Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Моя московская семья1 сентября 2016 13:30

В каждой второй столичной семье родители делают уроки вместе с детьми

Москвичи уверены, что это лучший способ поддержать ребенка и повысить его успеваемость в школе [итоги опроса «КП» и комментарии экспертов]
НИКОЛАЕВА Анна
В каждой второй московской семье родители стараются делать уроки вместе с юными школьниками. Фото: Александр АЛПАТКИН/ИТАР-ТАСС

В каждой второй московской семье родители стараются делать уроки вместе с юными школьниками. Фото: Александр АЛПАТКИН/ИТАР-ТАСС

Накануне 1 сентября мы провели опрос на сайте kp.ru по одной из самых актуальных сейчас тем: что делать родителям, чтобы ребенок лучше учился в школе, как повысить успеваемость? Читателям «Комсомолки» предложили выбрать один из семи вариантов ответов. Результаты оказались весьма показательными, некоторые выглядят на первый взгляд неожиданно. Прокомментировать выбор московских родителей мы попросили авторитетных экспертов: заместителя руководителя Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Высшей школы экономики Андрея Захарова и опытного психолога Павла Волженкова.

ЛУЧШИЕ ПОМОЩНИКИ - РОДИТЕЛИ

Именно так считают участники опроса «КП». На первое место (49%) родители ставят собственную помощь ребенку. Почти в каждой второй столичной семье мама, папа или другие домочадцы стараются делать школьные домашние задания вместе с детьми. При этом варианты участия родителей могут быть разными. Кто-то контролирует, чтобы ребенок сел за «домашку» в определенное время. Кто-то проверяет, как дети выучили уроки, а кто-то работает над домашним заданием вместе со своим любимым учеником «от и до».

Как оценивают такое поведение родителей специалисты?

- Многое зависит от возраста ребенка, - отмечает Андрей Захаров. - Чаще всего родители делают домашние задания вместе с детьми в начальных классах. На таких ранних этапах поддержка матери и отца действительно может быть важна. Кстати, если родители занимаются с детьми до школы, например, учат их читать, то это очень плодотворно сказывается на успеваемости в начальной школе. Исследования показали, что этот «багаж» нередко помогает ребенку добиваться успехов в учебе вплоть до 4 класса.

Чем ближе к старшим классам, тем реже родители проверяют уроки школьника и уже тем более делают домашние задания вместе с подростком, - поясняет эксперт. - Если же маме или папе приходится часто и активно подключаться к совместному выполнению домашней работы в старших классах, то, как правило, это реакция на проблемы ребенка в школе. Зачастую в таких случаях успеваемость страдает, поэтому нужно повнимательнее разобраться, в чем именно трудности, почему они возникли и искать способы решения проблем.

Если родители сами учат малыша читать еще до приема в школу, то это очень плодотворно сказывается на успеваемости в начальных классах.

Если родители сами учат малыша читать еще до приема в школу, то это очень плодотворно сказывается на успеваемости в начальных классах.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

В ТЕМУ

- Нередко успеваемость детей в начальных классах связана с уровнем образования самих родителей, - рассказывает Андрей Захаров. - Так, родители с высшим образованием, по данным исследований, чаще занимаются с детьми перед поступлением в школу - то, о чем мы говорили выше. Родители с меньшим уровнем образования делают это реже. При этом важную роль играет, ходит ли ребенок в детский сад. Например, есть категория родителей без высшего образования, которые не уделяют особого внимания образованию ребенка до школы сами, и к тому же эти дети не посещают сад. Таким малышам в начальных классах приходится особенно сложно. Поэтому важно, чтобы мамы и папы оказывали поддержку детям, начиная делать это на ранних этапах.

РЕПЕТИТОРЫ - ДЛЯ КАЖДОГО ПЯТОГО

Больше 20% участников опроса «КП» ответили, что нанимают своим детям репетитора.

