, удачи!» с Сергеем Безруковым вышел на экраны.

- Я его не видела... Писать продолжение к фильму - плохая идея. Во всяком случае я не видела ни одного удачного сиквела. Кстати, написать «Джентльмены удачи-2» нам предлагал Савелий Крамаров еще сорок лет назад. И мы с Данелия стали фантазировать на тему продолжения. И сочинили новую историю с теми же героями. В Сибири умер сван - это такая народность в Грузии. По обычаю сванов он должен быть похоронен на родной земле. Тогда его родственники нанимают Хмыря, Косого и Доцента, чтобы они привезли останки из Сибири. История путешествия этой троицы могла быть смешной. Например, мы придумали, что Доцент - из хорошей еврейской семьи, у него мама - интеллигентная Фаина Раневская и так далее и тому подобное. Но писать все-таки не стали. Успех трудно повторить, а провалиться не хочется.

- Я слышала, что будет продолжение «Мимино», где вы тоже писали сценарий в соавторстве с Данелия и Резо Габриадзе.

- У нас купили разрешение на продолжение фильма. И мы взамен попросили не вводить нас в курс дела. Как замечательно сказал, увы, ушедший на днях Фазиль Искандер: «У нас свой виноградник и свое вино. А у них свой виноградник. Пускай они делают свое вино». Можно сказать и по-другому: нельзя дважды вступить в одну и ту же воду. Для тех, кто делает продолжение «Мимино», это будет новая вода. Сценарий пишет Ираклий Квирикадзе. С нами он не советуется. Как я слышала, это будет история племянника Мимино. В нашем фильме он был маленьким мальчиком. А теперь вырос. Валико - герой Вахтанга Кикабидзе - женился на сельской учительнице Лали, которая играла на пианино…

Сборник рассказов и очерков Виктории Токаревой.

Сборник рассказов и очерков Виктории Токаревой.

«Отказалась строить квартиру в Европе»

- В путевой заметке «Портрет в интерьере» вы рассказываете, как в одном итальянском отеле вы пришли на обед в ресторан в халате - после бассейна. И как итальянский метрдотель состроил зверское лицо и погнал вас энергично, «как козу с чужого огорода». Вы не обиделись, удалились восвояси, осознав свой просчет в соблюдении дресс-кода. А ведь могли бы закатить скандал, вы же клиент отеля. А клиент, как известно, всегда прав. Или вы по характеру такой человек - неконфликтный?

- Во-первых, клиент не всегда прав. В ресторан надо приходить комильфо. Итальянки, например, на обед выходят в бриллиантах. Я же нарушила форму одежды, которая обозначена как «элегантно». Не специально, просто нюансы не поняла. Итальянцы мне объяснили. Я согласилась.

Во-вторых, стараюсь не конфликтовать. Потому что каждый конфликт забирает столько энергии, что лучше жить без него.

Кстати, этот рассказ, «Портрет в интерьере», напечатали в журнале Story. И когда недавно я снова приехала в тот же отель в маленьком городке Абано-Терме, меня люди встречали на улице со словами: «Мы прочитали ваши путевые заметки и приехали сюда отдыхать». Потом меня пригласила на встречу хозяйка сети

отелей, богатая женщина. Она мне сказала, что, если я захочу построить здесь квартиру, она даст мне большую скидку. Я отказалась. На земле есть масса интересных мест, куда можно поехать. Тем более, где бы я ни находилась, через две недели уже хочу домой. Но сюжет с предложением построить квартиру в Италии, скорее всего, появится в моем новом рассказе. Мне больше стало нравиться писать путевые заметки и мои наблюдения.

- «Делай как должно, и будь что будет» - это фраза из вашего рассказа «Человеческий фактор» - о талантливом хирурге, который безнадежного пациента, однако, оперировал спустя рукава. Но тот вопреки всем прогнозам выжил. У хирурга шок - он едва не зарезал живого человека. Вроде бы этот афоризм приписывают Льву Толстому. А вы как его понимаете?

- Моя молодая знакомая забеременела. Но ее возлюбленный был прочно женат. И перед моей подругой встал вопрос, прекращать беременность или нет. Думаю, следуй она выражению «Делай как должно, и будь что будет», она бы сохранила ребенка. И когда бы ребенок появился на свет и посмотрел на нее своими глазами, она бы о своем решении не пожалела. Не любить его было бы уже невозможно. Так что эта фраза является своего рода инструкцией жизни.

Компрометирующие факты

- Вы часто делаете одолжения другим, которые потом оборачивались большими проблемами для вас? Как случилось с героем рассказа «Маленькое одолжение».

- У меня есть еще рассказ на эту же тему. О том, как к моему другу забрался вор посреди ночи, а друг в это время проснулся. Это было с поэтом и музыкантом Олегом Митяевым. Олег поднял голову и сказал: «Ты чего, мужик?» А вор смутился, попятился и спрыгнул с балкона. После этого Митяев купил собаку. Я написала эту историю с продолжением. Когда вор прыгнул с балкона, он сломал ногу и попросил не сдавать его милиции. Тогда герой, чьим прототипом послужил Митяев, повез его в больницу. А куда же его деть? В больнице сказали: «Давайте паспорт, документы». И он отдал свой паспорт, потому что у вора документов не было. Да еще заплатил за него деньги. В травмпункте сделали рентген, и выяснилось, что перелом со смещением. И пострадавшего надо класть в больницу. Маленькое одолжение порой оборачивается большой проблемой, когда нет возможности идти обратно.

- В рассказе «Немножко иностранка» вы описываете курортный роман одного знаменитого поэта. Называете его Орфеем. Высокий, с круглыми глазами и узким ртом. Он хватает рифмы с воздуха. Нетрудно догадаться, кто из живых классиков подходит под это описание. Но прежде в своих книжках вы называли Сергея Михалкова, Юрия Нагибина, Георгия Данелия, Владимира Войновича... Почему на этот раз дали герою вымышленное имя?

- Это история моей подруги, которая пошла на зов любви и в результате потеряла мужа, семью, здоровье. Поэт на ней не женился. И закончилось все печально - подруга умерла, будучи еще молодой женщиной. А поэт жив-здоров. Думаю, он помнит эту историю. И ему было бы неприятно, если бы я назвала по имени всех участников любовного треугольника. Это компрометирующие факты.

Виктория Токарева пишет рассказы полвека. И уже стала живым классиком. Фото: Максим БУРЛАК

Виктория Токарева пишет рассказы полвека. И уже стала живым классиком. Фото: Максим БУРЛАК

- Часто героями рассказов вы выбираете врачей. Почему?

- После 10-го класса я поступала в мединститут, но не поступила. Я до сих пор люблю медицину. И, как мне кажется, в ней понимаю, хотя и не жалею, что не стала врачом. Быть писателем - это такое удовольствие!

- Дурацкий вопрос, но все равно спрошу: вы чувствуете себя живым классиком? Вопрос навеян рассказом, где к вашей даче подошел незнакомый мужчина и поинтересовался у вас, уж не потомок ли вы писательницы Виктории Токаревой. И вы подумали: если он принял меня за потомка, тогда сколько же лет Токаревой? Наверное, она ровесница Жорж Санд...

- Я пишу давно - лет пятьдесят уже. Стала знаменитой очень рано - в 26 лет. Никогда себя не перечитываю. Написала - и отодвинула в сторону.

Однажды я пошла к врачу. Хотела подарить свою книгу. Но была очередь. Пока сидела в этой очереди, стала читать свою книжку, потому что почитать было нечего. И мне так понравилось, что в результате эту книгу я врачу не подарила, а принесла домой и дочитала до конца. Я не считаю себя живым классиком. Но думаю, что пишу хорошо. Не пишу книжек толстых. Пишу рассказы. Я спринтер. Почти готова моя новая книжка, которая будет называться так - «Кругом один обман». Это про то, как все обманывают всех.