- Как правило, это бывает в старших классах, когда нужно подготовить подростка к поступлению в вуз, - комментирует эксперт. - Между тем наши исследования показали: зачастую репетиторство на самом деле помогает незначительно. Более того, эффективнее занятия с репетиторами оказываются для тех детей, которые и так учатся хорошо, и им требуется усилить знания, сконцентрироваться на определенных направлениях для поступления в выбранный университет.

На третьем месте среди способов повысить успеваемость школьников по выбору родителей (12%) - программы дополнительного образования для детей и подростков. Большинство московских школ предлагают широкий выбор таких программ - начиная с дополнительных часов для углубления знаний по математике, русскому языку или физике и заканчивая кружками по игре в шахматы, танцевальными студиями и т.д.

«Программы дополнительного образования - действительно отличный способ развивать ребенка, расширять его кругозор и способности в самых разных сферах, - поддерживает Андрей Захаров. - При этом, конечно, нужно понимать, что с успеваемостью в школе напрямую будут связаны именно те программы, которые каким-то образом имеют отношение к школьным учебным предметами». Хотя, возможно и косвенное полезное влияние некоторых других занятий, напрямую не связанных со школьной учебой. Скажем, игра в шахматы нередко развивает математические способности ребенка, как отмечают нейробиологи.

Московские школы сейчас предлагают широкий выбор программ дополнительного образования, которые помогают всесторонне развивать ребенка.

Московские школы сейчас предлагают широкий выбор программ дополнительного образования, которые помогают всесторонне развивать ребенка.

Фото: Олег УКЛАДОВ

КНУТ И ПРЯНИК

Остальные способы повысить успеваемость ребенка в школе по итогам опроса «КП» московские родители распределили так:

- Приходится читать мораль нерадивому школьнику - 7% опрошенных.

- Поощряем подарками за хорошие оценки - 5,5% родителей.

- Ничего не делаем (фактически все надежды возлагаются на школу. - Ред.) - 5%.

- Наказываем за плохие отметки - 1,5%.

«Разумеется, поощрения и наказания какого-либо рода могут влиять на ребенка, - подтверждает Андрей Захаров. - Такие «кнуты» и «пряники» воздействуют и на самооценку, и на мотивацию детей. А мотивация и самооценка очень важны. Есть данные, например, что в старших классах у подростков в России сейчас сама по себе мотивация в учебе сильно меняется. Нередко падает интерес к учебным предметам как таковым. Школьники становятся заточенными на те дисциплины, которые нужно сдать для дальнейшего поступления в вуз. Такой своеобразный прагматизм вытесняет интерес к реальному получению знаний. И здесь, мне кажется, есть над чем поработать.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Самое главное - установить доверительные отношения с ребенком

- Самое важное, что могут сделать родители - установить доверительные отношения с ребенком. Тогда, с одной стороны, школьник будет делиться своими проблемами, задавать волнующие его вопросы, а, с другой, будет прислушиваться к советам родителей. В том числе - к разумным рекомендациям по учебе в школе, - поясняет психолог Павел Волженков.

- Что касается поощрений в виде вручения подарков, денег за хорошие отметки - не думаю, что это хорошая идея, - считает специалист. - На самом деле у ребенка есть естественная, природная потребность к познанию, получению информации об окружающем мире. Когда школьник учится, он реализует эту потребность. Если же «подкреплять» такое естественное влечение к знаниям материальными стимулами, обязательным вознаграждением, то порождается нездоровая меркантильность. Фактически формируется деструктивное поведение, которое только навредит в будущем, будет осложнять жизнь.

Точно так же вредны и наказания за плохие отметки. Наказывая ребенка, лишая его чего-либо, вы порождаете у него представление, что весь мир делится на две категории: людей-угнетателей и тех, кого обижают. Себя маленький человек, конечно, отнесет к последней группе. Безусловно, такой взгляд на мир будет мешать нормальному развитию ребенка.

«Так что главное - еще раз взаимное доверие и максимальное расширение кругозора ребенка, это лучшее, что вы можете сделать», - заключает Павел Волженков.

Уважаемые читатели, вы также можете принять участие в нашем опросе - выберите свой вариант ответа!